Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Калий добывают, щепки летят. «ЕвроХим» может погубить экологию Прикамья стройкой века

Компания «ЕвроХим» строит в лесах Пермского края Усольский калийный комбинат (УКК). Производственные мощности возводят среди памятников природы и археологии. Будут ли эти объекты сохранены? Попробовал разобраться «ФедералПресс».

Американское издание Wall Street Journal летом опубликовало статью о масштабном проекте калийного предприятия «ЕвроХим» под Березниками, что в Пермском крае. Сама публикация начинается с громкого заголовка: «ЕвроХим» завершает грандиозное строительство шахты», о котором все говорят, что это «Стройка Века!». При всем уважении к компании, о которой пишут для американского читателей, но жить рядом со стройкой века все же пермякам. Каким же будет производство и скажется ли оно на экологической ситуации территории?

Сколько комбинат работает?

«ЕвроХим» строит в Пемском крае под Березниками Усольский калийный комбинат уже несколько лет подряд. И сроки ввода в эксплуатацию уже несколько раз переносились. Складывается впечатление, что до промышленного производства и массовой отгрузки коммерческого калия покупателям еще далеко. После очередного обещания запустить его в первой половине 2018-го года, лишь раз устами исполнительного директора Николая Дембовского было сообщено, что 14 августа тут дали первые 50 тысяч тонн удобрений. Заметим, это на десятый год со дня рождения комбината.

Стройка пришлась на сложное для экономики страны время. Аукцион на разработку Палашерского и Балахонцевского участков Верхнекамского месторождения калийных солей «ЕвроХим» выиграл ещё в 2008 году. В 2011 году, для разработки запасов солей на этих двух участках «ЕвроХим» образовал ООО «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат». Ещё через год для добычи калийно-магниевых солей по обоим участкам на общество переоформили лицензию на пользование недрами. Она даёт право на разработку участка площадью 130 квадратных километров. Лицензия действительна до 2028 года с правом на последующее продление.

Ещё позже, в 2014 году, уже «Усольский калийный комбинат» выиграл аукцион на разведку и добычу калия на Белопашинском участке Верхнекамского месторождения. Площадь этого лицензионного участка составляет 65 квадратных километров, она примыкает к уже разрабатываемому Палашерскому участку. Итого общая площадь лицензионных участков УКК составила почти 190 квадратных километров. «При этом объём запасов и ресурсов – приблизительно 2,3 млрд т руды, что увеличивает срок службы шахты до 60 лет и более при запланированном уровне добычи в 3,7 млн т хлористого калия в год», - сообщает компания. К сожалению, в открытых источниках нам не удалось найти более полной информации о «грандиозном» проекте, который «ЕвроХим» ведёт на севере Пермского края. Исключения - пара неофициальных документов на сайтах управляющей компании «ЕвроХим».

Угроза экологии

Между тем, и без официальной информации хорошо видно, что строительство промышленного гиганта идёт полным ходом. Наблюдать это прямо с трассы может каждый, кто едет из Перми в направлении города Березники, не доезжая до села Малое Романово в Усольском районе.

Здесь для строительства всех объектов горно-обогатительного предприятия из лесопользования должно быть изъято более 300 га земель. Из них около 62 га — для промплощадки фабрики, ещё 153 га для шламохранилищя и 100 га для солеотвала. Рудник будет вести добычу «на-гора»: ископаемые будут подниматься на поверхность земли. Также, «на-гора», специалисты называют и надземную часть рудников.

Солеотвал стал расти уже сейчас, с первыми выдачами на поверхность кубометров грунта будущего рудника. Эта рукотворная гора, что расположена за хвойным леском недалеко от трассы, пока состоит из грунта и относительно чистых отходов сооружаемого производства.
стала расти недавно. Она не бросается в глаза так, как ложе будущего шламохранилища, или правильнее — хвостохранилища. Оно проходит параллельно шоссе и через просеку хорошо видны его масштабы.

Шламохранилище и солеотвалы – это места складирования отходов промышленного производства. За простыми промышленными терминами, возможно, экологическая напасть. Такая, что способна нанести непоправимый урон окружающей природе и жителям близлежащих поселений.

Возможная угроза заключается в том, что для того, чтобы руда стала полезным калийным удобрением, сначала проходит обогащение на фабриках комбината и обогащённая различными химикалиями. И уже после этого её поднимают на-гора в отвалы. Здесь часть их отстаивается в шламохранилищах, а часть идёт в солеотвалы. Важно знать, что при переработке сильвинитовых руд на каждую тонну хлористого калия получают 3-4 тонны галитовых отходов, которые и складируются в отвалах.


Формально при вредительствах производств ложа хранилищ тщательно выкладывается герметичным покрытием. Это делают для того, чтобы вредные вещества не проникали в нижние слои почвы. Но, судя по имеющимся научным данным, годовые объемы фильтрационных утечек из шламохранилищ калийных предприятий, работающих на здешнем месторождении, колеблются от 3-5 тысяч и до 700 тысяч кубометров. И если хотя бы малая часть этих фильтровальных рассолов попадает в нижележащую часть разрезов, это может привести к обострению экологической обстановки. Рассолы, захороненные в толще месторождения, могут проникать в поверхностную гидросеть. Учитывая, что строящийся калийный объект УКК расположен вблизи поверхностных водных источников, в том числе и реки Яйвы, то будущее у здешних водоисточников может быть печальным.


