Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«Газпром»: парадоксы капитализации. Почему обесценивается газовая монополия?

«Газпром» — когда-то самая дорогая компания России, продолжает стремительно дешеветь. Сначала газовая монополия уступила лидерство по капитализации «Роснефти», а вскоре и вовсе выпала из тройки крупнейших компаний российского фондового рынка, пропустив вперед «Лукойл», но при этом все еще оставаясь крупнейшей газовой компанией страны. Недавно «Газпром» сдал и эти позиции: место лидера российского газового рынка временно занял «Новатэк», впервые в истории обойдя «Газпром» по размеру капитализации. На состоявшемся в ИА «ТАСС» круглом столе «Битва за Европу: перспективы российских компаний на международном газовом рынке» ведущие эксперты и аналитики газовой отрасли попытались найти объяснение этому парадоксу и обозначить причины прохладного отношения инвесторов к газовому монополисту. Более подробно — в материале «ФедералПресс».

Разочарование инвесторов

«Рынок не верит в эффективность инвестиций «Газпрома». Компания на 1,5 трлн рублей увеличила капвложения, и пересматривает свою программу капзатрат ежегодно в сторону увеличения. Постоянное повышение прогнозов по капексу негативно сказывается на капитализации монополии», — отмечает старший аналитик БКС Сергей Суверов.

Компании российского ТЭКа уверено дорожают как в России, так и за рубежом. При этом капитализация «Газпрома» падает: только за первую половину 2018 года акции газовой монополии на Лондонской бирже потеряли более 10%. В это же время бумаги «Новатэка» подорожали на 32%, «Роснефти» на 30%, а «Лукойла» на 17%.


Эксперты напомнили, что в 2008 году глава «Газпрома» Алексей Миллер предрекал, что через семь-восемь лет «Газпром» станет крупнейшей в мире акционерной компанией с капитализацией в 1 трлн долларов. Тогда капитализация «Газпрома» составляла 360 млрд долларов. Но спустя 10 лет вместо трехкратного роста стоимость бумаг компании упала более чем в 7 раз. По словам аналитиков, потери только Российской Федерации от уменьшения стоимости газпромовского пакета акций составили за это время порядка 160 млрд долл., что совершенно несравнимо с объемом дивидендов, полученных государством от компании за этот же период (17,5 млрд долл.). Получается, общий убыток государства как акционера составил более чем 140 млрд долл. То есть за последние десять лет каждый житель нашей страны потерял примерно по тысяче долларов в результате малоэффективной политики Газпрома.

«Сегодня «Новатэк» стоит примерно столько же, сколько и «Газпром», хотя по объёму бизнеса он в разы меньше, чем монополия»,— отметил Суверов. С точки зрения масштабов добычи газа две компании несопоставимы. "Газпром" добывает немногим менее 500 миллиардов кубов, "Новатэк" (с учетом его доли в "Ямале СПГ" после полного запуска проекта к 2020 году) будет добывать не больше 70-80 миллиардов. Однако рынок больше верит в "Новатэк". Это связано с более продуманной стратегией последнего, перспективой новых проектов, прежде всего, "Арктик СПГ-2", а также более низкой долговой нагрузкой и более прозрачной программой капитальных вложений.

Большим разочарованием для инвесторов являются низкие дивиденды «Газпрома». Компания уже который год остается «священной коровой», успешно обходящей требование государства направлять на дивиденды 50% от чистой прибыли. Монополия платит лишь половину от этого уровня. «Остальные нефтегазовые компании проявляют больше лояльности к инвесторам, с успехом применяя на практике лучшие инструменты, способствующие росту капитализации, отмечает Сергей Суверов. «Один из основных драйверов роста котировок «Роснефти», Лукойла и «Новатэка» – это щедрость: компании охотно делятся с акционерами дивидендами и проводят программы buyback. В приоритетах «Газпрома», скорее, его подрядчики, чем инвесторы. И рынок отвечает монополии взаимностью»,— резюмирует эксперт.

Отрицательная капитализация и ставка на трубы


Перед «Газпромом»,как государственной компанией, не стоит задача по росту капитализации, отметил заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Основная функция монополии — обеспечение бесперебойности поставок внутри страны, убежден эксперт.
«Фондовые аналитики решили рассчитать чистую стоимость профильного бизнеса «Газпрома»,— заявил в ответдиректор Института проблем глобализации Михаил Делягин, - убрав стоимость дочерних компаний и денежные средства на счетах. В итоге, получилось, что текущая чистая рыночная капитализация самого «Газпрома» имеет отрицательное значение. Это - результат стратегии, когда вы вместо рыночного успеха ориентируетесь на то, чтобы обеспечивать бесперебойные поставки».

