Внутренний рынок бензина и дизельного топлива лихорадит. Ожидаемое повышение акцизов может привести к подорожанию топлива. Чтобы стабилизировать ситуацию, нужны быстрые и эффективные решения. Именно их обсуждало правительство с нефтяными компаниями на специальном совещании. Но вот насколько эффективны достигнутые на совещании договоренности - уравнение со многими неизвестными. Более подробно – в материале «ФедералПресс».
На ручном управлении
С начала 2019 года в России должны быть увеличены ставки акцизов на бензин и дизельное топливо. Однако против этого выступает немало участников внутреннего рынка, предупреждая о росте цен на топливо и даже угрозе его дефицита. Это стало поводом для проведения специального совещания в правительстве с руководителями нефтяных компаний. По его итогам вице-премьер Дмитрий Козак сообщил о заморозке цен на бензин и дизельное топливо до конца нынешнего года.
По словам генерального директора «ИнфоТЭК-Терминал» Рустама Танкаева, «договариваться с руководителями нефтяных компаний о фиксации цен на бензин, когда в стране рыночная экономика – это точно также, как договариваться с президиумом Академии наук об отмене закона всемирного тяготения. Переговоры, которые ведутся, выглядят совершенно нелепо и непрофессионально» - заключил Танкаев, выступая в ТАСС на круглом столе «Цена автомобильного топлива на внутреннем рынке России».
С экспертом солидарен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Подорожание нефтепродуктов приведет к сокращению их потребления и способно привести к снижению качества жизни населения и исчезновению малых и средних предприятий. В настоящее время резко сократились грузовые перевозки между регионами, ассортимент в магазинах маленьких населенных пунктов ухудшился (стало невыгодно в них доставлять небольшие партии продуктов)» - отмечает Делягин.
«Правительство с нового года повышает сразу три налога. НДС – это плюс 50 копеек к цене бензина, НДПИ – плюс 1 рубль, акциз – плюс 5,5 рублей. Вместе все – 7 рублей. И предлагают скомпенсировать непонятным обратным акцизом. Эта идея достойна Шнобелевской премии, - заявил Танкаев. – В ситуации, когда рынок бензина находится в напряжении, мы получим повышение цен на топливо на 7-8 %».
Нефтяные же компании не могут удерживать цены стабильными, поскольку они не могут долго работать себе в убыток. Они уже сейчас теряют при сбыте бензина на российском рынке 2 рубля с литра. Экспортная цена выше внутренней в среднем на 11 рублей за литр. Бизнесу в подобных условиях жить сложно, если вообще не сказать невозможно.
Между тем, ряд экспертов считают, что необходимо коренным образом пересмотреть сложившуюся систему налогообложения отрасли: положение дел в экономике России и без того ухудшается прямо на глазах, вызывая недовольство и тревогу у населения.
«В последнее время правительство дает все больше поводов, чтобы его ругали. Однозначно повышение акцизов приведет к повышению цен на бензин, - заявил Алексей Мухин, директор Центра политической информации. На фоне борьбы страстей и эмоций, которые сейчас, особенно в регионах, бушуют в связи с так называемым повышением пенсионного возраста, добавлять туда дополнительных эмоций – все равно, что плескать бензин в костер. При этом, по понятным причинам, ситуация сложится аховая».
Бюджет же страны, по его словам, является профицитным и, соответственно, возникает закономерный вопрос: зачем надо поднимать ставки топливных налогов, если необходимости в этом нет? Ларчик просто открывается: правительство изыскивает дополнительные средства для выполнения «майских указов» президента, действуя тем самым в рамках модели продразверстки, проводившейся в нашей стране в первые годы Советской власти.
«Обратите внимание: цель продразверстки – ВИНКи (вертикально-интегрированные компании - прим.), потому что у ВИНКов есть обязательства по обеспечению внутреннего рынка, тогда как большая часть так называемых независимых компаний не обязаны этого делать, - подчеркнул Мухин. - Более того, они уже выходят с инициативами компенсации в виде субсидий потерь, которые они понесут с повышением акцизов».