Пирамиды Хеопса


Отходы добычи могут привести к техногенной катастрофе. Ведь поднятая на-гора руда и отходы дают нагрузку на земную твердь. Объёмы можно легко подсчитать. Мы помним, предприятие анонсировало, что будет добывать 3,7 миллиона тонн хлористого калия в год. Для такой выработки надо подавать на-гора более девяти миллионов тонн руды. Чуть более трети её пойдёт на чистый продукт, а остальная часть – чуть менее шести миллионов тонн – уйдёт в отвалы. А это значит, что ежегодно рукотворные горы в здешней уральской тайге будут прирастать на 3-4 миллиона кубометров. Эти объёмы можно сопоставить по масштабам с самой крупной древнеегипетской пирамидой Хеопса.

К концу эксплуатации этих участков Верхнекамского месторождения «Усольским калийным комбинатом» здесь останется не один десяток таких техногенных «сооружений». Тем более, что организаторы проекта сами признают, что, цитируем, «на этапе строительства и эксплуатации УКК будет образовываться большое количество отходов. Основная часть отходов будет складироваться в солеотвалах и на шламохранилище в пределах территории предприятия». И лишь незначительная часть отходов поступит на полигон ТБО города».

Конечно, авторы проекта допускают, что часть отработанной руды теоретически можно закладывать в пустоты. Но обратная закладка отходов вдвое-втрое дороже, чем собственно добыча. Будут ли её применять?

Памятники культуры

По имеющейся информации, на отведённой по разработку территории находятся несколько населённых пунктов. Но вот Малое Романово вместе с центром сельского поселения Романово – историческая ценность этой местности. Кроме того, на осваиваемых лицензионных участках имеются ландшафтные и исторические памятники. В западной части частично расположен охраняемый ландшафт «Большеситовское болото». На территории Балахонцевского и Палашерского участков также расположены три памятника археологии - «Володин камень 1, поселение», «Володин камень 2, поселение» и «Володин камень 3, поселение». Все они официально признаны охраняемыми объектами. Но будут ли защищены от воздействия промышленного предприятия?

Уже в ходе строительства внешних сетей водоснабжения комбината при археологических изыскания на отведённой компании территории был обнаружен объект культурного наследия «Кекурка 1, поселение». После этого компания разработала «Регламент по охране и перемещению случайно выявленных объектов историко-культурного наследия». Но будут ли приняты меры и смогут ли теперь археологи и краеведы изучать найденный культурный объект, находящийся на территории УКК?

С общественностью обсудили?

О том, к чему может привести строительство подобных промышленных объектов, продемонстрировали жители Калининградской области. Там жители посёлка Нивенское, предположив опасность разработки вблизи жилья, высказались против проекта фирмы «Стриктум» и её «дочки» «К-Поташ Сервис». Проект компаний заключается в сооружении горно-обогатительного комбината, состоящего из рудника и обогатительной фабрики по производству калийных удобрений. Конечно, Калининградская область — это европейская часть России, а не уральская тайга, и, возможно, в Пермском крае такой активности местных жителей даже не допускают.

Хотя, в 2010-2014 годах по теме строительства нового калийного комбината даже прошли 9 общественных слушаний. Но примечательно, что большинство их прошло не в самом Малом Романово, где сейчас строят производство, а в Березниках, Усолье и посёлке Яйва. Например, город Березники находится примерно в 30 км от «Стройки Века», Усолье — на другом берегу реки Камы. А Яйва и вовсе в другом муниципальном районе, живущим там людям и дела нет до того, что ждёт население Малого Романово.

Одним из аргументов лоббистов проекта на слушаниях были обещания, что новое производство поможет социально-экономическому развитию посёлка. Только жильё для рабочих решили строить не в местном посёлке, а в Березниках. На слушаниях говорили и о том, что новое производство принесёт немало налогов. Но не акцентировали внимания на том, что это будут вливания в региональный и федеральный бюджеты, а вот в местный попадут только крохи. Что на них можно будет сделать в Романово? Что останется на память потомкам сегодяншних жителей этого поселения? Не хотелось бы, чтобы это были солеотвалы и загаженная природа.

Жилье будет. Но позже

Предприятие пообещало возвести целый микрорайон из 39 многоквартирных домов общей жилой площадью более 100 тысяч квадратных метров. Шла речь и о социальной инфраструктуре. Проект строительствазапустили в 2012 году, а уже в этом компания планировала поздравить первых новосёлов - работников строящегося горно-обогатительного комплекса УКК. Вот только первый камень в основание квартала был заложен лишь в 2017 году, а затем строительство отложили.

«ЕвроХим» - социально ответственная компания, и потому сообщила, что проект всё равно завершит. Правда, только сменит подрядчика и изменит проект. Теперь, предположительно, жилых метров в квартале будет меньше, а вместо коттеджей построят таунхаусы и пятиэтажки. Не станет, видимо, и части обещанных социальных объектов. Да и первые новосёлы переедут сюда лишь на будущий год, а не в нынешний, а строительство будет закончено к 2025-м году, а не к 2021-м

Часть жителей Прикамья уверена, что строительство микрорайона — своеобразная модель того, как компания декларирует намерения и как их затем исполняет. Поэтому пока у наблюдателей нет оснований для уверенности, что, новое предприятие будет строиться и работать без ущерба для экологии и местных жителей.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.