Top.Mail.Ru
Экономика
Приволжский ФО
0

От самолетов до добычи нефти. Рейтинг стратегически значимых предприятий Поволжья

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Перечень стратегически значимых предприятий России, опубликованный Министерством экономического развития РФ еще в 2015-м году, вызвал большой резонанс. Но три года, прошедшие с тех пор, внесли немало изменений в отечественную экономику. Поэтому Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов решил совместно с РИА «ФедералПресс» подготовить серию публикаций по округам, чтобы сделать доступной информацию о главных предприятиях России. Первое исследование коснулось Поволжья.

В нашем первом исследовании мы сравниваем отдельные экономические и социальные показатели наиболее значимых предприятий Приволжского федерального округа, деятельность которых, с одной стороны, вносит вклад в построение независимой реальной экономики всей страны, а с другой – обеспечивает достойный уровень жизни непосредственно в регионах присутствия.

Данным проектом мы вносим свой вклад в поддержку стратегически значимых предприятий регионов России. Тех предприятий, которые в своей деятельности ориентируются не только на получение конечной прибыли, но и реализуют социально-значимые стратегии и внедряют новые современные технологические подходы, способствующие развитию своей отрасли и в целом экономики регионов РФ.

Методика составления рейтинга

Под стратегически значимым предприятием мы понимаем предприятие, являющееся незаменимым элементом механизма экономики и одновременно выступающее гарантом социально-экономической стабильности региона и локомотивом развития местной инфраструктуры.

Составление рейтинга стратегически значимых предприятий ПФО проходило в несколько этапов. На первоммы определили список из 102 предприятий, опираясь на данные органов государственной власти, профильных некоммерческих организаций и статистики по предприятиям округа. При этом мы осознано не включали компании, занимающиеся торговлей, ориентируясь только на предприятия производственной и добывающей сферы, а также оказывающие услуги в транспортной отрасли. Из их числа мы отобрали около 25 компаний, имевшие наилучшие экономические показатели, а также попавшие в список стратегически значимых предприятий Министерства экономического развития РФ.

На втором и третьем этапах мы определили перечень критериев для анализа:

  • объем реализации продукции/услуг;
  • преимущество от практики импортозамещения;
  • уникальность и конкурентоспособность продукции/услуг;
  • доля экспорта;
  • влияние на рынок труда;
  • социальная ответственность;
  • значимость для территории базирования;
  • вклад в развитие социального комплекса и инфраструктуры;
  • реализация стратегии защиты окружающей среды на предприятии.

По каждому критерию были проанализированы открытые данные, в частности, сайты компаний, сообщения в СМИ, специализированные ресурсы, годовые отчеты компаний, отчеты государственных и надзорных ведомств. В рамках третьего этапа для получения более актуальной информации по ряду критериев были сделаны официальные запросы предприятиям.

Четвертый этап представлял собой сбор экспертных оценок. Был сформирован совет, состоящий из независимых экономистов, обозревателей, представителей общественных организаций. Наши эксперты ответили на несколько вопросов, которые позволили определить следующие показатели:

  • выгода от практики импортозамещения;
  • уникальность продукции;
  • социальная ответственность предприятия;
  • значимость предприятия для территории присутствия;
  • вклад в развитие региональной инфраструктуры;
  • выполнение обязательств по защите окружающей среды.

Итоговые показатели по данным критериям были скорректированы с учетом найденных объективных данных (например, нарушения предприятий по данным Росприроднадзора). Одним из итогов третьего этапа стало исключение из рейтинга компаний, деятельность которых была не оценена экспертами вообще, в частности, по причине неизвестности компаний. Также были исключены предприятия, получившие недостаточно высокие оценки, и таким образом количество предприятий в списке составило 20.

Во время пятого, итогового этапа, все данные и оценки были собраны и подверглись обработке. Так как все показатели по критериям имеют неодинаковую размерность, нами был использован метод линейного масштабирования, который позволил привести все показатели к единой системе измерения. Показатели были объединены в четыре группы, каждая из которых оценивалась по пятибалльной шкале (от 0 до 5 с шагом в одну десятую). Сумма этих четырех оценок и является основным рейтинговым показателем.

Итак, четырьмя основными оценками стали:

Баланс. Один из ключевых экономических показателей предприятия, демонстрирующий размер активов и собственного капитала, по сути – размер компании, выраженный числом (в рублях). Для нашего рейтинга мы перевели числа, измеряемые в рублях в баллы по логарифмической шкале. Этот показатель выделен в отдельную группу, так как несомненно, чем крупнее предприятие, тем большее значение оно имеет.

Финансовая стабильность. Для получения оценки в этой группе мы учитывали мнение экспертов, но в основном опирались на данные из открытых источников – размер чистой прибыли предприятия (на 2017 год), динамику прибыли предприятия (разница между прибылью в пост-кризисные 2016 и 2017 годами по сравнению с показателями двух предыдущих лет), а также суммарную величину исков к предприятию в арбитражных судах за последние три года.

