«Курганмашзавод» сегодня попал под пристальное внимание не только Ростеха, который начинает оздоровление уникального предприятия, но и правоохранительных органов. Идет доследственная проверка деятельности хозяина концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина и его партнера Альберта Бакова. Следователи изучают схему транснациональной империи, в которой крутятся десятки миллиардов рублей кредитов госбанков. Подробности – в материале «ФедералПресс».
«Курганмашзавод» (КМЗ) переживает тяжелейший период своей истории. Лидер оборонного комплекса России, попав в состав концерна «Тракторные заводы» (КТЗ), в итоге пришел к банкротству и возможному срыву гособоронзаказа. 3 апреля была опубликована бухгалтерская отчетность завода, из которой следовало, что убыток 2017 года по сравнению с убытком 2016 года вырос в 30 раз.
«108 млрд рублей – это не убыток завода, а сумма кредиторской задолженности, которая сложилась в системе предприятий «Тракторные заводы» (КТЗ) за многие годы, – подчеркнул в комментарии для «ФедералПресс» сотрудник корпорации «Ростех». Начинается процесс национализации завода. И анализ финансовой схемы концерна «Тракторные заводы», в которой КМЗ был палочкой-выручалочкой.
Хроника падения
Эксперты утверждают, что падение завода началось уже с момента покупки актива концерном «Тракторные заводы» у группы «Сибур». Тогдашний губернатор Олег Богомолов в 2004 году предлагал приобрести в федеральную собственность у «Сибура» контрольный пакет акций ОАО «Курганмашзавод» в счет погашения задолженности «Газпрома» перед федеральным бюджетом. Речь об этом шла с президентом Владимиром Путиным, премьер-министром Фрадковым, министром обороны Ивановым и начальником Генштаба ВС Квашниным. Но в апреле 2005 года «Сибур» продал 50,63 % акций «Курганмашзавода» концерну «Тракторные заводы» (он управлялся ЗАО «МОСТ», на 90 % принадлежащим Михаилу Болотину).
В мае 2005 года новый хозяин Михаил Болотин заявил: «Никаких кадровых революций на «Курганмашзаводе» не произойдет. Это касается как топ-менеджеров, так и производственного персонала».
В октябре 2005 года гендиректор КМЗ Семен Млодик на заседании совета по развитию промышленного комплекса Курганской области заявил, что «на заводе намечено сократить около 4 тысяч специалистов – прежде всего управленцев среднего звена». На заводе тогда работали около 13 тысяч человек.
14 ноября 2005 года с «Курганмашзавода» уволился директор кузнечного завода, заместитель председателя Курганской городской думы Вячеслав Тяжельников. Он заявил, что его поступок «вызван несогласием с политикой нового руководства КМЗ». «Фактически никаких реальных мер по выводу Курганского машзавода из кризиса не принимается», – говорил он.
"В ответ собственники завода заявили о «выстраивании жесткой централизованной системы управления всеми службами». Затем на заводе началась чехарда с руководителями. Исполнительными директорами были Владимир Еремеев, Александр Титов, Игорь Гиске… Именно в эти годы на КМЗ возникли проблемы с исполнением госзаказа.
«Завод бьется в конвульсиях»
Курганский городской совет ветеранов в 2016 году стал инициатором публичного обсуждения ситуации на заводе. Авторы и разработчики знаменитых БМП-1, БМП-2, БМП-3, еще недавно руководители и главные специалисты предприятия, руководство области снова поставили вопрос о национализации единственного в России завода по производству легкой бронетанковой техники. И направили это предложение президенту и верховному главнокомандующему страны Владимиру Путину.
В начале 2016 года исполнительным директором стал совладелец КТЗ Альберт Баков. Но ситуация не изменилась.
Специальная рабочая группа совета ветеранов начала расследование деятельности владельцев ККУ «Тракторные заводы» Михаила Болотина и Альберта Бакова. Для этого были основания. Еще в 2016 году исполнительный директор КРО РСПП Алексей Симанов сообщал: «КМЗ как завод, обладающий надежными заказами, стал каналом перекачки денег для других предприятий концерна. Наш анализ показал, что за счет кредиторской задолженности завод финансирует эти другие предприятия. И это продолжается до сих пор…».
В середине прошлого года депутат Госдумы РФ от Курганской области Александр Ильтяков в письме генеральному прокурору РФ Юрию Чайке (имеется в распоряжении редакции) сообщил, что ветераны КМЗ и Кургана утверждают: вхождение КМЗ в концерн «Тракторные заводы» привело к уничтожению и банкротству некогда крупнейшего машиностроительного комплекса.
Для примера они привели последствия кадровой чистки на заводе, когда в 2013 году без объяснения причин были уволены главный инженер ОАО «Курганмашзавод» Сергей Ерофеев, его заместитель Лев Слуцкер и коммерческий директор предприятия Сергей Оксак и многие другие специалисты.
