Проблема алкоголизма у представителей малочисленных коренных народов Севера (КМНС) возникла с началом активного освоения Западной Сибири – до этого о существовании спиртного они и не знали. Столкновение с другой цивилизацией принесло много открытий. В числе «главных подарков» оказалась «огненная вода». О том, кто «споил» тундровиков, к чему это привело и как обстоит ситуация в наши дни – в материале «ФедералПресс».
Пришли первые нефтяники и устроили «праздник»
Первыми о проблеме алкоголизации заговорили сами представители КМНС. Уже в 1997 году более половины из них выразили обеспокоенность тем, что проблема пьянства на Севере значительна острее, чем в других регионах России. Тогда опрос проводился профессором Нурсафой Хайруллиной при подготовке книги «Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе». Опрошенные северяне говорили ей, что воспринимают алкогольное поведение членов семьи как обычное явление. Автор сделала вывод, что злоупотребление спиртным становится естественной составляющей их образа жизни.
Исследователи утверждают, что алкоголизацией КМНС занимались первые нефтяники, которые приходили не территорию. Им необходимо было добиться от них разрешения на строительство нового нефтепровода или разработку нового месторождения. У коренных жителей есть свои земли для традиционного природопользования, то есть охоты, рыболовства и собирательства, поэтому они так или иначе попали в зону интересов нефтяников. 30 лет назад, рассказывают эксперты, это была привычная схема: в деревню, где живут ханты и манси, нефтяники завозили алкоголь и устраивали «праздник». Выпив, местные уже не могли себя контролировать и за дополнительные 100 граммов подписывали какую угодно бумагу.
«Освоение Севера происходило зачастую агрессивными методами, в том числе и через распространение алкоголя. В результате мы и получили такое распространение алкоголизма среди коренного населения», – пояснил корреспонденту «ФедералПресс» врач-нарколог нижневартовской ПНБ Сергей Синицин.
Первых нефтяников винят и местные жители. 54-летняя Ольга из села Аган утверждает, что хорошо помнит, как все начиналось.
«У моей семьи было огромное угодье, пришли нефтяники, им нужна была наша земля. Стали предлагать снегоходы, бензин, деньги. В ответ просто просили не шуметь и позволять работать на земле. Многие разрешали. Тех, кто сопротивлялся, уговаривали. Всегда с водкой. А когда наши распробовали ее, нефтяники поняли, что у нас за ящик водки все можно купить – пушнину, рыбу, ягоды, что угодно. Это сейчас я понимаю, что нас спаивали специально, чтобы мы перестали думать о своих землях, культуре, а тогда… Все старики спились. Почти все умерли, а кто не умер – забичевал. Мало осталось тех, кто смог завязать. Я таких даже просто не знаю», – рассказала Ольга.
Не умеют пить
В организме хантов и манси действительно недостаточное количество ферментов, отвечающих за расщепление алкоголя, поэтому выражение «не умеют пить» тут не фигура речи, а факт. Алкоголь вызывает у них совершенно непредсказуемые реакции, в частности, сумасшествие или состояние аффекта.
«У представителей КМНС с веками сформировался особый тип питания: они едят много мяса и жира. Этот помогает им быстрей регенерировать ткани, а также помогает противостоять онкологии. Но они всегда потребляли мало углеводов, что, по мнению ученых, и приводит к быстрому возникновению алкогольной зависимости», – объяснил «ФедералПресс» Сергей Синицин.
Пьяные тундровики нередко ссорятся между собой, что приводит к необратимым последствиям. Во многих семьях коренных народов помнят тех членов, которые погибли во время пьяной ссоры.
«Никогда бы не подумала, что буду такое рассказывать, – призналась корреспонденту «ФедералПресс» жительница Ханты-Мансийского района Инна. – Все случилось в 1993 году. Мы отмечали день рождения моего мужа Семена. На столе было много еды: рыба, мясо, салаты какие-то, а еще больше было водки. Впрочем, в то время без нее ни одно застолье не проходило. Собрались всей семьей, пили-ели неделю всей деревней. В первые дни приходили только близкие, а когда и соседи узнали, что у нас водки много, стали и они приходить. А нам же много не надо: 200 граммов выпьют и пьяные становятся. Засыпали тут же, в доме, а кто-то во дворе, по поселку пьяные бродили, отсыпались и снова к нам. Весело было. А потом со стойбища приехал племянник с водкой. Ну пьянка и продолжилась. На восьмой день они с мужем что-то не поделили. Племянник пошел в дом, взял ружье, вернулся и застрелил мужа. Вот так просто».
«Жить трезво уже не получается»
Сейчас ситуация, конечно, изменилась в лучшую сторону. Нефтяники больше не спаивают хантов и манси. Да и сами представители КМНС за последние 15 лет поняли, что без традиционных промыслов и без сохранения самобытности они пропадут.
«Я много пил, – говорит 75-летний Афанасий из Нижневартовского района. – Забросил стойбище, оленей забил на мясо и шкуры... Шли годы, здоровья становилось все меньше и я понял, что нужно заканчивать такую жизнь. Протрезвел и испугался. Было реально страшно, что все потерял. Но мы опомнились, вернули себе хозяйство, снова занялись промыслом. На самом деле сейчас не так много занимаются промыслом, но и не мало. Не исчезнем».
Впрочем, из-за чрезмерного употребления алкоголя в местные больницы до сих поступают аборигены. Точной статистики нет, но источники «ФедералПресс» сообщили, что только в «Сургутскую клиническую психоневрологическую больницу» ежегодно попадают по несколько десятков тундровиков.
«Обычно их привозят родственники или они сами обращаются, потому что дальше уже невозможно так жить, – рассказал «ФедералПресс» один из наркологов на условиях анонимности. – Распадаются семьи, нарушаются традиционный уклад, когда мужчина перестает выполнять какие бы то ни было функции, кроме функции потребления. Мужчины перестают воспитывать детей, вести хозяйство. И даже после того, как мы их пролечим, процент возвращенцев 70-80. Не умеют они пить. А жить трезво уже не получается».
Как отметил Сергей Синицын, в обозримом будущем ханты и манси не смогут выработать терпимость к алкоголю. Единственное, что можно сделать, по его словам, – это ввести в национальных поселках сухой закон.
«Конечно, им стоит воздержаться от потребления алкоголя. Иного пути нет», – уверен врач.
Напомним, в Югре прошлым летом обсуждали введение сухого закона. Сторонники трезвого образа жизни предложили окружному правительству вынести все точки продажи алкогольных напитков за пределы населенных пунктов. Однако в ходе обсуждения власти и общественники сошлись во мнении, что снизить потребление алкоголя необходимо, но вынос магазинов за пределы населенных пунктов может не принести должного эффекта.
Фото: Александр Ефимов, Игорь Павлов, nvraion.ru, личный архив собеседников «ФедералПресс».