Еще одним объяснением парадокса капитализации является тот факт, что «Новатэк» сумел разглядеть тренд на серьезный рост роли СПГ в мире и адаптировать под него свою стратегию, считают эксперты.«Газпром» со своей философией трубопроводного газа тормозит развитие газовой промышленности России и ставит под угрозу стратегические позиции нашей страны на мировом газовом рынке»,— считает аналитик «Атона» Александр Корнилов. Чтобы не уступить лидерства на этом рынке необходимо наращивать поставки СПГ, однако «Газпром» эти проекты игнорирует, отметил эксперт. Более того, по его словам, СПГ-проекты газовой монополии (Балтийский СПГ, Владивостоксий СПГ и расширение Сахалина-2) оказались настолько затратны, что не имеют никакого смысла. «Международные финансовые инвесторы более благосклонно смотрят на перспективы сжиженного газа. Глобальный капитал идет в СПГ, потому что именно за этими проектами будущее, — отметил Суверов.

«За последние 10 лет экспорт СПГ в мире вырос почти в 1.9 раза — на 87%. При этом экспорт трубопроводного газа вырос на 6%. Это говорит о том, что газовый рынок — больше не рынок продавца. Правила диктуются покупателями»,— отметил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Ключевым достоинством доставки природного газа по трубам до потребителей считаются низкие издержки, поэтому транспортировка СПГ на морских судах оказывается на 30% ее дороже. Однако и у трубопроводного газа есть ахиллесова пята: поставки по трубе привязаны к конкретному потребителю и не позволяют продавцу быстро переориентировать потоки в случае изменения внешней конъюнктуры.

«Мы проходили это с Турцией в конце 1990-х годов. Когда поставки по «Голубому потоку» были фактически блокированы до тех пор, пока «Газпром» не сделал существенных уступок по цене. И мы видим повторение этой истории сейчас, но уже со странами Европейского Союза, когда они, в том числе, через суды добиваются пересмотра контрактов в части снижения стоимости поставок», - рассказал Михаил Делягин. «То, что «Газпром» продолжает наращивать поставки трубопроводного газа в Европу, облегчает компании удержание доли рынка. Но это и создает огромные риски, потому что усугубляет нашу зависимость от потребителей, которые уже неоднократно показали свою недобросовестность».

Необходимость либерализации газового рынка

В плане добычи природного газа «Газпром» превратился в, мягко говоря, дряхлеющего лидера. По словам Гендиректора компании "ИнфоТЕК-Терминал" Рустама Танкаева, в России добывается примерно 650 млрд. куб. м в год вместо вполне реальных 1 трлн. куб. м, то есть извлечение голубого топлива из углеводородных месторождений составляет 65%. Подобная ситуация напрямую связана с сокращением «Газпромом» уровня добычи природного газа, проявившегося в последние десятилетия.

«По сравнению с годами, когда у Газпрома был максимум добычи, компания добывает на 15% меньше. Почему так получилось? Потому что Газпром потерял рынки сбыта. Причем потеряны они были не только по политическим причинам, но и в связи с негибким подходом к работе на этих рынках», - констатировал Рустам Танкаев.

А что же надо сделать, чтобы Россия не потеряла существующие позиции как на европейском, так и на глобальном энергетическом рынках? В общем-то, о чем говорится на протяжении многих лет - необходимо либерализовать отечественный газовый рынок.

«Я думаю, никто не будет спорить, что в мире нет такой практики, когда государственные компании имеют монополию на экспорт энергоресурсов, - заявилСергей Суверов. - То есть это такая специфическая российская вещь, которая подрывает развитие рынка в целом, потому что независимые производители смогли бы повысить долю российского экспорта в целом на мировых рынках».

Именно компании, никоим образом не аффилированные с «Газпромом», вполне могли бы расширить поставки голубого топлива за границу, составив достойную конкуренцию американским игрокам. Но и на экспортных направлениях и внутри России им мешает монополия «Газпрома», который давно не в силах полностью снабдить газом отечественных потребителей, и его функции берут на себя независимые производители.

«Сегодня «Газпром» обеспечивает 35% потребителей внутреннего рынка России. А в 1998 году этот показатель составлял 95%»,— сообщил Александр Корнилов. «В обмен на обязательства по газификации страны «Газпром» получил монопольное право экспорта российского трубопроводного газа за рубеж. То как осуществляется эта газификация, мы видим: 58% для сельской местности в 21 веке — это катастрофа. Текущие затраты «Газпрома» на газификацию составляют всего 1% от экспортной выручки. Это ничтожные расходы, которые с большим удовольствием возьмут на себя и другие компании, которые могут пойти на внешний рынок», — резюмировал Михаил Делягин.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.