Top.Mail.Ru
Промышленность
Россия
0

Как тебе такое, Илон Маск? Ради российского космического туризма совладелец УГМК забыл о своих заводах

Коммерческими полетами в космос никого не удивишь. И сейчас в мире масса проектов, которые разрабатывают аппараты, способные быстро и с комфортом доставить любого желающего на околоземную орбиту. Наиболее известен в этом плане, разумеется, американский исследователь Илон Маск. Но и в России находятся инвесторы, готовые потратить немалые средства на подобные проекты. К их числу относится владелец Уральской горно-металлургической компании Искандар Махмудов. Но, судя по анализу ситуации, звезды его манят сильнее, чем собственные заводы. Подробности – в материале «ФедералПресс».

До звезд рукой подать

Все мы любим смотреть на ночное небо, находить созвездия, туманности, планеты, кометы и астероиды: его вид не может не зачаровывать. И, конечно же, любой из нас в детстве хотел слетать в космос, повторив бессмертный подвиг Юрия Гагарина. Нелишне будет привести слова Сергея Королева: «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная».

Во взрослой же жизни большинству людей не до космоса, лишь считанные единицы становятся космонавтами. Попасть же в число счастливчиков трудно, традиционно отряд космонавтов комплектуется из военных и гражданских летчиков, хотя иногда в него попадают далекие от авиации люди.

Впрочем, когда человек нажил приличное состояние и здоровье у него крепкое, он может попробовать воплотить заветную мечту, надо лишь заплатить энную сумму денег – порядка 20–30 млн долларов. Если же он не хочет рисковать своей жизнью, он может выступить инвестором компании, организующей полеты в космос.

Именно так поступает Искандар Махмудов, совладелец и президент Уральской горно-металлургической компании (УГМК), лидирующего производителя меди и проката из нее в России, спонсируя скромную компанию «КосмоКурс», занимающуюся созданием многоразового суборбитального комплекса для туристических полетов за границы нашей планеты. Его первый взлет с пассажирами на борту намечен на 2025 год.

Дешево и сердито

Задумка «КосмоКурса» – разрабатываемый многоразовый суборбитальный комплекс, состоящий из ракеты-носителя и аппарата для «перевозки» туристов (часто именуемого челноком). Он будет взлетать на орбиту Юрия Гагарина (180–220 км) по незамкнутой траектории. В ходе полета ракета поднимает челнок, отделяется от него и спускается на землю на раскладные опоры. Челнок сначала по инерции летит дальше, потом начинает обратное движение, совершая с помощью парашютов посадку.

Космические туристы предварительно проходят трехдневную подготовку и медицинское освидетельствование. Непосредственно сам полет должен занять всего лишь 15 минут, в том числе, в состоянии невесомости пассажиры будут находиться минут пять, любуясь на Землю из персональных иллюминаторов.

Челнок будет нести на борту шесть космических туристов и инструктора. Для одного человека полет обойдется в сущие копейки – всего лишь 200–250 тыс. долларов по сравнению с нынешними 30–40 млн долларов. Учитывая «рост» благосостояния населения, о чем трубит власть со всех сторон, к «КосмоКурсу» должна была выстроиться длинная очередь из желающих подняться высоко-высоко.

Маленькие хитрости

Вроде бы все просто, но так ли это в реальности? Пробежав глазами по сайту «КосмоКурса», мы увидим: про руководство нет ни слова, про инвесторов – тоже, последняя новость датируется 31 августа 2017 года (возможно, после публикации этой статьи появится что-то свежее).

Поковырявшись же в бескрайних просторах интернета, все-таки про «КосмоКурс» можно найти интересную информацию. Его генеральным директором является Павел Пушкин, и он же владелец 30 % уставного капитала «КосмоКурса», остальные 70 % принадлежат Александру Тукацинскому.

Последний обывателям практически неизвестен. Между тем Тукацинский был членом «Трансмашхолдинга», «Кузбассразрезугля» и УГМК, в настоящее же время он значится среди членов «Мосметростроя» – строительной компании, прокладывающей туннели и станции метрополитена в столице нашей Родины и заодно модернизирующей Владивостокский тоннель Дальневосточной железной дороги, возводящей здание научно-исследовательского центра «Трансмашхолдинга» в «Сколково» и железнодорожный пассажирский терминал в аэропорту Домодедово.

