Кировская область, как и все «молочные» субъекты РФ, продолжает находиться под влиянием общероссийского «тренда», заключающегося в снижении закупочных цен на молоко. При этом локальные и федеральные требования более мягкими не становятся, поскольку на внутреннем рынке страны сохраняется нехватка молочного сырья в объеме 7 млн тонн. Макрозадача для властей Кировской области – рекордно увеличить производство молока. Но аграрии считают, что у региона есть не менее важная задача – сохранить те хозяйства, которые уже работают, но из-за экономических проблем находятся на грани закрытия. Чего ждать кировским аграриям – в материале «ФедералПресс».
Перспективы проекта «Миллион тонн молока» и общее состояние хозяйств региона стало предметом для обсуждения в Общественной палате Кировской области.
Аграрии уже не первый год говорят о том, что кировские колхозники и фермеры находятся в бедственном положении. Три года назад регион сократил поддержку сельского хозяйства в три раза – с 1,5 млрд до 500 млн рублей. Снижение поддержки вкупе с неблагоприятными погодными условиями в прошлом году, ростом цен на технику и топливо по всей стране, а также падением стоимости молока привело к тому, что некоторые хозяйства вынуждены работать себе в убыток.
При этом выделять меньше субсидий стал не только регион, но и федеральный центр. «За прошлый год по результатам ЧС Минсельхоз признал ущерб в размере 99 млн рублей, а выплата прошла только в размере 48 млн рублей, – возмущается председатель Агропромышленного союза товаропроизводителей Кировской области Владимир Огородов. – Где остальное? За нами еще остается большая сумма. Мы просим: отдайте то, что было, – ущерб ведь никуда не испарился. Почему министерство нашло 48 миллионов, а не 99? Я выступаю за то, чтобы попросить еще раз».
Огородов отмечает, что прежде чем обсуждать развитие молочного комплекса, нужно озаботиться проблемой сохранения хозяйств. «Мы посчитали доходы по тем хозяйствам, которые работают на периферию – Марий Эл, Удмуртия, Татарстан, – там идет генерирование убытков. Такая ситуация долго продолжаться не может, – считает он. – Предприятия не могут работать в минус. Пока не ясно, планирует ли их правительство как-то поддерживать. Если мы не можем сами выделить деньги, то нужно из федерации это вытрясти».
С ним согласен генеральный директор ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем» Фаат Хайруллин. Он отметил, что без дополнительной поддержки будет сложно сохранить те хозяйства, которые сейчас находятся в тяжелом положении.
«Было предложение отдать мелкие, проблемные хозяйства большим предприятиям. Но это не выход. Объединение экономику не сложит, – замечает Фаат Хайруллин. – Если эта махина рухнет, то вы представляете, что потом будет с этими деревнями? Крупные агрохолдинги тоже очень ранимые. Еще говорят о введении дополнительных критериев при распределении бюджетных средств. Я считаю, что выработать такую систему будет сложно. На каком основании мы будем говорить о том, что поможет тому, но не поможем другому?»
На заседании зашла речь о проекте «Миллион тонн молока». Пока ни аграрии, ни общественники не понимают, как будет организована переработка такого большого количества сырья. «Сураев-младший недавно выступал на радио, говорил, что если мы выпустим миллион тонн молока, то мы его испортим, его есть некому, – отметил член ОПКО Александр Булдаков. – У нас рассматривается вопрос строительства серьезных современных молочных заводов? Зачем вывозить его в Казань, например, если можно у нас перерабатывать?»
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Кировской области Евгений Софронов пояснил, что прорабатывается возможность строительства такого завода в Вятских Полянах. Продукция на предприятие будет поступать из нескольких районов: Лебяжского, Уржумского, Малмыжского, Вятскополянского, Кильмезского.
«Никто не против этого «Миллиона», но с гарантией реализации продукции – если на уровне Федерации будут договоры о реализации, – присоединился к обсуждению Фаат Хайруллин. – Кировской области столько молока не нужно. Мы в три раза больше производим, чем потребляем. Если гарантий нет, то тему надо закрывать. Если будет местная переработка, тогда вопросов нет».
Софронов отметил, что такую гарантию реализовать можно только при хорошей финансовой поддержке. Хозяйствам потребуется не менее миллиарда рублей. Сможет ли регион найти на это деньги, пока не ясно. Зато уже известно, что лето хозяйствам придется переживать без бюджетной поддержки.
«Пока дополнительных доходов для того, чтобы увеличить расходы на село, нет, – констатировала министр финансов Кировской области Лариса Маковеева. – Мы этот вопрос, возможно, рассмотрим в сентябре. Из федерального бюджета пока нет решений о субсидировании. Вопрос министерством сельского хозяйства прорабатывается, но пока решения нет».
Однако не все упирается в деньги. Ранее зампред областного правительства Алексей Котлячков заявил, что одна из главных причин снижения закупочной стоимости молока – фальсифицированная молочная продукция, которую постоянно обнаруживают в кировских торговых сетях. И примечательно, что в основном это привозные товары. Губернатор поручил ужесточить отслеживание такой продукции, что в результате сделает более востребованной молочные продукты местных аграриев.
По словам Котлячкова, кировским молочным предприятиям и фермерствам осталось еще немного подождать, и ситуация начнет нормализоваться – в середине июня он сообщил, что закупочные цены на молоко перестали снижаться, а уже в августе «пойдут в гору».
Фото: Евгений Поторочин, pixabay.com