Красногорский гидроузел, метрополитен и аэропорт Омск-Федоровка. Проекты, обещающие стать визитной карточкой столицы Прииртышья, зарастают травой и уходят в небытие. В преддверии досрочных выборов, которые, вероятно, окажутся неконкурентными, в Омск с рабочим визитом приехал вице-премьер правительства России Виталий Мутко, курирующий строительный блок. О том, что ждет многомиллионные проекты, ставшие народным достоянием и одновременно притчей в языцех, – в материале «ФедералПресс».
Бумажная подземка
Об омском метро уже давно слагают легенды. Впервые о строительстве подземки заговорили еще в 1992 году, правда с тех пор было сделано немного: появилось только две станции – «Заречная» и «Кристалл», притом что деньги вкладывались немалые. В итоге власти города и области приняли решение законсервировать объект из-за недостаточного финансирования. Впоследствии были вынесены предложения о введении нового вида транспорта – метротрам или скоростной трамвай. Однако воз и ныне там.
С приходом в регион депутата Госдумы от Свердловской области Александра Буркова, который в октябре прошлого года сменил губернатора Виктора Назарова, общественность воспряла духом в надежде, что недалек тот час, когда омичи смогут избегать многочасовых пробок, передвигаясь на популярном виде транспорта. К сожалению, чуда не произошло. После нехитрых подсчетов было принято решение отказаться от метро и разработать проект консервации метрополитена. Как сообщил глава Минпрома Игорь Лукьянов, если проект консервации успешно разработают, то в следующем году потребуется найти в бюджете 400 миллионов рублей. Пока чиновники ищут денег, город простаивает в многочасовых пробках, а тоннель у библиотеки им. Пушкина, предназначенный под метро, давно используется как подземный переход. К тому же не стоит забывать и о том, что остановка строительства подземки, по мнению федерального Минтранса, чревата для омских чиновников возбуждением уголовных дел по факту неэффективного освоения бюджетных средств, но Александра Буркова, по всей видимости, это не остановило.
Прибывший в Омск Виталий Мутко посетил недостроенный метрополитен. Вице-губернатор Игорь Бондарев попытался объясниться, но вице-премьер прервал собеседника: «Если у вас нет решения вопросов, что с этим делать, в чем смысл консервации? Через 20 лет достроить? Вы в главном разберитесь: нужно строить или не нужно».
После, выступая на совещании, Мутко заметил, что ситуация непростая, поскольку важно преобразовать уже имеющееся, сохранив при этом федеральные деньги. Тем не менее «принятая много лет назад концепция – двух пересекающихся веток – устарела. Однако схема метро должна быть вмонтирована в стратегию развития города. Тем, что уже построено, нужно заниматься. Например, трансформировать тоннели в элементы линии скоростного трамвая или другие транспортные системы», – уверен федеральный чиновник.
Уже в конце августа, по словам заместителя председателя российского правительства, регионы должны будут закончить разработку концепции пространственного развития – от экономических реалий до транспортных схем. После этого полученную информацию обобщат и проанализируют на федеральном уровне. Однако возникает вопрос, не останется ли красивый проект по преобразованию омской подземки только на бумаге?
Стратегия без поддержки
В конце прошлого года врио губернатора Омской области Александр Бурков заявил о том, что многострадальный Красногорский гидроузел имеет для региона стратегическое значение. Однако частных инвесторов до сих пор нет, и мало кто верит, что они вообще появятся. По мнению Буркова, гидроузел необходим для поддержки уровня воды, а также для сохранения ее запасов. Согласно последним подсчетам, на достройку этого объекта бюджету предстоит раскошелиться на сумму в 9,4 миллиарда рублей.
С Бурковым согласен и Мутко. «Объект сегодня какой-то технической роли не играет, однако есть баланс, который необходимо соблюдать, поэтому мы дали поручение министерству экологии еще раз рассмотреть эту ситуацию. Работы в этом плане мы не заканчиваем, обязательно к ним вернемся», – пообещал вице-премьер.
А вот что касается аэропорта Омск-Федоровка, на строительство которого уже и так потрачено немало денег, его судьба пока под большим вопросом. Виталий Мутко заметил, что на сегодня нет необходимости тратить деньги на новые воздушные ворота, поскольку аэропорт Омск-Центральный вполне соответствует всем правилам безопасности и «острой необходимости в его выносе сегодня нет».
Вице-премьер готов вернуться к теме строительства аэропорта Омск-Федоровка, но лишь после того, как услышит мнения различных экспертов.
Полпред президента Сергей Меняйло не поддержал строительство аэропорта Омск-Федоровка. По его мнению, «нужно руководствоваться не эмоциями, а здравым смыслом». В частности, чиновник заметил, что во многих странах аэропорты находятся в центре города, и это скорее визитная карточка и местная достопримечательность, чем просто объект инфраструктуры. По мнению полпреда, сэкономленные финансы лучше направить на социальные объекты: «Надо взвесить, что важнее для Омской области – аэропорт или школы и детские сады?»
Кроме того, полпред уверен, что на все денег не хватит. Поэтому главная задача – решить, какие объекты принесут наибольший экономический эффект, а от каких дешевле отказаться.
Копейка рубль бережет
По мнению федеральных чиновников, крупные и дорогостоящие объекты должны прежде всего строиться не только при наличии желания, но и в соответствии с определенной стратегией пространственного развития страны.
«Нужен взвешенный подход и баланс. Нужно гибко реагировать на изменения временные и отдавать отчет, какие задачи первостепенны. При этом нельзя кидаться в крайности. Слишком много начали строить, а это большие деньги и деньги, которых не хватает и которые можно пустить на другие объекты. Должна быть позиция: на каждый вложенный рубль должен быть определенный эффект», – отметил полпред.
Александр Бурков после совещания постарался реабилитироваться в глазах журналистов, отметив, что «даны четкие поручения вице-премьером, что и в какие сроки проработать федеральным министерствам и агентствам с учетом привлечения профессионалов, которые могли бы это оценить».
«Для нас важна оценка относительно завершения строительства трех долгостроев, из которых два в компетенции федерального центра, и чтобы программа пространственного развития, которая будет приниматься на федеральном уровне, учитывала, строим мы это или не строим», – заявил врио губернатора, аккуратно переложив ответственность на федеральные плечи.
Безусловно, от Александра Буркова как от человека нового все ждут качественного рывка и конструктивного решения наболевших вопросов. Федеральная власть готова поддержать, если это будет оправданно. «Моя позиция – поддерживать каждого руководителя любого нашего региона, когда его предложение целесообразно, аргументированно и обоснованно», – подчеркнул Сергей Меняйло.