Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило аналитический доклад «Регионы второго тура: вызовы для власти и оппозиции». Документ посвящен результатам вторых туров губернаторских выборов в Хабаровском крае и во Владимирской области (упомянута и ситуация в Хакасии, где второй тур еще только предстоит). В обоих регионах все закончилось убедительной победой представителей ЛДПР – Сергея Фургала и Владимира Сипягина соответственно. Означает ли это, что в российской политической системе назрели перемены? По мнению экспертов АПЭК, говорить об этом пока рано. А вот не учитывать отдельные факторы и характеристики текущей ситуации нельзя. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Шесть нюансов вторых туров
Авторы доклада отмечают, что явка избирателей во втором туре оказалась выше, чем в первом. «Отмена итогов второго тура губернаторских выборов в Приморском крае (из-за грубейших нарушений со стороны обоих кандидатов – Андрея Тарасенко и Андрея Ищенко, – ред.) не привела к росту апатии избирателей в других регионах. По сути, даже ярко выраженное протестное голосование в данном случае работает на устойчивость политической системы», – полагают эксперты.
Другой фактор свидетельствует о том, что всего за две недели действующие губернаторы Вячеслав Шпорт (Хабаровский край) и Светлана Орлова (Владимирская область) «предсказуемо не смогли переломить долгосрочные негативные тенденции, многие из которых наметились задолго до начала данных предвыборных кампаний». «У них практически не получилось расширить электоральную базу. При этом серия серьезных медийных скандалов тянулась за той же Светланой Орловой в течение нескольких лет. Можно вспомнить коррупционные скандалы с участием высокопоставленных региональных чиновников или информационную кампанию по поводу госзакупок предметов интерьера для нужд областной администрации летом 2016 года (сюжет о «золотом ершике»), – напоминают эксперты. – Это еще раз показывает, что не вполне адекватно считать главной причиной поражения губернаторов недовольство пенсионной реформой».
На этих выборах активно применялась «технологическая агрессия». По мнению авторов доклада, жесткие и даже противозаконные приемы борьбы в ходе выборов являются «практически неизбежным спутником резкого роста уровня конкуренции». Это было рискованно, но в ряде случаев оправдано. Например, жалобы на действия сторонников Фургала были зафиксированы ассоциацией «Голос». И все же, как считают в АПЭК, «дальнейшее развитие конкуренции может привести к постепенному вытеснению наиболее грубых методов».
Прошедшие вторые туры продемонстрировали еще одну важную особенность: «внутриэлитные договоренности, достигнутые губернаторами и их региональными оппонентами, сами по себе теперь не гарантируют даже частичного снижения уровня протестного голосования». И это при том, что вопреки ожиданиям, действующие губернаторы проиграли не потому, что были выдвинуты «Единой Россией»: «основной удар критики был направлен на личности самих глав, а не на правящую партию». А вот «региональные и местные отделения партии сыграли заметную роль в мобилизации лояльных избирателей».
По мнению экспертов, «ситуация второго тура создает дополнительные возможности не только для партии, являющейся лидером по уровню поддержки потенциально оппозиционного электората конкретного региона, но и для менее влиятельных на данной территории оппозиционных сил». «В новых условиях оппозиционные игроки «второго эшелона» могут сработать, например, на снижение явки протестного электората. Это немаловажный фактор, который может подтолкнуть и власти, и более крупных оппозиционных игроков активнее контактировать с такими игроками второго эшелона», – считают авторы доклада.
Наконец, еще один важный отличительный фактор этих выборов – важны не только их результаты, но и «дальнейшая стратегия победивших оппозиционных кандидатов». Как полагают эксперты, укрепить положение Сипягина и Фургала в системе власти сможет «формирование межпартийных коалиций и коалиционных правительств», в которые войдут как представители системной оппозиции, так и «Единой России». «В случае формирования Сергеем Фургалом и Владимиром Сипягиным устойчивых внутриэлитных коалиций и эффективного взаимодействия с федеральными структурами, – отмечается в докладе, – в Хабаровском крае и Владимирской области могут появиться новые точки системной ответственности парламентской оппозиции, что в итоге дополнительно сработает на стабилизацию политической системы».
Вызовы для власти
Прошедшие выборы создали организационные и технологические вызовы для власти в целом. Прежде всего, речь о том, что теперь федеральному руководству предстоит более эффективно планировать свою работы по нейтрализации политических рисков в регионах на долгосрочную перспективу. Проанализировать придется и проводимую кадровую политику, и наиболее оптимальный период новых кадровых назначений, и каналы мониторинга ситуации на местах.
Для глав регионов, которые будут выходить на выборы, необходимо, по мнению экспертов, формировать мощные команды политконсультантов не менее чем за 8-12 месяцев до голосования. Да и финансирование избирательных кампаний должно быть соответствующим – «сопоставимым с ресурсами начала 2000-х годов (в каждой кампании необходима детальная оценка, но в любом случае кратно больше, чем в настоящее время)».
Эксперты также уверены, что любому действующему губернатору и врио губернатора уже «недостаточно преимущественно внутриэлитных договоренностей для успешного исхода гонки». «Нужна активная кампания, предполагающая прежде всего интенсивные встречи с избирателями, рассчитанная на «длинную дистанцию», – считают авторы доклада. – В этих условиях для идущих на выборы губернаторов в будущем может возрасти роль работы с общественными и политическими структурами региона, имеющими разветвленные сети местных отделений и медийных персонажей в своих рядах. К таким структурам относятся прежде всего региональные отделения «Единой России».
Через год партии наверняка вести выборы будет уже проще – ведь «пенсионная повестка», как ожидается, отойдет на второй план.
Что касается избранных губернаторов, то, по мнению экспертов АПЭК, работе опытного политик Сергея Фургала, возможно, будет свойственна «более конфликтная тактика взаимодействия с другими региональными игроками». У его коллеги по партии Владимира Сипягина политический опыт отсутствует, как и лоббистские возможности на федеральном уровне. Это «делает его более уязвимым для атак со стороны оппонентов внутри региона». «Поэтому важной задачей для него после выборов становится формирование как можно более широкой коалиции, которая позволила бы ему эффективнее выдерживать баланс между разными региональными игроками», – отмечается в докладе.
А вот в Хакасии, несмотря на отказ от участия во втором туре выборов действующего губернатора Виктора Зимина, по мнению аналитиков АПЭК, влияние федерального центра нисколько не снизится, несмотря на то, что регион – это уже очевидно – перейдет в руки представителя системной оппозиции. «Оба кандидата, ставшие участниками второго тура выборов, до недавнего времени обладали политическим опытом даже не регионального, а муниципального уровня. Такая ситуация может означать, что в случае победы любого из них «опека» федеральных структур над регионом будет только усиливаться, а степень самостоятельности республиканских властей – снижаться», – резюмировали эксперты.
Фото: РИА ФедералПресс / Евгений Поторочин