Треть россиян (35 %), приобретающих товары в зарубежных интернет-магазинах, перестанут это делать, если порог беспошлинного ввоза снизится до 200 евро, следует из опроса исследовательского холдинга Ромир. По кому в первую очередь ударит новая инициатива властей, в материале «ФедералПресс».
Порог беспошлинного ввоза посылок от зарубежных интернет-магазинов предполагалось снизить уже с 1 июля, но затем это решение сдвинули на полгода. До 1 января 2019 года можно по-прежнему получать заказы без уплаты пошлины, если сумма покупок за месяц не превышает 1000 евро, а вес легче 31 кг. Но стоит перейти этот рубеж, и к цене товара добавляется пошлина в размере 30 % и не менее 4 евро за килограмм. Со следующего года беспошлинный порог снизится до 500 евро, а с 1 января 2020-го – до 200.
Россияне не особенно хотят платить пошлину за купленные за рубежом товары. Только 9 % опрошенных выразили готовность заказывать и дальше, даже если за это будет стоить дополнительных средств. 22 % участников опроса заявили, что будут искать варианты, чтобы не платить пошлину, а 35 % – вообще откажутся от заказов, если порог снизится до 200 евро. По мнению интернет-покупателей, приобретения в этом случае станут просто невыгодными.
Стоит отметить, что жители России довольно активно используют возможности Интернета для приобретения тех или иных товаров. По данным Ромира, за последний год покупки в зарубежных интернет-магазинах сделали 57 % экономически активных жителей крупных городов. Из них почти каждый третий за год оформил 3–4 заказа, 27 % – 7 и более. Средний чек россиянина, оплачивающего покупки в рублях, составил 9 146 рублей, в долларах – 124 «зеленых». Разброс при этом довольно большой – минимальный чек равнялся всего 50 рублям, максимальный потянул на 600 тысяч.
Самым ходовым товаром для россиян в зарубежных интернет-магазинах оказались аксессуары: обувь, сумки, ремни и кошельки. Их покупали 36 % опрошенных. Бытовую технику и электронику заказывали 34 %. Далее следовали украшения, часы, парфюмерия и косметика, а также товары для хобби. 22 % приобретали детские товары и игрушки.
Обращает внимание, что большинство покупок стоило меньше 200 евро. Крупные приобретения от 200 до 500 евро в реальности совершили только 5 % покупателей. И тем не менее, снижение беспошлинного порога негативно восприняло куда большее число. 27 % респондентов отнеслись к инициативе резко отрицательно, 13 % – выбрали ответ «скорее отрицательно». Впрочем, примерно столько же (39 %) положительно отнеслись к снижению порога. Возможно это те, кто уверен, что уложится в 200 евро, ведь другое предложение от Федеральной таможенной службы – платить пошлину за любую покупку – одобрили 6 % россиян.
Заместитель директора института «Центр развития» Высшей школы экономики Светлана Мисихина считает, что скорее всего уплата пошлины затронет преимущественно обеспеченных людей, которые вполне смогут с этим справиться. «Если только это не касается покупки относительно недорогой детской одежды и обуви, тогда может пострадать и малообеспеченное население, – предупреждает она. – Ведь иногда у нас товар, аналогичный тому, что можно купить за рубежом, стоит дороже, потому что продавцу еще нужно учесть курсовую разницу».
Остальные, по мнению эксперта, будут выбирать – продолжить покупки в зарубежных интернет-магазинах или нет. «Если это не продукты и лекарства, а скорее всего так и есть, то люди вполне могут от этого отказаться, – отметила она. – А те, кто не сможет, продолжит покупать. Просто снизится доля людей, пользующихся интернет-магазинами».
Между тем, уже принятое снижение порога беспошлинного ввоза может получить продолжение. Министерство финансов, в частности, предлагало установить ограничение на одну посылку в размере 100 евро. Это уже может затронуть достаточно большое число россиян, делающих интернет-покупки. И, как показывает опрос, для подавляющего большинства дополнительные расходы на уплату пошлины могут стать причиной отказа от онлайн-шопинга.
Как отмечают в Ромире, возможно, в этом и заключается смысл инициативы государства – уменьшить объем не облагаемых налогами интернет-покупок и вернуть товары в традиционную торговлю, где налоги присутствуют, но незаметны для покупателя.
Фото: pixabay.com