Многодетная семья Бородавченко из Севастополя победила во всероссийском конкурсе «Семья года». Это позитивное событие так и осталось бы одинокой строчкой в новостной ленте, если бы не удивительная история семьи. О том, как пережить войну, вырастить пятерых детей и освоить множество профессий – в материале «ФедералПресс».
«Спрятал паспорт и сказал: в Луганск ты не едешь»
Глава семьи Александр Бородавченко о своем прошлом вспоминать не любит и с прессой общается неохотно. Он долгое время был бойцом украинского «Беркута» в родном Луганске, пока в Киеве не случился Евромайдан, а за ним и госпереворот. Все «беркутовцы» разом стали врагами новоявленной власти. И пока во Львове их ставили на колени перед толпой, заставляя каяться в несовершенных преступлениях, в Севастополе бойцов встречали как героев, цветами и криками «ура!». Тогда, в феврале 2014-го, Александра в Севастополь позвал сослуживец. Уже было понятно, что в Крыму делается новая история и нужно защищать границы полуострова от возможной угрозы.
«Из Севастополя мы выдвинулись на Чонгар. Там отстояли где-то до 20 марта. А в конце марта, после референдума, я вернулся опять в Луганск и там пробыл почти полгода. Скажем так, я был в первых рядах ополчения. Когда кое-что выполнил, вернулся сюда», – рассказывает Александр, который после возвращения из Луганска ушел из «Беркута» и стал гражданским. Но общение с родным городом не прекратил. В мае 2015 года он привез 30 ополченцев из Луганска для участия в Параде Победы в Севастополе.
«Помогли местные меценаты, выделили деньги на автобус, на лагерь, где они ночевали, на продукты. Руководители города дали добро нашей колонне пройти с флагами ЛНР в составе Парада Победы, правда, это была неофициальная часть. Там были казаки, десантники. Несколько человек, которые участвовали в этом параде, увы, уже погибли», – рассказывает Александр.
Семью свою Александр перевез в Севастополь еще в начале марта 2014-го. Расставаться с родным Луганском и уезжать в Крым жена Наталья не хотела. Муж пошел на хитрость.
«Я позвонил жене, сказал, чтобы приезжали, мол, тут красиво и тепло. Жена приехала, я забрал все документы, спрятал паспорт и сказал: «Больше в Луганск ты не поедешь». Она ругалась, конечно, не хотела оставаться. Тогда же на Донбассе еще тихо было, а здесь уже шли события. А я понимал, что Крым не сдадут», – вспоминает глава семьи.
«Был бы мальчик, назвали бы Вовой»
Сегодня Бородавченко живут на Фиоленте в доме знакомого, который предоставил им жилье совершенно бесплатно. «Человек чести», – говорит о нем Наталья.
В школу детей приняли без проблем. Так вышло, что директор школы № 60, в которой учатся дети, тоже родом из Луганска. Более того – она раньше работала в луганской школе, где до переезда учились Бородавченко. Об этом невероятном совпадении семья узнала только при поступлении в школу.
Вопрос с документами семья уже решила, хотя и не без проблем. Наталье, несмотря на то что на момент референдума она уже жила в Крыму, пришлось сначала оформить разрешение на временное проживание, затем вид на жительство, и только недавно женщина получила гражданство. А вот Александру дали российский паспорт, о котором он мечтал уже много лет, без проблем.
«Паспорт я получил еще до референдума закрытым указом президента. Все те «беркута», которые приехали с Украины, – а были ребята с Западной Украины, из Днепропетровска, Запорожья, Харькова, – все получили гражданство до референдума. Нам дали загранпаспорта, и по ним мы могли в любом регионе РФ получить уже гражданский паспорт. Я решил получить его в Севастополе», – рассказывает Александр, который сегодня работает в частной фирме и занимается лесным хозяйством.
Работать приходится много, домой Александр, по его словам, приходит «только поспать». Все заботы о семье в основном ложатся на плечи мамы. Наталья освоила множество профессий – от медика до швеи и парикмахера. Сейчас она пока не работает – младшей Насте еще нет трех лет, потому в детсад ее пока не берут.
«Она у нас родилась почти на день рождения президента: он седьмого октября, она – пятого. Думаю, господи, еще бы чуть-чуть дотянули, был бы подарок совсем. Я всегда восхищалась Владимиром Владимировичем, всегда внимательно слушаю его выступления. Может быть, если бы был мальчик, назвали бы Вовой», – рассказывает Наталья.
На Парад Победы в Москву
Как признается Наталья, денег на все не хватает, но семья ни на что не жалуется.
«Не хуже других живем. Дал бог детей, даст и на детей», – говорит женщина.
Пособие на двоих младших – Настю и 5-летнего Максима – полагается 16 тысяч рублей. На старших перечисляют по 500 рублей как малообеспеченной семье. При этом только на кружки для одного ребенка может уходить по 5 тысяч ежемесячно. А дети все талантливые: старший сын Саша занимается самбо, дзюдо и армейским рукопашным боем, снимается в кино, активно участвует в общественной жизни города, 15-летяя Катя играет на фортепиано и занимается вокалом, Матвей увлекается танцами и мечтает пойти на акробатику. Дети дружные, ответственные, привыкли помогать друг другу, уважают старших и любят родину.
Супруги воспитывают в детях патриотические чувства. Еще во время жизни в Луганске семья в течение восьми лет ездила на парады Победы в разные города России – каждый год в новый город. Только вот в Москве им побывать пока не удалось – это их главная мечта.
Александр гордится своими детьми и чувствует себя счастливым – с любимой семьей, в любимом городе, в родной стране, жить в которой мечтал многие годы. Только одно давит на сердце – война в Донбассе.
«За событиями в Донбассе слежу. Но стараюсь меньше просматривать новости, потому что неприятно думать, что там людям трудно, а я нахожусь здесь. Есть какая-то ответственность перед городом, в котором жил, но я-то выбрал решение приехать сюда раньше, до всех этих событий, а не после. Долгие годы жил мечтой стать россиянином. Семья большая, ее надо сохранить», – говорит Александр.
Севастополь уже давно стал семье Бородавченко родным. Здесь родилась младшая дочка Настя. Здесь в первый класс пошел Матвей, а Саша поступил в институт.
«Дети уже севастопольцы. Даже старший сын Саша. К нам недавно приезжали старые знакомые, они говорят: «вот Крым», «вы в Крыму». А Саша им – «Какой мы Крым, мы – Севастополь!» – смеется Александр.
Фото: из семейного архива Бородавченко.