Интегрированность в государственную экономику. В эту группу вошли экспертные оценки преимущества от практики импортозамещения, уникальности и конкурентоспособности продукции/услуг, была повышена оценка предприятиям с высокой долей экспорта. Также на оценку влияла структура собственников компании – мы повысили оценку предприятиям, которые полностью или частично принадлежат государству (как Российской Федерации, так и отдельным регионам), и понизили оценку компаниям, которые принадлежат иностранным компаниям. Оценки тех компаний, которые принадлежат частным лицам, остались без изменений (использовались данные ЕГРЮЛ).

Социальная ответственность. Она составлена из оценок экспертов по вопросам влияния на рынок труда, значимости для территории базирования; вклада в развитие социального комплекса и инфраструктуры, реализации стратегии защиты окружающей среды предприятии и наших собственных оценок по открытым данным, касающихся размера заработной платы и динамики количества сотрудников.

Таким образом, выражаясь нестрогим языком, для того, чтобы занять в нашем рейтинге высокое место предприятие должно быть крупным, коммерчески успешным и надежным, приносящим пользу государству и проводящим разумную социальную политику.

Первое место заняло крупнейшее предприятие региона – «Татнефть», которая не получила высоких оценок только в третей группе, из-за своего сырьевого профиля – в этой группе высокие баллы набирали в основном машиностроительные заводы. На втором месте – другой символ Татарстана, «КамАЗ», на третьем – «Башнефть».

Позиции участников отображены на графике. Кратко расскажем о них.

1. «Татнефть» им. В. Д. Шашина

Основной профиль: нефтедобыча

Город базирования: Альметьевск, Республика Татарстан

Баланс: 751,1 млрд рублей

Прибыль (2017 год): 100 млрд рублей

Структура собственников: 26,1 % – государство, 27,1 % – иностранные компании

Нефтедобывающая компания, базирующаяся в Альметьевске, в последние два года заметно увеличила свою прибыль: 100–104 млрд рублей (в 2014–15 показатель составлял 80–85 млрд рублей). Компания существенно вкладывается в развитие социальной сферы в Альметьевске и других населенных пунктах, как с возможной будущей выгодой для себя (например, активно поддерживая профильные вузы и техникумы Татарстана), так и в рамках благотворительных и меценатских проектах. Согласно принятому документу «Стратегия–2025» компания планирует за десять лет удвоить капитализацию и провести диверсификацию, в первую очередь инвестируя в нефтепереработку, а также розничный бизнес, энергетику, машиностроение и производство шин.

2. «КАМАЗ»

Основной профиль: производство автомобилей

Город базирования: Набережные Челны, Республика Татарстан

Баланс: 148,2 млрд рублей

Прибыль (2017 год): 3 млрд рублей

Структура собственников: 49,9 % – государство, 15 % – иностранные компании

Производитель грузовых автомобилей уже многие годы является гордостью отечественного автопрома – если легковые российские автомобили с трудом бьются за местный же рынок, продукция Камского автозавода может конкурировать и на иностранных. Неслучайно, что даже такое знаковое событие, как открытие Крымского моста не обошлось без бренда «КАМАЗ» – вряд ли президент мог выбрать для такой поездки автомобиль другой марки. Компания традиционно занимает высокие места в рейтингах социальной ответственности – предприятие также вкладывается в образование, инфраструктуру, даже сокращение сотрудников сумело превратить себе «в плюс», озаботившись созданием рабочих мест для бывших рабочих. Сейчас на заводе идет активная роботизация, что, правда, должно привести к очередным сокращениям.

3. «Башнефть»

Основной профиль: нефтедобыча

Город базирования: Уфа, Республика Башкортостан

Баланс: 591,8 млрд рублей

Прибыль (2017 год): 129,3 млрд рублей

Структура собственников: 53,9 % – государство, 4,5 % – иностранные компании

Среди представленных компаний «Башнефть» в 2017 году показала максимальную прибыль. Получить при этом максимальную оценку в графе «финансовая стабильность» помешал многомиллиардный иск от «АФК «Система», однако в конечной стабильности «Башнефти» сомневаться не приходится. Также стоит отметить постоянные вклады компании в благотворительность и спорт, как в Поволжье, так и в других регионах, например Ненецком АО. Также, как и «Татнефть», «Башнефть» вкладывается в увеличение доли переработки нефти в структуре бизнеса, о новых проектах совсем недавно – на Восточном экономическом форуме – заявило руководство компании.

