Священные этнические места Ямала до сих пор притягивают ученых и путешественников. Раньше в «местах силы» северные аборигены просили у духов здоровья и удачи, подкрепляя просьбы жертвоприношениями оленей и медведей. Кровь животных до сих пор сохранилась на многолетних фигурках идолов. Местные жители утверждают, что священные места до сих пор помогают людям вне зависимости от их вероисповедания и национальности, но требуют к себе особого отношения. Можно не верить в их силу, но идолы являются уникальными памятниками традиционной народной культуры, которые привлекают туристов. Топ-5 «мест силы» – в материале «ФедералПресс».
5 место. Большая гора с высохшим деревом
Салемал хэхэ я – священное место, известное местным жителям под названием Большая гора, находится в двух километрах от поселка Салемал в Ямальском районе. На возвышенности стоит большое высохшее дерево, на ветвях которого висят черепа оленей и разноцветные ленточки. На земле также можно увидеть множество черепов животных. Сюда коренные северяне приходили со своими просьбами и дарами богам.
Несмотря на то, что свежих жертвоприношений в этом месте давно нет, все же местные жители украшают культовое дерево ленточками и приносят монеты. Некоторые приезжие жители поселка с опаской обходят Большую гору, а детвора еще в недалеком прошлом собирала на священном месте оставленные духам дары – мелкие монеты.
4 место. Хозяин оленей и гора черепов
Еще одна святыня расположилась на острове Белый, на мысе Малыгина, недалеко от пролива – Илебямпэртя. По мнению исследователей, на жертвенное место божества – хозяина и охранника оленей – давно не ступала нога человека, следов свежих жертвоприношений не видно. Оно производит впечатление запущенного места.
В древности здесь в жертву приносили белых медведей и белых оленей. Их шкурами заворачивали центрального идола. До недавнего времени в этих местах можно было обнаружить много черепов животных и старых сгнивших шкур, а в центе ритуального места была сложена целая гора из черепов. К рогам оленей привязаны разноцветные ленточки, также среди подношений металлические предметы, в числе которых топоры и гвозди.
3 место. Большой чум со свежей кровью
Юрибей хэхэ я – еще одно священное место оленеводов находится в нескольких километрах от фактории Тарко-Сале. По своему виду напоминает большой чум, который можно увидеть даже издалека. На культовом месте возвышается гора черепов, повсюду много стеклянной посуды и разноцветных лоскутов ткани.
Здесь краеведы обнаружили следы свежих жертвоприношений.
2 место. Белый Старик – ворота на Ямал
Одной из главных святынь ненцев считается Сэр Ири (Белый Старик) на острове Белый. Ненцы называют его островом Белого Старика. С древних времен этот остров считался воротами на Ямал. Священное место находится в глубине острова, примерно в 30 км от пролива Малыгина. В центре возвышается двухметровая деревянная фигура Сэра Ири, а вокруг разбросаны бревна, которые предположительно могли быть идолами. Подобную фигуру Сэра Ири можно встретить в священных нартах ненцев по всему Ямалу. При жертвоприношении на фигуру надевали шкуру оленя или медведя.
1 место. Хозяйка Ямала – только для мужчин
Практически на самом севере полуострова Ямал находится священное место Ямал хэхэ (Богиня края земли). «Хозяйка Ямала» расположена между реками Хэяха и Халяяха. Памятнику присвоен статус объекта культурного наследия региона. Это святилище высшего уровня, оно считается главным на Ямале.
Недалеко сохранились семь священных мест, относящихся к разным ненецким родам. На каждом есть фигуры идолов, на их лицах отпечаталась оленья кровь. На жертвенниках также сохранились части священных нарт и шестов, стволы лиственниц, оленьи черепа с рогами и черепа медведей, шкурки песцов, бубны и колотушки умерших шаманов.
Кроме ритуальных жертвоприношений, можно было приносить в дар цветные ленточки и металлические предметы. Впоследствии туристы увозили их с сакрального места, оставляя взамен что-то свое. Как считают ненцы, со временем предметы обретают священную силу. По существующей традиции с собой с сакрального места можно взять культовый атрибут, который будет выполнять функцию амулета, охраняя своего владельца от бед и болезней, но с условием обязательного возврата реликвии на место через три года.
Вот только посетить святилище могут только мужчины. Едущие паломники должны иметь серьезные причины для визита. Постороннего человека, направляющего к ямальской святыне, должен вести проводник – хранитель этого места.
Фото:kartarf.ru,