Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Акция в поддержку фанатов». В Москве раздадут бесплатные билеты на концерт за выбор мэра

Возможность сходить на концерт звезд организаторы просят не путать с агитацией
Возможность сходить на концерт звезд организаторы просят не путать с агитацией

Московские власти вместе с городским избиркомом нашли способ повысить явку на выборах мэра 9 сентября. Изобретать велосипед никто не стал: действовать решили по старинке – просто завлечь на избирательные участки бесплатными билетами на концерты поп-звезд. Такой подарок получат, правда, далеко не все, а только избранные. А вот в 1996 году все было иначе. Кому повезет и на кого работает проверенная политтехнология – в материале «ФедералПресс».

За чей счет песни и танцы

Старт проекта «Зачем молчать, когда есть голос!» дали Мосгоризбирком и мэрия столицы. Серия бесплатных концертов в СК «Олимпийский» для москвичей в возрасте до 30 лет пройдет в сентябре. Билеты молодые избиратели смогут получить на избирательных участках в день голосования 9 сентября.

Организаторы обещают зрителям яркое шоу с использованием новых технологий. В концертах выступят Полина Гагарина, группа SEREBRO, Алексей Воробьев, Елена Темникова, Джиган, IOWA и другие известные артисты.

Возможность сходить на концерт звезд организаторы просят не путать с агитацией. Например, певица Полина Гагарина заявила, что «абсолютно нигде» не призывает голосовать так, как она сама голосует. «У каждого свой выбор. Все могут ознакомиться с позициями каждого кандидата и выбрать понравившегося, полюбившегося или более понятного. Для меня очевиден мой выбор», – отметила Гагарина.

В Московском горизбиркоме шанс получить билет на бесплатный концерт называют «агитацией участия в выборах». Как заявил председатель комиссии Валентин Горбунов, «речь не идет об агитации за какого-то кандидата».

«Голосуй, или проиграешь!»

Между тем концерты во время избирательных кампаний – совсем не новое явление в современной России. Выступления популярных звезд шоу-бизнеса устраивали в 1996 году во время президентских выборов. Десятки рок- и поп-звезд российской эстрады отправились в тур по всей стране, собирали стадионы и давали концерты под лозунгом «Голосуй, или проиграешь». Между первым и вторым турами голосования в этих концертах принимал участие и сам Ельцин. А на некоторых из них он даже пускался в пляс (как это было, например, в Ростове-на-Дону).

Таким образом помощники Бориса Ельцина, рейтинг которого на тот момент составлял всего 3–6 %, привлекали к участию в выборах россиян и убеждали их проголосовать за своего кандидата. Ничего нового тогда пиарщики Ельцина не придумали: за образец была взята предвыборная кампания Билла Клинтона «Выбирай, или проиграешь» (Choose or lose) на MTV перед президентскими выборами в США 1992 года.  

Кстати, как раз во время той кампании разразился скандал. Вечером 19 июня 1996 года были задержаны пиарщики, занимавшиеся организацией этих концертов, – Сергей Лисовский и Аркадий Евстафьев. Их остановили прямо на выходе из Белого дома с коробкой из-под ксероксной бумаги, в которой лежали полмиллиона долларов, судя по всему, предназначавшиеся для выплаты гонораров артистам.  

Силовики тогда обвинили политтехнологов в предполагаемом нарушении правил валютных операций и финансирования президентских выборов. Однако все проблемы удалось быстро уладить, и задержанных отпустили. А инициаторов задержания – главу президентской службы безопасности Александра Коржакова и директора ФСБ Михаила Барсукова отправили в отставку за попытку государственного переворота.

Не то, что было раньше

Конечно, сейчас такая схема не пройдет. Никто, будь то президент Владимир Путин или мэр столицы Сергей Собянин, не рискнет проводить такую шоу-агитацию до выборов – времена и закон изменились. Но так ли уж бескорыстны артисты, как об этом заявил в беседе с журналистом «ФедералПресс» глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов, – вопрос. По словам Горбунова, артисты будут выступать безвозмездно – это акция в поддержку их фанатов. Столичный избирком и мэрия якобы оплатят только аренду «Олимпийского» и помогут решить оргвопросы.

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев говорит, что современные концерты во время избирательных кампаний действительно отличаются от тех, что были в 1990-х годах. Но подтекст их понятен. «Концерты, которые сейчас проходят, призывают приходить на выборы, а в девяностых главный лозунг был «Голосуй, или проиграешь». Важно понимать, что раз эти мероприятия организуют с помощью правительства Москвы, то они не могут не работать на имидж власти», – отмечает Журавлев.

И при этом очевидно, считает эксперт, что повышение явки избирателей прежде всего выгодно именно действующему мэру Москвы Сергею Собянину. «До выборов осталось немного времени, и Собянин идет к своей победе. Для него гораздо важнее не победить, а победить с большим отрывом от других и не получить большинство от меньшинства. В этом смысле, конечно, когда Собянин работает на увеличение явки, он работает на себя. Но все-таки повышение числа избирателей – это не задача работы на победу в выборах. Это задача повышения легитимности выборов, потому что это выгодно действующей власти», – добавил политолог.

Другое отличие нынешних концертов от тех, что были в 90-е годы, назвал политолог Андрей Богданов. «Тогда кандидаты соперничали ноздря в ноздрю, поэтому накал был в воздухе, а сейчас его нет. Тут решается вопрос явки избирателей, хотя я, честно говоря, не понимаю, зачем правительству Москвы это нужно, – с точки зрения победы и так все понятно, – отмечает Богданов. – Те кандидаты, которые должны победить, они и победят. И не потому, что кандидаты что-то фальсифицируют. Просто рядом нет достойных конкурентов».

Фото: pixabay.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.