Наличие Тукацинского в числе учредителей – безусловно, большой плюс для «КосмоКурса». Тем не менее, похоже, ключевой инвестор «КосмоКурса» – не он, а Искандар Махмудов (Forbes и «Ведомости» писали об этом, и их информацию никто не опроверг).

Старт начинается с земли

Наверное, Махмудов в детстве мечтал полететь к звездам, и его желание вызывает уважение. Недаром в 2004 году УГМК приняла решение инвестировать в проект «Наземный старт», предусматривавший использование космодрома Байконур (Казахстан) для запуска ракет-носителей семейства «Зенит». Он осуществлялся Россией, Украиной и США, было даже организовано совместное предприятие «Международные космические услуги», с 2017 года оператором «Наземного старта» выступает фирма S7 Space, входящая в состав S7 Group (ей же подконтрольна отечественная «Сибирь», действующая под брендом S7 Airlines).

Претворение в жизнь «Наземного старта» не могло обойтись без участия Федерального космического агентства (ныне – государственная корпорация «Роскосмос»). Его тогдашнему руководителю Анатолию Перминову удалось найти общий язык с Махмудовым, и УГМК взяла на себя обязательство вложить 25 млн долларов в «Наземный старт».

Правда, в прессе можно встретить информацию, что инвестором решил выступить все-таки сам Махмудов. Однако на портале ракетно-космической корпорации «Энергия» среди партнеров «Наземного старта» упоминается УГМК, отвечающая за финансирование доработки ракет «Зенит-2SLБ» и «Зенит-3SLБ» и пусковой установки на космодроме Байконур.

Небесный тихоход

Судя по всему, «КосмоКурс» идет вперед неспеша. Для уточнения информации «ФедералПресс» письменно обратился за комментариями в «КосмоКурс» и УГМК.

«Вопрос личности инвестора не комментируем. Также не комментируем объем вложенных средств. При этом считаю важным отметить, что на данный момент за деньги инвестора создан коллектив численностью около 40 технических специалистов и налажена их совместная работа», – сообщил Павел Пушкин (УГМК не ответила).

По его словам, «КосмоКурс», будучи резидентом «Сколково», получил налоговые льготы. Сейчас завершается стадия аванпроекта, затянувшаяся ввиду сложности и уникальности идеи «КосмоКурса» и неопределенности, например, с космодромом.

«КосмоКурс» не сидит сложа руки, он уже занимается организацией выпуска камер двигателей. Первые автономные летные испытания должны начаться в 2023 году, комплексные – в 2024 году. Космодром, вероятно, будет располагаться в центральной части России, «КосмоКурс» ведет переговоры с властями нескольких регионов по поводу его размещения.

Пилотный же полет с туристами, как было отмечено выше, состоится в 2025 году. Кандидаты есть – российские бизнесмены. Денег за полет «КосмоКурс» с них брать не будет, возможно, бронирование откроется после решения всех вопросов.

Немного о патриотизме

Спору нет, прекрасно, что в России есть люди, поддерживающие смелые стартапы. Но возникает закономерный вопрос: почему Махмудов, если он действительно вкладывается в «КосмоКурс», не горит страстным желанием поддержать отечественную металлургию?

Два штриха к облику инвестора. В 2015 году УГМК-ОЦМ (прокатный холдинг УГМК), управлявшая Кировским заводом по обработке цветных металлов, Кольчугинским заводом цветных металлов (Кольчугцветмет) и Ревдинским заводом по обработке цветных металлов, приобрела французскую Gindre Group, выпускающую широкую гамму медных полуфабрикатов, поставляя их для различных электротехнических предприятий по всему миру.

Почти два года спустя Кольчугцветмет вошел в состав находящегося по соседству с ним «Электрокабеля» (принадлежит «Кабельному Альянсу», кабельному холдингу УГМК) и прекратил существование как отдельное юридическое лицо.

В пресс-релизе УГМК говорилось, мол, ситуация на российском рынке не позволяет сохранить производство Кольчугцветмета, у кабельной отрасли, наоборот, имеется большой потенциал. Фактически речь шла о закрытии одного из старейших в России предприятий по обработке цветных металлов. Ни Gindre Group, ни завод медных труб в Майданпеке (Сербия) УГМК «пальцем не тронула».

Не пора ли Махмудову проявить истинный патриотизм и вложиться в российскую металлургическую индустрию? Времена за окном нелегкие. Соотечественники точно его не забудут.

Когда статья готовилась к публикации, стало известно о сильном пожаре, случившемся на заводе «Электроцинк», принадлежащем УГМК.

Фото: pixabuy.com

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.