Как легко найти парковку, зафиксировать яму для оперативного ремонта, а транспортной компании – сэкономить топливо? О технологиях, которые уже много лет упрощают жизнь людей, и делают мировые города – «умными», – рассказывает «ФедералПресс».
Бостон: фиксация ям
Любому водителю не хочется попасть в яму на дороге, и это может случиться в самом неожиданном месте. Именно потому правительство Бостона запустило Street Bump, чтобы сделать «улицы гладкими», как сказано на официальном сайте проекта.
Street Bump работает по следующему принципу: водитель запускает приложение во время поездки, если машина попадает в яму, оно фиксируется, как удар. Street Bump по GPS обнаружит ваше местонахождение и отправит информацию на сервер к коммунальщикам. Если в одном и том же месте происходят три или более ударов, власти Бостона проверяют препятствие и ставят его в очередь для краткосрочного ремонта. Или записывают местоположение, чтобы запланировать долгосрочный ремонт.
Дорогу не будут проверять, пока не получат несколько отчетов. Таким образом исключается ложный вызов – если «удар» был записан случайно. Бывает и такое, что водитель попал в выбоину, но приложение ее не зафиксировало, тогда можно позвонить на горячую линию мэра.
Street Bump разработали еще в 2010 году New City Mechanics, Connected Bits, сотрудничая с IDEO и опираясь на исследования профессора Фабио Карреры. На сайте проекта говорится, что водители сделали 549 поездок и зафиксировали 37 016 ударов.
Скриншот с видеопрезентации Street Bump на Vimeo.com
Япония: роботы-уборщики
Роботами-пылесосами или мойщиками окон сегодня уже мало кого удивишь. Но корзина для мусора, которая сама бродит по улицам и просит закинуть в нее бумажку – внимание привлекает. Так, в японском технологическом университете Тойохаши был придуман небольшой мусорный контейнер на колесах – Social Trash Box (STB). У него есть микропроцессор, видеокамера, динамик, датчики инфракрасного излучения и расстояния.
Принцип работы прост: инфракрасный датчик по теплу от тел людей определяет место с наибольшим их скоплением, и робот сразу же туда направляется. Там с помощью встроенной камеры, которая имеет алгоритм распознавания объектов, робот ищет мусор. А как только находит – начинает двигаться и раздавать звуки. Так он «просит» горожан поднять мусор и бросить ему в контейнер. Если мусор попал в корзину, сработают датчики, и робот успокоится. Если надо, робот может даже наклонить ведро в любую сторону, чтобы помочь человеку. Эта разработка – не только сборщик нечистот, но и «будильник совести» – чтобы не мусорить где попало.
Хельсинки: автобусы – на экономию
Автобусная компания Helsingin Bussiliikenne Oy применяет технологию больших данных для экономии горючего и улучшения качества обслуживания. Эта технология контролирует скорость вождения, а также в случае возможной аварии – экстренное торможение. Информацию получают и водители, чтобы качественно изменять свое вождение. Данные датчиков о потреблении топлива, температуре двигателей позволяют определять автобусы, где возникают какие-либо механические проблемы. По словам технического директора Helsingin Bussiliikenne Майкла Андерсона, это помогло на 5 % сократить потребление горючего, повысить производительность труда водителей и увеличить степень удовлетворенности пассажиров на 7 %.
Лос-Анджелес: решение проблемы парковок
В больших мегаполисах самое сложное – найти парковку. Зачастую поиск места для машины становится причиной пробок. В исследовании IBM Parking Survey сказано, что шесть из десяти водителей хотя бы один раз не находили место для парковки. А в среднем человек тратит около 20 минут на поиск места.
Корпорация IBM и компания Streetline (поставщик решений Smart Parking для городов, аэропортов, университетов) решили помочь в сокращении пробок и более эффективном управлении автостоянками. По заказу властей Лос-Анджелеса было создано мобильное приложение, которое оповещает жителей о наличии свободных парковочных мест в том или ином районе. Платформа обнаруживает припаркованную машину, используя беспроводную сеть размещенных на автостоянках датчиков со сверхнизким уровнем энергопотребления.
Сервис помог сократить загрузку парковок в пиковые часы на 22 % и уменьшить общий объем трафика на дорогах на 8 %. Власти города также получают информацию об уровне занятости парковок по часам и кварталам, продолжительность парковки и таким образом изучать тенденции для различных районов. Эти сведения помогают оценивать влияние на экономическое развитие и торговое обслуживание районов, соответствующим образом составлять графики движения общественного транспорта, лучше планировать инфраструктурные проекты или специальные мероприятия.
Чикаго: ноды и фитнес-город
Чикаго еще с 2012 года не жалеет средств и времени на информационные технологии, чтобы сделать свой город «умным». Так, один из сервисов следит за жалобами на крыс, что поступают в муниципальную службу, и соотносит с их с уровнем влажности грунта или жалобами на неубранный мусор. Имея такие сведения, власти направляют санитаров в проблемные районы.
Но более интересным представляется создание в Чикаго глобального фитнес-трекера. Платформа от компании Argonne собирает и обобщает в реальном времени все сведения за вашим окном – о погоде, состоянии воздуха, влажности, содержании CO2, NO2, SO2 и концентрации озона, уровне шума, движении транспорта и выдает горожанам через приложении на смартфоне. Данные собираются с помощью нодов – небольших цилиндров, которые имеют набор датчиков и отправляют сведения на сервер каждые 15 секунд. Помимо полезных бытовых сведений, разработчики изучают связь между условиями городской среды в разных районах и тенденциями к заболеваниям, например, бронхиальной астме. Ноды также оснащены инфракрасными камерами и отслеживают наледь на дорожках, что позволяет властям оперативно и локально устранять последствия непогоды, экономя средства, а также сокращая количество выбросов, чтобы не загрязнять реку Чикаго и озеро Мичиган.
Фото: themirrorinspires.com, Евгений Поторочин, pixabay.com