«Завод бьется в конвульсиях. Лучшие кадры – главного конструктора Александра Никонова, главного металлурга доктора технических наук Александра Афонаскина и других специалистов – выгнали за ворота. За счет «оптимизации» персонала были разрушены система управления качеством продукции, система разработки и подготовки производства новых конкурентоспособных продуктов как гражданского, так и специального назначения, а это крест на инновационном развитии предприятия», – отмечал бывший главный инженер КМЗ Владимир Сахаров, кавалер ордена Ленина, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный машиностроитель Российской Федерации.
«На параде по Красной площади катали макет, а не «Курганец-25»
В результате был сорван гособоронзаказ по постановке на производство универсального многоцелевого шасси «Курганец-25».
«Собственник катал по Красной площади на параде в 2015, 2016 и 2017 годах макет неотработанной машины», – отмечает председатель Курганского городского совета ветеранов Александр Мазеин.
О судьбе «Курганца-25» Мазеин написал в ноябре прошлого года и председателю СКР Александру Бастрыкину (письмо имеется в распоряжении редакции). В частности он сообщил, что «Арбитражный суд Москвы рассматривал иск Минобороны РФ к ОАО «КМЗ» о неустойке по контракту на поставку БМП «Курганец-25» в 2014–2016 годах на сумму 350 млн рублей. А на параде в Москве 9 мая были макеты, а не БМП, поскольку двигатели были со старых БМП, а башни – это неликвиды тульского завода. И на международном форуме «Армия-2017» была опять представлена лишь модернизированная БМП-3 образца 80-х годов».
«Тем самым исполнители «Курганца» ввели в заблуждение руководство страны. Ведь президент Путин, ставя задачу что-то сделать быстро, всегда подчеркивает – только не в ущерб качеству. А «Курганец-25» даже не прошел испытание на полигоне», – отмечает Владимир Сахаров. Это так Болотин и Баков исполняли указ Владимира Путина № 603 от 12 мая 2012 года об оснащении ВС РФ современными образцами вооружений и доведении их доли до 70 %.
«Занять и поделить»
Александр Мазеин в заявлении председателю СКР использовал аналитическую записку, которую подготовил эксперт,ветеран Курганмашзавода Леонид Губарев и обсудили компетентные специалисты.
«На основе данных из открытых источников выявлена схема бизнеса руководителей ККУ «Концерна «Тракторные заводы» Болотина и Бакова», – отметил в комментарии для «ФедералПресс» Леонид Губарев.
По мнению аналитиков, главный принцип этого бизнеса – «занять и поделить». Из анализа следует, что владельцы концерна под залог скупленных предприятий ВПК брали огромные кредиты в крупных банках РФ и на Западе. Так произошло с КМЗ, попавшем в кредитное болото. Актив завода использовался для обслуживания долга по кредитам, выплаты процентов банкам и как средства для залога оборудования и имущества под новые кредиты.
В записке приводится несколько примеров. Судя по сайту раскрытия информации «Интерфакса», в декабре 2009 года ОАО «КМЗ» заключило договоры поручительства со Сбербанком (Чувашское отделение) в обеспечение обязательств предприятий концерна, находящихся в предбанкротном состоянии. В этом списке «Чебоксарский завод Промлит» – кредит на 1,5 млрд рублей на затраты РЖД; «Четра-Промышленные машины» – 690 млн рублей на пополнение оборотных средств; «Четра КЗЧ» – 600 млн рублей на пополнение оборотных средств; «Промтрактор-Вагон» – 450 млн рублей на финансирование техперевооружения; «Промтрактор-Вагон» – 450 млн рублей на финансирование НИОКР, «Промтрактор-Вагон» – 850 млн рублей на поставку полувагонов, «Промтрактор-Вагон» – 689 млн рублей на поставку спецтехники, «Промтрактор-Вагон» – 6,6 млрд японских иен по контракту с японской фирмой; «ЧЗПТ» – 1,51 млрд рублей на пополнение оборотных средств и техперевооружение и т. д.
В июне 2010 года был заключен договор между ОАО «КМЗ» и ВЭБом по предоставлению поручительства к обеспечению обязательств ККУ «КТЗ» по кредиту на 15 млрд рублей. Под этот кредит в итоге ВЭБ получил 100 % акций КТЗ от Михаила Болотина и другого совладельца – Альберта Бакова.
Или еще пример: 23 марта 20011 года ККУ «КТЗ» (заемщик) и 18 банков (кредиторы) заключают синдицированный кредитный договор № 1/22010/К в два транша. Во главе кредиторов встал ВЭБ. Эти кредиты проводили через КМЗ. По кредиту «А» завод выступил заемщком 15 млрд рублей на три года у синдиката из 16 банков. По кредиту «В» – заемщиком 18 млрд рублей у Сбербанка, ВТБ и «Россельхозбанка». Сроки возврата кредитов и процентов в прошлом году прошли, и банки, как известно, завалили суды исками к ККУ «КТЗ», где постоянно фигурирует «Курганмашзавод». Затем несколько банков уступили права требования под дисконт 40 % офшорным компаниям, подконтрольным Михаилу Болотину («Мэйви Коммерциал Лимитед» – Британские Виргинские острова и «Бредвик Продактс Корпорейшн (зарегистрирована там же). Эти компании выкупили основной объем долга.