4. «ОДК-УМПО»

Основной профиль: машиностроение

Город базирования: Уфа, Республика Башкортостан

Баланс: 85,8 млрд рублей

Прибыль (2017 год): 12,5 млрд рублей

Структура собственников: 62 % – государство

Уфимское моторостроительное производственное объединение – важный элемент оборонной и самолетостроительной промышленности страны, именно здесь производятся турбореактивные двигатели для современных российских самолетов. На данный момент – это суперсовременное технологичное производство, обеспечивающее работой специалистов высокого уровня и ведущих отечественных инженеров. В последние годы компания также демонстрирует стабильные экономические результаты.

5. Казанский вертолетный завод

Основной профиль: производство вертолетов

Город базирования: Казань, Республика Татарстан

Баланс: 69,6 млрд рублей

Прибыль (2017 год): 0,1 млрд рублей

Структура собственников: 88 % – государство

Невысокая прибыль и отрицательная динамика прибыли не должны смущать слишком сильно. Производство вертолетов – одна из тех высокотехнологичных отраслей, в которых наша страна является одним из мировых лидеров, и Казанский вертолетный завод является для России не только источником экспортной продукции, но и объектом престижа. В последние годы завод выпускает 60–80 высококачественных машин в год, из которых около половины уходит за рубеж. Возможно, в ближайшее время эта цифра вернется к показателям около 100, а новым покупателем станет Индия.

6. «Уралхим»

Основной профиль: химическая промышленность

Города базирования: Березники, Пермь, Кирово-Чепецк

Баланс: 168,6 млрд рублей

Убыток (2017 год): 13,7 млрд рублей

Структура собственников: 100 % – иностранные компании

«Уралхим» производит как конечный продукт – минеральные удобрения, так и сырье для промышленных производств и поставляет свою продукцию в более, чем 70 стран мира. В нашем рейтинге компания получила одну из самых высоких оценок за социальную ответственность – «Уралхим» выделяет средства на развитие инфраструктуры в городах базирования, благотворительные проекты, и, что, возможно, самое главное – обеспечивает своим сотрудникам заработную плату значительно больше среднего по региону, при том, что чистой прибыли в последние годы компания не имеет, хотя размер убытков в последнее время сокращается.

7. «Уралкалий»

Основной профиль: химическая промышленность

Город базирования: Березники, Пермский край

Баланс: 629,2 млрд рублей

Прибыль (2017 год): 62,7 млрд рублей

Структура собственников: 40 % – иностранные компании

«Уралкалий» – один из крупнейших мировых производителей калийных удобрений, до 80 % продукции идет на экспорт. Занять место в нашем рейтинге выше «Уралкалию» помешала отрицательная динамика прибыли, хотя при этом сама прибыль остается довольно высокой (выше показатели – только у «Татнефти» и «Башнефти»). В настоящий момент предприятие вкладывается в перспективный проект – рудник СКРУ-2, инвестиции в него должны составить около 50 млрд рублей, а сильвинитовой руды в нем хватит на 40 лет.

8. «ТАИФ»

Основной профиль: нефтепереработка и химическая промышленность

Город базирования: Нижнекамск, Республика Татарстан

Баланс: 133,3 млрд рублей

Прибыль (2017 год): 12 млрд рублей

Структура собственников: 26 % – иностранные компании

В состав «ТАИФ» входят крупные нефтеперерабатывающие и химические заводы, энергетические предприятия, строительные компании Татарстана, большая часть компании принадлежит частным лицам, а Forbes шесть лет назвал «ТАИФ» крупнейшей в России непубличной компанией. Ближайшие проекты – строительство крупной электростанции (партнером выступит Siemens), развитие уже действующих заводов и вложения в новые для холдинга отрасли, например, в завод по переработке зерна.

9. РКЦ «Прогресс»

Основной профиль:ракетно-космическая отрасль, авиационная промышленность

Город базирования: Самара

Баланс: 98,8 млрд рублей

Прибыль (2017 год): 1,3 млрд рублей

Структура собственников: 100 % – государство

Космическая отрасль также является для нашей экономики не только и не столько способом заработка, сколько элементом престижа. Хотя при этом само предприятие, производящее ракеты-носители семейства «Союз», является прибыльным, и прибыль его в последние два года увеличилась.

10. Зеленодольский завод им А. М. Горького

Основной профиль: судостроение

Город базирования: Зеленодольск, Республика Татарстан

Баланс: 74 млрд рублей

Прибыль (2017 год): 0,1 млрд рублей

Структура собственников: 25 % – государство

Несмотря на то, что завод сейчас является акционерным обществом, он сохраняет и чисто государственное значение, как производитель судов не только гражданского, но и военного назначения, а также – оборудования для нефтегазодобывающей отрасли. В ближайшее время на воду сойдут ультрасовременные суда «Метеор-В2» на подводных крыльях. Это в очередной раз показывает, что в современных условиях отечественные технологичные предприятия не стоят на месте.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.