Эксперт отметил, что часть компаний, например, «Роснефть» ведут себя социально-ответственно, поставляя практически весь объем произведенного бензина на внутренний рынок, другие компании, в первою очередь частные, наоборот, увеличивают экспорт. Следовательно, совершенно правильным является ранее сделанное предложение «Роснефти» поставлять на переработку на российские НПЗ 17,5% всего добытого сырья. А это – весь объем внутреннего рынка. В этом случае исчезает риск возникновения дефицита дизельного топлива и бензина.
Денег куры не клюют
Финансовых ресурсов же в бюджете России вполне достаточно. «Правительство столкнулось с явлением, когда оно захлебывается денег. Неиспользуемые остатки федерального бюджета превышают 4 трлн рублей, - рассказал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Обычно, когда есть деньги в бюджете, правительство снижает налоги - для развития своей экономики. Но если вы хотите уничтожить свою экономику, то повышаете налоги, все строго наоборот. Так сейчас и поступает правительство господина Медведева». Он отметил, что правительство увеличивает ставку налога на добавленную стоимость (НДС), вызывая в конечном счете подорожание практически всех товаров, что больно ударит по и без того небогатым гражданам.
Что делать?
Премьер-министр Дмитрий Медведев на днях пригрозил установить заградительные пошлины на поставки нефтепродуктов за пределы России, если правительство и руководители нефтяных компаний не найдут компромисса.
«Мы все понимаем, что никаких заградительных пошлин господин Медведев не введет, так как нефтяные компании - это основной ресурс пополнения бюджета. Медведев пугает. Будет введение неких ограничений на экспорт, некоторое подобие лицензирования. Введения запретительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов не будет», - заявил профессор Никита Кричевский. – Все забыли, что ВИНКи предлагают отправлять 17,5 % добытой нефти на переработку для продаж на внутреннем рынке, все забыли, что акциз на бензин когда-то планировался на уровне 2,5-4 тыс. рублей за 1 тонну, сейчас – 12 тыс. рублей. Забыли и о том, что экспортные пошлины практически обнулились усилиями этого самого правительства с 360 долларов до 36 – в 10 раз. И якобы все из-за необходимости наполнять дорожные фонды, чтобы дороги были нормальные».
Что же нужно сделать, чтобы не допустить подъема цен на нефтепродукты и снять напряжение в котором сейчас находится внутренний рынок? По мнению Делягина, необходимо отменить налоговый маневр и отвязать ставку НДПИ от котировок нефти на глобальном рынке. «Почему цена на нефть внутри России должна зависеть от мирового рынка? Непонятно», - подчеркнул он.
«Надо совсем отменить акцизы на бензин и дизельное топливо. Бензиновый акциз в этом году принесет в бюджет 300 млрд рублей, дизельный – 150 млрд рублей. На фоне гигантского профицита бюджета это не те деньги, за которые правительству стоит бороться», - акцентировал внимание собравшихся Танкаев.
Кричевский предложил сохранить ставки акцизов на уровне второго полугодия 2018 года и не поднимать их в ближайшие пару лет. Также следует ввести лицензирование экспорта бензина и дизельного топлива в зависимости от выполнения обязательств конкретными компаниями по их поставкам на российский рынок и установить минимально допустимый объем продаж для каждой из них. Если же независимые компании, любящие часто критиковать ВИНКи, будут уличены в нарушении правил справедливой торговли (скажем, недоливе бензина в баки автомобилей), то следует к ним применять санкции. И, наконец, не мешало бы перенести уплату акциза со стоимости бензина на автозаправочные станции (АЗС). Данная мера позволит избежать торговли суррогатным топливом, идентифицировать производителя и повысить эффективность нефтепереработки.