«В деловой переписке офшоры представляет руководитель «АгроДома», входящего в состав концерна, а в судах с участием банков – советник Болотина г-н Чурилов», – отметил в письме в СКР Александр Мазеин. И задается вопросом: откуда у этих офшоров деньги для покупки многомиллиардных долгов, когда концерн вступил в полосу банкротства?
Империя без границ
Обычно говорят, что концерн «Тракторные заводы» – это 17 системообразующих предприятий. Но на самом деле это империя из 92 компаний по всему миру, говорит Леонид Губарев, показывая список с перечнем фирм и предприятий, аффилированных с Болотиным и Баковым. Это фирмы в Германии, Австрии, Франции, Индии, Испании, странах СНГ и т. д. Этот список с официального сайта ФАС России, приложение к приказу № 293 от 20 ноября 2006 года, который утвердил форму представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц.
Из перечня следует, что до объявления Путиным в 2015 году деофшоризации головной организацией концерна КТЗ была нидерландская компания Mashinery & Industrial Group N.V. Фирма в стране НАТО, она владела 55,63 % голосующих акций уникального оборонного завода РФ КМЗ. Результатом деофшоризации стало новое ООО «Машиностроительная Индустриальная Группа - КТЗ уже в российской юрисдикции. И с 1 февраля 2016 года 55,4 % акций КМЗ перешли к ней.
А в апреле 2016 года, по данным агентства A&M «Рынок слияний и поглощений» в рейтинге ТОП-30 сделок года, ВЭБ, владея Mashinery & Industrial Group N.V за долги концерна, продал актив фирме BRENDORA LTD, Кипр, Никосия. Владельцами ее являются... Михаил Болотин и Альберт Баков. Цена сделки оценочно– 233,2 млн долларов. «Не здесь ли следы кредита в 1,5 млрд долларов, взятых у государства и переведенных в офшоры», – задают вопрос силовикам любознательные и настойчивые эксперты из Кургана.
В это же время на «Курганмашзаводе» к концу 2017 года, по данным экспертов, было 7700 единиц предельно устаревшего оборудования, обновление которого в 2016 составило всего 0,08 % при норме 10 %. Главная причина – хроническое отсутствие оборотных средств. А заключение аудиторской фирмы «Эталон» от 3 апреля 2017 года по финансовому отчету за 2016 год говорит о «наличии существенной неопределенности, способной обусловить значительные сомнения в способности ОАО «КМЗ» продолжать свою деятельность непрерывно».
Национализация – выход
Государство наконец-то решило забрать у частников уникальное производство. ВЭБ, как крупнейший кредитор КТЗ, передал завод в управление Ростеху. 19 июня корпорация «Ростех» в Кургане представила нового исполнительного директора «Курганмашзавода» Петра Тюкова. Он также является временным генеральным директором АО «РТ-Курганмашзавод», которое в составе холдинга АО «НПО «Высокоточные комплексы», входящего в госкорпорацию «Ростех», занимается оздоровлением КМЗ.
Александр Шуляков, заместитель генерального директора по экономической безопасности холдинга АО «НПО «Высокоточные комплексы» заявил: «Приходящая к управлению предприятием команда – от государства. Это не частный бизнес. Наша задача – организовать работу таким образом, чтобы «Курганмашзавод» вернулся к стабильному экономическому состоянию предприятия, которое способно выполнять гособоронзаказ, внешние контракты, обеспечить коллектив заработной платой, социальным пакетом как минимум на том уровне, который был до сегодняшнего дня».
Кто ответит за все?
Действия Болотина и Бакова, заявил в письме в СКР Александр Мазеин, подпадают под статью 201.1 УК РФ и связаны со злоупотреблениями при исполнении гособоронзаказа.
Напомним, 19 сентября прошлого года Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о внесении изменений в ст. 201.1 и 285.4 УК РФ. Они предусматривают привлечение к уголовной ответственности глав компаний и должностных лиц, злоупотребляющих полномочиями при выполнении гособоронзаказа. С 1 января этого года максимальное наказание по этим статьям составляет 10 лет лишения свободы. Новые статьи УК добавлены в статью 104.1 УК РФ, так как по ним возможна конфискация имущества.
Силовики начали работу. Старший помощник прокурора Курганской области Мария Мельникова сообщила, что «материалы проведенной прокуратурой области проверки по фактам неправомерных действий неустановленных лиц из числа руководства ОАО «КМЗ» при расходовании денежных средств направлены в СУ УМВД России по Курганской области для проведения процессуальной проверки и принятия решения в порядке ст. 144-145 УПК РФ».
«В настоящее время этот материал направлен для проведения дальнейшей проверки в ГУ МВД России по городу Москва», – отметила Мария Мельникова.
«ФедералПресс» направил запросы в московский главк МВД РФ и концерн КТЗ и будет следить за развитием ситуации.
Фото: ФедералПресс