Первый Молдо-российский форум состоялся в Кишиневе. Фактически он стал новой точкой отсчета в отношениях двух стран – экономических, культурных, туристических. Кишинев заявляет об открытости границ для российского бизнеса и готовности укреплять связи. До сих пор экономические отношения зависели от политической конъюнктуры. Но у действующего президента страны Игоря Додона, да и у молдавских предпринимателей позиция иная: политические риски необходимо минимизировать. Как это сделать – в материале «ФедералПресс».
За годы суверенитета, полученного после развала Советского Союза, Молдова (а для русского человека привычнее – Молдавия) потеряла много. Площади садов и виноградников со 150 тысяч га заметно сократились (пока удалось восстановить только около 130 тысяч га), население уезжает из страны в ЕС, ВВП Молдовы к уровню 1989 года составляет 74%.
Президент республики Игорь Додон признает: уровень жизни молдован низкий: ни достойных зарплат, ни достойной работы. Стоит ли удивляться, что люди покидают свою страну?.. По словам Додона, в 2014 году перепись населения зафиксировала 2,9 млн жителей в Молдове. За десять лет численность сократилась на 11% - 400 тысяч человек. А из оставшихся еще примерно 700 тысяч уехали в другие страны и живут там годами.
А если пройти по улицам Кишинева, как и прежде, утопающего в зелени, можно увидеть сильно обветшавшие здания – сохранившиеся во Вторую мировую памятники архитектуры.
«Молдове нужен экономический прорыв, - заявил Игорь Додон. – Мы обязаны его добиться в ближайшие годы. Нужно внедрять новые технологические процессы. Для этого необходимы крупные инвестиции. В экономику Молдовы нужно инвестировать 1-2 млрд долларов ежегодно».
Додон полагает, что привлечению российских инвестиций может способствовать создание межгосударственного фонда. Для бизнеса участие в этой организации властей России и Молдовы будет твердой гарантией. Чтобы сделать Молдову еще более привлекательной для российского бизнеса, Додон заявил о желании страны стать участницей Евразийского банка развития.
Перспективы развития двусторонних отношений есть. Товарооборот Молдовы с Россией только в прошлом году вырос на 7%. Но при этом, правда, не нужно забывать, что в 2014 году, когда в партнерство двух стран в сфере экономики вмешалась политика, оборот упал вдвое. То есть пока вернуть прежние объемы не удается.
Игорь Додон уверен, что «Молдова сегодня не входит в топ стран, привлекательных для российских инвесторов и туристов». Но почему-то, если говорить, например, о туризме, в Армению или Грузию едет в разы больше россиян – около 2-4 млн человек ежегодно. В Молдову – всего 300 тысяч. «Нужно менять ситуацию. Мы хотим дружить. Но не так, чтобы вы (Россия, - ред.) воспринимали нас как свой сырьевой придаток», – заявил Додон.
Президент Молдовы, говоря об отношениях с Россией, постоянно делает одно и то же отступление: страна стремится к политическому и экономическому балансу с государствами Европы и Востока. Иначе говоря, Молдова хочет сотрудничать и с ЕС, и с Россией, но не обещает и, более того, не намерена принятии тех или иных решений принимать чью-то сторону. «Я хочу, чтобы все наши партнеры понимали: мы будем дружить со всеми – и на Западе, и на Востоке, но мы будем исходить из наших интересов, из интересов наших производителей. Мы не хотим дружить с Европой против России. Без возвращения стратегического партнерства с Россией, Молдова не выживет», – заявил Игорь Додон.
В отличие от молдавского президента, депутат европейского парламента, представитель Великобритании Натан Джилл в своем красноречивом выступлении всеми силами пытался переубедить молдован от вступления в Европейский союз (сейчас Молдова является в ЕС наблюдателем). «Европейский союз – не демократическая структура, - заявил Джилл. – Европарламент – это бюрократическая система. Они придумывают все больше правил и законов. Если ваша страна хочет быть успешной, вы не должны втягиваться в эту бюрократию. Вам нужно, чтобы бизнес сам определял, что он хочет делать».
Господин Джилл привел доступный пример: две страны ЕС – Италия и Испания, страны, где, как и в Молдове одним из ведущих секторов экономики является виноделие. По словам депутата Европарламента, эти страны «не позволят Молдове торговать своими винами в Европе». «В ЕС действует политика протекционизма. Италия и Испания защищают французских фермеров. Они не позволят вашим фермерам выходить на их рынки», – заявил Джилл.
Еще более жесткий пример – ситуация в Румынии и Болгарии, где просто-напросто была уничтожена промышленность и ряд других отраслей экономики. Вопрос Натана Джилла, хотят ли предприниматели Молдовы того же для своей экономики, заставил всех задуматься. Немаловажно в этой части и заявление Джилла о том, что в ЕС «в последнюю очередь думают о простых людях». «Вы хотите, чтобы комиссия в Брюсселе составляла законы для ваших фермеров? Они ни разу ногой не ступили на землю Молдовы. Они будут решать за вас, и вам нужно будет ссориться с вашими давними друзьями, вам нужно будет ссориться с Россией. Открытые границы будут означать, что ваши будущие врачи, инженеры и учителя уедут в Лондон, во Франкфурт работать уборщиками, официантами в кафе. Я вас уверяю, что у вас отток населения будет еще более серьезным с открытыми границами. Румыния потеряла 3,5 млн населения после вступления в ЕС. Если вы теряете население, у вашей нации нет будущего», – заявил депутат Европарламента.
«Вступив в ЕС, вы станете частью бюрократии, которая придумывает единое платье для всех. Задача ЕС – стать соединенными штатами Европы. Какой суверенитет будет у Молдовы? Никакого. Британия потому и покидает ЕС. Торгуйтесь с Европой, - продолжил Натан Джилл. – Руководители многих стран – это патентные марионетки. Если ЕС заставляет предавать своих друзей – они не ваши настоящие друзья. Я верю в Молдову. У вас есть президент, который верит в страну и в возможности вашей страны. Ваше будущее гораздо более оптимистично, чем прошлое».
Представители российского бизнеса уже заявили о готовности вкладывать серьезные средства в экономику Молдовы. Сегодня после окончания пленарной дискуссии был подписан ряд соглашений. И это, уверены участники форума, только начало. «Те, кто один раз побывал в Молдове, обязательно сюда вернется снова, - сказал напоследок Игорь Додон. – Молдова – открытая, дружественная страна. Мы рады всем инвесторам. Но российские нам более близки. Мы как родные».