За четыре года, прошедших после принятия новой редакции закона об отходах, отрасль переработки мусора в России так и не создана. Большинство регионов к реформе оказались не готовы и требования закона стимулировать строительство новых объектов так и остались на бумаге. Это привело к образованию большого числа несанкционированных свалок, ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации и росту социальной напряженности. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Закон «Об отходах производства и потребления», принятый несколько лет назад, по сути, узаконил раздельный сбор отходов. Ожидалось, что это даст импульс созданию инфраструктуры для переработки и утилизации отходов, привлечению инвесторов, и, как следствие, значительному сокращению объемов мусора, направляемых на полигоны.
По оценке Минпромторга, в России в рамках этой реформы предстоит построить более 100 крупных объектов по переработке ТКО, в том числе и мусоросжигательные заводы. В результате к 2030 году в землю должно зарываться не более 15% отходов, а все остальное будет перерабатываться или сжигаться.
Однако понятно, что ни нормы закона об отходах, ни поручения президента, по сути, не выполняются. Те немногие комплексы сортировки мусора, которые возведены в разных регионах за последние годы, превращаются в обычные свалки, поскольку заниматься переработкой инвесторам невыгодно и не интересно. Иными словами, как отмечалось на итоговом «Форуме действий» ОНФ, ни переработки мусора, ни его раздельного сбора как не было, так и нет.
Проблемы с раздельным сбором
В компании «СВЕКО Союз инжиниринг» уверены, что для запуска новой современной схемы раздельного сбора отходов требуется значительное время. А внедрение раздельного сбора в мегаполисе, подобном Москве, вызовет серьезные технические трудности в силу особенностей застройки и организации транспортной логистики.
Эксперты назвали и другие проблемы, препятствующие введению раздельного сбора. Это невысокая стоимость на вторсырье (стекло, бумага, ПТЭФ-изделия и др.), а также логистические неудобства. Так, целлюлозно-бумажные предприятия располагаются в регионах Северо-Запада и Дальнего Востока, доставка туда макулатуры из центральной части страны сделает ее переработку нерентабельной. Для ПТЭФ рыночная конъюнктура также крайне неблагоприятна, так как мировые цены снижаются.
Кроме того, в планы властей и инвесторов неожиданно вмешались жители территорий, где планируется возведение мусорных объектов. Они не просто голосуют «против» на общественных слушаниях, но и выходят на митинги, устраивают пикеты, перекрывают автотрассы.
По сути, реальность такова, что любой проект в сфере обращения с отходами вызывает массовые протесты граждан. Они опасаются, во-первых, ухудшения экологической ситуации, что несет риски здоровью, а, во-вторых, снижения цен на свою недвижимость. Поэтому выбор у людей, с их точки зрения, невелик - либо переезжать, либо пытаться бороться.
Страхи необоснованны?
Чиновники уверены, что страхи местных жителей необоснованны, что воздействие заводов, в том числе мусоросжигательных, на почвенный покров, атмосферу, растительный и животный мир будет незначительным. А причины протестной активности они связывают с плохой осведомленностью людей.
«Существует ряд товарищей, которые своей недостоверной информацией об опасности выхлопов заводов обманывают несведущих людей, это и расжигает протесты», - заявил на спецзаседании Совета по правам человека при президенте (СПЧ) Андрей Шипелов, гендиректор АО «РТ-Инвест».
Эта компания планирует построить сеть мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Татарстане. При этом, правда, она отказывается выполнить решение суда и предоставить проект строительства такого завода на общественную экологическую экспертизу, поэтому члены СПЧ намерены просить содействия в этом вопросе у администрации президента.
Эксперты, в свою очередь, протесты населения считают обоснованными и причинами конфликтов называют непродуманные действия инициаторов строительства новых объектов, игнорирование с их стороны требований законодательства, а также сокрытие информации от граждан и даже их обман. Как результат - напряженность сразу в нескольких субъектах Российской Федерации и абсолютное недоверие людей к тому, что происходит.
Например, несмотря на то, что Владимир Путин уже неоднократно публично отмечал, что нельзя определять места расположения мусорных объектов без консультаций с людьми, которые живут на близлежащих территориях, чиновники по-прежнему заявляют о том, что итоги голосования на публичных слушаниях носят лишь рекомендательный характер. В результате ситуация только продолжает усугубляться.
Руководитель Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин считает, что жителям прилегающих к местам размещения мусорных объектов населенных пунктов в качестве компенсации надо предлагать проекты развития территории и благоустройства, например, в сфере охраны окружающей среды и здравоохранения.
«55 процентов поступлений от платы за негативное воздействие на окружающую среду идет в местные бюджеты, эти деньги вполне могли бы пойти на компенсационные проекты, на дороги, на строительство школ, - считает Макрушин. - Сейчас же людям взамен ничего не предлагают, а просто продавливают строительство, поэтому что еще можно от них ожидать, кроме протеста?»
Руководитель Российского экологического общества Рашид Исмаилов считает, что при выборе решений по строительству объектов системы обращения с ТКО должны быть учтены три момента. Первое – соответствие проекта нормам природоохранного и санитарного законодательства. Второе – участие общества в обсуждении проекта, причем его самой ранней стадии. И, наконец, третье – это экспертная оценка, подтверждающая экологическую безопасность объекта.
«А в случае возникновения социально-экологического конфликта нужно привлекать независимую экологическую экспертизу», - отметил Исмаилов.
По мнению председателя комиссии Общественной палаты России по экологии и охране окружающей среды Альбины Дударевой, чтобы уйти от противоречий, отрасль обращения с отходами нужно национализировать. Аналогичная мысль закреплена в докладе ОП РФ «Анализ эффективности мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов и предложения по обеспечению учета мнения граждан РФ при строительстве объектов, используемых для переработки указанных отходов», направленном президенту России Владимиру Путину.
В документе говорится, что сегодня «по факту инфраструктура по обращению с отходами не создается ни государством, ни бизнесом. Много лет продолжается незаконное размещение отходов без контроля качества и количества». «Попытка реализовать стратегию делегирования ответственности за создание системы обращения с отходами в частные руки не принесла эффективных результатов, - делают выводы авторы доклада.
Эксперты говорят о том, что «ни одна государственная или бизнес-структура на сегодняшний день не обладает всеми необходимыми в совокупности компетенциями, полномочиями, функциями, финансами для решения вышеуказанных проблем». «Ситуация требует поднять все полномочия, а также исполнение функций по организации обращения с отходами и вторичными ресурсами на федеральный уровень», - говорится в документе.
Решить существующие проблемы можно. Для этого, считают в Общественной палате, нужно создать компанию с государственным участием с функциями единого федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления и вторичными ресурсами, а также предусмотреть направление средств утилизационного и экологического сбора на строительство инфраструктуры и развитие технологий обработки, утилизации и обезвреживания.
Напомним, что старт «мусорной» реформе был дан в 2014 году, когда в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» внесли изменения, согласно которым твердые коммунальные отходы (ТКО) должны не просто вывозиться на полигоны, а в основном перерабатываться.
Необходимость этого шага была вызвана критической ситуацией, которая сложилась в большинстве регионов с накоплением отходов. Согласно экспертным оценкам Минприроды, свалки в России занимают не менее 4 млн га земли, что сопоставимо с территорией Швейцарии и Нидерландов, и каждый год под растущие объемы ТКО требуются новые земли.
Например, только в Подмосковье ежегодно оседает более 10 млн тонн мусора. Близость перенаселенной столицы и отсутствие мощностей по переработке превратили регион в огромную свалку, ресурс которой подходит к концу.
Мусорные войны