«Зачистка» в мэрии Екатеринбурга, начавшаяся после избрания главой города Александра Высокинского, наконец, дошла до высшего эшелона муниципальной власти. На этой неделе свои посты покинули сразу три заместителя главы администрации, решение по еще двум ключевым руководителям до сих пор не принято. О том, какие кланы участвуют в распределении мест в администрации, каким требованиям должны соответствовать их ставленники и каковы шансы на успех, – в материале «ФедералПресс».
Новички и старожилы
С момента избрания Александра Высокинского мэрию оставили четверо замов главы администрации: Алексей Белышев (по капстроительству и землепользованию), Сергей Тушин (по организации значимых общероссийских и международных мероприятий; курировал также политический блок), Вадим Дударенко (по вопросам организации управления) и Евгений Архипов (по вопросам благоустройства, транспорта и экологии). Двум из них уже нашли преемников: строительство поручили топ-менеджеру группы ПИК Алексею Бирюлину, а благоустройство – председателю городской счетной палаты Алексею Бубнову. Отметим, что оба «новичка» имеют опыт работы в правительстве Свердловской области: Бирюлин побывал замминистра строительства, а Бубнов – замминистра образования. Оба они хорошо знакомы и Высокинскому со времен его работы вице-мэром по экономике.
Трое бывших замов главы администрации города сохранили свои посты уже в качестве вице-мэров. Первым замом Высокинского стал его конкурент на выборах главы города Алексей Кожемяко, вопросы ЖКХ по-прежнему будет курировать Владимир Гейко, а потребительский рынок и услуги – Владимир Боликов.
До сих пор не принято решение по Андрею Корюкову, который формально все еще является заместителем несуществующего главы администрации города по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам. Наконец, вакантным остается пост вице-мэра по социальной политике: эту сферу курировал Михаил Матвеев, который стал депутатом городской думы. На это место во «времена Тунгусова» прочили начальника департамента образования Екатерину Сибирцеву. Однако, скорее всего, она не сохранит даже свой текущий пост.
Отметим, что Александр Высокинский неоднократно обещал привести полномочия своих заместителей в соответствие с основными разделами стратегического плана развития города. Это означает, например, что за благоустройство и транспорт будут отвечать разные вице-мэры. Экономический блок же, наоборот, может быть сконцентрирован в одних руках.
Группы влияния
По информации источников «ФедералПресс», основными заинтересованными сторонами в назначении вице-мэров являются областные власти, ставленником которых считается Высокинский, старая городская команда, связанная с бывшим первым вице-губернатором Владимиром Тунгусовым, и местный бизнес. Среди финансово-промышленных групп активность проявляют коммунальщики, история которых тесно связана со знаменитым ОПС «Уралмаш». Они якобы вложили немало средств, чтобы прокатить ставленников Тунгусова на выборах в гордуму, и не прочь закрепить свое влияние. В частности, на пост вице-мэра по благоустройству «уралмашевские» будто бы лоббировали кандидатуру депутата гордумы, 28-летнего Григория Вихарева. В итоге ему, однако, пришлось довольствоваться постом председателя думской комиссии по экономике.
«Не факт, что у коммунальщиков, которые активно инвестировали средства в избирательную кампанию, найдется персона, которая могла бы устроить всех и не вызывать отторжения. Кадровая скамейка у всех достаточно короткая. Замглавы должен соответствовать нескольким критериям: он должен быть хорошим специалистом, он должен быть лояльным губернатору, он должен быть лояльным главе и в то же время не быть какой-то одиозной личностью. Клановость или какая-то другая сторона персон будет, по большому счету, вторична. Нет такого, что «Уралмашу» все должности отдадут и он будет отбивать вложенные затраты», – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» политолог Александр Пирогов.
Что касается «политического» вице-мэра, то решающая роль в его назначении будет принадлежать губернатору Евгению Куйвашеву, уверены наблюдатели. «Будет несамостоятельное назначение, абсолютно согласованное с губернатором. Определять кандидата будет он», – заявил политолог Александр Белоусов.
Руководитель Уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин более осторожен, но и он считает, что преемник Тушина «не будет вызывать сомнений у региональной власти и конкретно у самого губернатора». «Человек должен быть понятным, уметь выстраивать работу с пониманием целей, задач и общей стратегии», – объяснил эксперт.
На «расстрельную» должность вице-мэра по соцполитике могут отправить кого-либо из представителей старой городской команды.
«Тут человек должен быть очень опытным и хорошо разбираться и в образовании, и в культуре, и в медицине. Любые другие должности могут быть связаны с интересами тех или иных групп влияния и корпораций, но здесь выжидание связано с тщательностью подбора кандидатуры, так как очень важно не ошибиться», – говорит Александр Пирогов.
Связи с Владимиром Тунгусовым здесь вряд ли будут препятствием. «Большинство людей, имеющих опыт в социалке, связаны с Тунгусовым, он за двадцать лет работы пропустил через себя чиновников от мала до велика. Но это не значит, что на человеке «черная метка» или что он будет исполнять волю бывшего «серого кардинала», – объясняет политолог.
Обходные пути
Эксперты считают, что у ФПГ есть и другие возможности для лоббирования своих интересов. «Не обязательно ставить человека на должность, гораздо проще выстраивать коммуникацию с мэрией и решать свои вопросы без интеграции непосредственно персоны. Тем более, что откровенно получать какие-то профиты с той или иной должности ни одной из групп влияния не будет позволено», – уверен Александр Пирогов.
Представители бизнеса, за исключением разве что строительного сектора, и ранее не входили в администрацию города, напоминает Александр Белоусов. Он отмечает, что в последние годы влияние мэрии в целом упало.
«Интерес к администрации Екатеринбурга значительно меньше, чем к правительству области. Если у ФПГ налажены контакты на уровне области, то зачем им внедрять исполнителей на уровне города?» – говорит он.
«Назначаются люди, которые готовы работать, а не заниматься политическими интригами», – категоричен Анатолий Гагарин. Он считает, что прежние договоренности между группами влияния сейчас пересмотрены и «находятся в стадии новой загрузки». «Только когда пройдут назначения, будут какие-то действия, можно будет говорить, с кем аффилированы те или иные персоны», – полагает он.
Что касается конкретных имен, то с уверенностью назвать их пока невозможно. «В данной ситуации речь идет о переговорном процессе внутри закрытой системы, нам видны только отголоски этих процессов. Любое назначение ответственных людей в исполнительной власти – результат многих и многих договоренностей, факторов, которые учитываются при принятии решений множество. Мы не знаем ни всех участников переговоров, ни всех факторов», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» политолог Михаил Коробельников.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин