Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Компенсация трат. РПЦ попросит финансовой поддержки у государства из-за разрыва с Константинополем

Разговоры вокруг последствий разрыва отношений РПЦ с Константинопольской митрополией не утихают. И вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Русская православная церковь взяла на вооружение жесткий внешнеполитический вектор. Но, как это часто бывает, подобные процессы сопровождаются и внутренними переменами. Похоже, что РПЦ хочет усилить свое влияние в обществе. Как сообщают некоторые источники, инициативные группы церкви собираются обратиться за помощью, в том числе за материальной, к государству. Подробности – в нашем материале.

Кесарево – церкви!

Время работать с паствой, но средств не хватает. Как сообщает телеграм-канал Незыгарь, в РПЦ несколько инициативных групп подготовили предложения для администрации президента (АП) по поддержке «церкви и православия». В основном они касаются материальной стороны. Во-первых, речь идет о господдержке строительства храмов во всех регионах России с отчетом местных властей о росте количества православных общин. Во-вторых, РПЦ, если верить информации Незыгаря, хочет все-таки ввести религиозные курсы в школах и открыть храмы при учебных заведениях. Также сообщается о желании священников введения госфинансирования православных гимназий и выпуска религиозной литературы. К тому же в РПЦ хотели бы освободить от налогов бизнесменов, если те пополняют православные фонды.

«Снова активно начинают лоббировать идею передачи Исаакиевского собора РПЦ», – добавляют авторы телеграм-канала.

Доверять на сто процентов подобной информации пока, конечно же, не стоит до момента появления официальных заявлений РПЦ или Кремля. Но, и наши собственные источники, близкие к администрации президента, говорят, что в АП активно обсуждают ситуацию с разрывом отношений Московского патриархата и Константинополя, а также возможную поддержку РПЦ. Однако пока – никакой конкретики. Собеседник «ФедералПресс» считает слишком амбициозными планы инициативных групп РПЦ, если эти планы действительно существуют.

«Если такие предложения действительно поступят, то их обязательно рассмотрят, но вряд ли каждый пункт из вышеперечисленных найдет стопроцентную поддержку», – отмечает источник агентства.

Причина в рисках

Зачем же церкви при ограничении внешних связей активизироваться на внутреннем поле, строить еще больше храмов, вводить курсы в учебных заведениях? Политолог, директор коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко еще несколько дней назад предрек формирование новых политических платформ РПЦ после разрыва отношений с Константинополем. Также он предупредил и об угрозах, среди которых образование новых сект, усиление активности протестантов и влияния российских мусульман на внешнеполитической арене. Последние действительно могут с большей силой сегодня выступать дипломатами, так как они отношения ни с кем не разрывали, а союзников в последнее время наша страна любит искать на Востоке.

Внутренние риски для РПЦ заставляют ее идти по пути укрепления собственного авторитета в обществе. Для церкви, как считает политолог Дмитрий Журавлев, существуют риски сегодня. Во-первых, они касаются возможности захвата Константинополем русских приходов за рубежом. Во-вторых, действительно теперь у сторонних сил появляется возможность представить второго патриарха в России и запросить протекции у Константинополя.

«Константинопольский патриарх – первый среди равных. Если кто-то захочет получить в России вторую православную церковь, то он пойдет в Константинополь. Но по двум причинам эта угроза теоретическая. Первая – внутренняя: нарываться никому не хочется. Найти такого честолюбца, который был бы еще одним патриархом помимо Кирилла, еще можно. А найти двух человек, которые за ним пошли бы, очень сложно. Вторая причина – православная церковь гораздо больше интегрирована с властью в любой стране, чем католицизм. Католицизм – это, по сути, государство, а православная церковь – министерство», – отмечает Журавлев.

Протодиакон Андрей Кураев видит еще один риск масштабного характера. По его мнению, остальные православные церкви в мире вряд ли отвернутся от Константинополя. Это значит, что русская церковь сама себя изолирует ото всего мира решением разорвать отношения с Константинополем.

«Придётся каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации – помимо желания московских апологетов. Но скорее нас ждёт деградирование до уровня церкви-одной-нации. Ну, как Армянская», – отмечает Кураев.

Главное – не переусердствовать

Некоторые политологи считают, что в разрыве отношений с Константинополем украинский вопрос стал лишь поводом. На самом деле это продолжение политического вектора российского государства, вектора изоляционизма. И в этом смысле, раз церковь поддерживает госполитику, она вправе требовать у государства поддержки.

«То есть очевидно, что РПЦ преследует не свои интересы а интересы государства. Сегодня, когда РПЦ оказывается в изоляции, отчасти в такой же, в какой в скором времени может оказаться и вся страна, церковь вправе требовать поддержки. В конце концов, чиновники и клерикалы объединяются вокруг общей проблемы – выживания в условиях изоляционизма. Раз уж РПЦ жертвует интересами паствы, лишается возможности финансирования из зарубежных активов и так далее, она должна где-то компенсировать потери», – считает политолог Илья Гращенков.

Эксперты не отрицают, что государство действительно окажет поддержку РПЦ, только не в абсолютном финансовом эквиваленте. Скорее всего, это будут меры соцподдержки, налаживание мостов между церковью и бизнесом, внедрение религиозной составляющей в систему образования и производства.

«Бюджет и так стремительно сокращается, а повесить на него ещё и тяжеловесную духовно институцию, вряд ли удастся. Скорее всего, поддержка ограничится какими-то точечными инвестициями. Возможно, это будет строительство новых крупных монастырей вместо утерянных афонских. Возможно, развитие программ в школе, чтобы русские дети более активно вовлекались в церковную жизнь, становились прихожанами и финансистами РПЦ», – отмечает Гращенков.

С другой стороны, отношение общества к церкви в нашей стране вряд ли можно назвать однозначным. Да, скандалы с участием священников, уголовные дела за оскорбление чувств верующих ушли из информационной повестки. Но если будет публично объявлено о материальной поддержке церкви, о введении религиозных курсов в школах, РПЦ оперативно вернется на вершину в рейтинге самых негативно обсуждаемых структур. Российского обывателя с активной антицерковной политикой остается «добить» передачей Исаакиевского собора РПЦ. Государство же своей поддержкой также может понести имиджевые потери.

В этом случае наиболее приемлемым и аккуратным вариантом со стороны государства была бы поддержка церкви через бизнес.

«Государству лучше не стоит вмешиваться во внутреннюю политику церкви, но пиарно поддерживать можно – оказывать поддержку не деньгами. Если деньги раздавать, то надо давать каждой религиозной организации. А вот советовать аффилированным с властью бизнес-структурам помочь церкви – почему бы и нет?! Бизнес готов на такое, но он нуждается в стимулировании. Построил, например, несколько храмов – получи налоговые послабления», – считает Дмитрий Журавлев.

Фото: Алексей Дружинин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.