Избирательная комиссия Нижегородской области зарегистрировала пять кандидатов на пост губернатора. Список претендентов на губернаторское кресло не оказался неожиданным – их фамилии были известны еще два месяца назад. Участники предвыборной гонки не торопятся озвучивать свои предвыборные программы. Но уже сейчас понятно, что в основу программы одного из ее лидеров – действующего главы региона Глеба Никитина – ляжет «Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года».
Устойчивое, умное и справедливое развитие региона
С инициативой создать стратегию социально-экономического развития Нижегородской области врио губернатора Глеб Никитин выступил еще в декабре 2017 года. К работе над документом подключились более 400 экспертов регионального и федерального уровней. Что из этого получилось?
В документе сформулированы три основные стратегические цели, которые, по мнению его разработчиков, позволят обеспечить «устойчивое, умное и справедливое» развитие региона.
Первая цель – «человеческий капитал». В соответствии с этим пунктом планируется обеспечить высокий уровень и качество жизни населения региона «за счет гармоничного развития экономики и пространства, способствующего активному притяжению, накоплению и развитию качественного человеческого капитала».
Вторая – «экономическое развитие». В рамках этой цели планируется диверсифицировать экономику на основе цифровой промышленности. Нижегородская область должна стать одним из лидеров РФ по инвестиционному климату и условиям для предпринимательства, регионом с развитым АПК, центром туризма и народных промыслов.
Третья – «пространственное развитие и природные ресурсы». Здесь предполагается обеспечить гармонично организованное пространство, в основе принципов которого лежит гибкая система управления механизмом территориального развития, позволяющая соответствовать современным требованиям комфортной и прогрессивной среды.
Разработчики стратегии уверены, что к 2035 году Нижегородская область станет глобальным, конкурентоспособным и устойчивым регионом с высоким уровнем материального благосостояния населения, комфортной, привлекательной средой для жизни и бизнеса, с эффективным государственным и муниципальным управлением.
Кстати, слоган стратегии звучит так – «Вместе мы сможем больше!».
В рамках стратегии разработано три сценария экономического развития области: инновационный, базовый и консервативный с соответствующими ключевыми предпосылками. Однако цифры почему-то приведены только по двум первым сценариям – инновационному и базовому.
Так, согласно инновационному сценарию, ВРП на душу населения к 2035 году будет составлять 1 104 тыс. рублей, согласно базовому сценарию – 689 тыс. рублей. По данным на 2017 год этот показатель составлял 367 тыс. рублей. Инвестиции в основной капитал должны вырасти с 71,9 млрд рублей в 2017 году до 960 млрд рублей по инновационному сценарию и до 500 млрд рублей по базовому сценарию. Продолжительность жизни нижегородцев должна вырасти с 71,9 года до 81,5 и 77 лет по инновационному и базовому сценариям соответственно.
Концепция ясна – нужна конкретика
Задачи в рамках стратегии стоят серьезные: от патриотического воспитания гражданского общества, развития «умного» АПК, обеспечения диверсификации ОПК до формирования природно-экологического каркаса региона. Всего 134 страницы с картинками. Однако эксперты считают, что документ недостаточно проработан, есть еще много неучтенных нюансов.
Профессор Высшей школы экономики Александр Царьков напомнил, что при экс-губернаторе Валерии Шанцеве был разработан аналогичный документ – «Стратегия-2020». Но, несмотря на то что по макроэкономическим показателям она была практически выполнена, в ней не был предусмотрен вариант развития региона в условиях кризиса. В новом документе кризисный вариант тоже не представлен.
«Мы живем в капиталистической системе, где кризисы повторяются регулярно. Обидно будет, если в новом кризисе, который может случиться в 2020 году или чуть позже, будут утеряны механизмы и наработки, а самое главное, если опыт тех людей, которые всеми силами пытались вытащить регион из кризиса, будет невостребован», – поясняет Александр Царьков.
«Следующий вопрос, который вызывает опасения, – это энергодефицитность региона. Мы можем нарисовать большие картинки, построить светлое будущее, но если не будет достаточного количества энергоресурсов, то наша область так и не будет конкурентоспособной по сравнению с другими регионами, – продолжает Александр Царьков. – Более того, реализация стратегии должна быть серьезно продумана в вопросах обеспечения не только в энергоресурсах и в материальных затратах, но и с точки зрения кадрового потенциала, который будет ее реализовывать. Сейчас наблюдается спад интереса молодежи к госслужбе. И этот вопрос надо решать».
Профессор Нижегородского института управления (филиал РАНХиГС) Александр Мазин считает, что стратегия – важный и нужный документ, без которого невозможно развитие региона. Но стратегию, по его мнению, необходимо конкретизировать. «Концептуальные направления обозначены в документе верно, но нет конкретных шагов, как все это будет реализовываться, – пояснил Александр Мазин. – В ближайшее время я передам разработчикам документа свои замечания и предложения. Они связаны с проблемами образования, повышения квалификации, учитывая готовящиеся изменения в пенсионное законодательство, которые сейчас активно обсуждаются».
Политическая слабость или стратегическая сила?
По мнению экспертов, с точки зрения здравого смысла выбор Глебом Никитиным в качестве своей программы стратегии социально-экономического развития региона сделан совершенно разумно.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также считает, что, выбрав стретегию в качестве предвыборной программы, Глеб Никитин поступает вполне логично, но рискованно: «Предвыборная программа – это набор результатов вместе с путями достижения. В данном случае в этой роли выступает стратегия развития. Но возникает серьезная проблема. А будет ли нормальный человек читать стратегию? Поэтому отличие предвыборной программы от стратегии состоит только в том, что стратегия слишком конкретна и кропотлива. В этом ее политическая слабость, вместе с тем и стратегическая сила. Поэтому Глеб Никитин рискует, но риск этот может быть оправданным».
«Как правило, предвыборная программа того или иного кандидата – это документ с заведомо ограниченным сроком действия, о котором забывают на следующий день после голосования. А когда заявлена именно стратегия развития области, то понятно, что этот документ, его основные
цели и положения никуда не исчезнут после сентября», – поясняет политолог, старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник.
«Конечно, реализация таких долговременных программ определяется многими факторами и не в последнюю очередь возможностями, которыми будет обладать страна в целом, потому что область является частью России и ее экономики. Однако цели, которые озвучены в документы, вполне здравые и выполнимые. Даже если высокая заданная планка не будет достигнута и реализуется только часть этих программных положений – это уже будет большим успехом для области», – заключил Александр Прудник.
Выборы губернатора Нижегородской области