Заявление президента РФ Владимира Путина в День народного единства огорошило многих: Забайкалье и Бурятия «переезжают» из Сибирского ФО в Дальневосточный. Всего за три месяца команда специалистов подготовит целый ряд преобразований. На что повлияет перекройка макрорегионов – в материале «ФедералПресс».
Победа Трутнева
Увеличение территории Дальнего Востока – это автоматически и увеличение зоны подотчетности всех ведомств и чиновников, ответственных за происходящее в ДФО. В том числе, естественно, и полномочного представителя президента на ДВ Юрия Трутнева. Происходящее можно расценивать, с одной стороны, как вызов его способностям и опыту (справится ли, сможет ли «жонглировать» одиннадцатью регионами), а с другой – как новая ступенька в политической карьере.
Как считает профессор политологии, декан социально-гуманитарного факультета Тихоокеанского государственного университета Илдус Ярулин, реорганизация территорий – это «победа Трутнева». Но в целом он характеризует вопрос как более глубокий.
«Это восполнение утраты того аппаратного веса, который был связан с неудачными выборами в Хабаровском крае и в Приморье, поскольку здесь до сих пор еще все не ясно. Дальше вес этот будет только прирастать. И это плоды того, что Юрий Петрович готовил достаточно долго. Разговоры шли не один день. Через три месяца, которые отведены на реализацию указа, Трутнев может стать не просто полпредом и вице-премьером... С 2002 года задача института полпредства – быть контролирующим государевым оком, которое следило за правовым пространством на всей территории России. Я думаю, сейчас идет отмирание полпредства и создание чего-то нового. Деление на федеральные округа – это создание, по сути, нового экономического пространства. Здесь полпред будет как наместник, у которого будут экономические рычаги. Помечтаем – может, даже вице-президентом», – предполагает Илдус Ярулин.
Правда, эксперт отдельно отметил: у России всегда есть такая проблема, что законы хорошие, а исполняем мы их себе же во вред. Как будут реализовываться заложенные в преобразования задумки – отдельный вопрос.
«Военная» поддержка Китая
Важный нюанс, на который обращает внимание эксперт, – объединяются те субъекты, которые имеют общую границу с Китаем. Это, конечно, неслучайно, и не воспользоваться открывающимися возможностями было бы неразумно.
«В мире объявлена торговая война Китаю, которая идет с переменным успехом. Мы поможем Китаю обезопаситься от последствий торговой войны с США. Как ни странно, одна из болевых точек Китая – потеря рынка сои. Все животноводство и птицеводство Китая развивалось за счет американских поставок сои. Отказались, резко увеличили пошлины, все подорожало – и посмотрите, как начали дорожать продукты в Китае. А соя – это дальневосточная культура, и у нас территорий достаточно много, можно все это развивать», – напоминает профессор.
Полномасштабный выход в Азиатско-Тихоокеанский регион – вообще важнейшая задача для Дальнего Востока. И теперь, после того, как политическая карта России перекроена, у новой объединенной территории должен появиться единый механизм для полноценного сотрудничества со странами АТР.
«Это последствия всех разговоров, которые велись на Восточном экономическом форуме, с председателем Си Цзиньпином, здесь были озвучены интересы Японии, интересы Кореи. Это попытка создания единого пространства, во многом интегрированного с Китаем и с другими странами АТР. А в том виде, как существует ДФО, он не может развиваться как единый организм. Кроме того, у России много полезных ископаемых, а денег их развивать не хватает, капитал на Дальний Восток не идет. Дальневосточный малый и средний бизнес в основном торговый, купил-продал. Можно создавать условия и запускать малый и средний бизнес в промышленный, горно-добывающий», – подчеркивает эксперт.
Недавнее разрешение частной золотодобычи, по мнению Илдуса Ярулина, – мелочь, которая вписывается в эту концепцию. И одновременно показывает, что недавно озвученное решение президента – далеко не спонтанное.
«Не просто новый врио губернатора Забайкалья пошел и предложил президенту – скорее всего, он просто озвучил то, что ему было предложено. И предложено, скорее всего, Трутневым и теми силами, что его поддерживают», – предполагает политолог.
Больше не собака на сене
Новая экономически-административная зона – это возможность для принципиального экономического роста. Перспективы развития были заложены еще законами о тех же территориях опережающего развития, но полноценной их реализации пока нет.
«Нужно реализовать то, что заложено в законодательстве: особая налоговая база, условия привлечений инвестиций. Первые шаги – это создание единой территории. У нас нефть идет, есть станции сжижения газа, Северный путь… Мы можем сделать эту территорию очень привлекательной для инвесторов. При этом поднимая собственную экономику. Пока мы как та собака на сене, которая лежит на богатствах и никого не пускает, ни своих, ни чужих. Может быть, разве что за исключением небольших олигархических групп. Долго сидеть на шее у государства ДФО тоже не может», – подчеркивает Илдус Ярулин.
Как один из способов привлечения капитала эксперт называет создание на Дальнем Востоке биржи. И пусть она будет небольшой и не сможет сравниться с гонконгской, тем не менее, крупные предприятия, которые, возможно, будут создаваться, смогут выходить на торговлю акциями.
«Если раньше говорили, богатство России Сибирью прирастать будет, то теперь богатство должно прирастать Дальним Востоком. Но ведь просто так оно не потечет в закрома Родины. Значит, надо привлекать и свои капиталы, и зарубежные», – резюмирует политолог.
Логичный шаг
Программы развития Дальнего Востока и Забайкалья рассматривались как единая территория давно, это видно хотя бы про программам развития, подготовленным еще в 2010 году. Такое мнение озвучила кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН Светлана Мищук.
«С точки зрения управления, потенциала и развития Дальний Восток и раньше представляли как нечто похожее, это не ново. Так что с административной точки зрения они и так были вместе, это только оформлено официально, что можно назвать очень логичным шагом», – констатирует специалист.
Что касается жителей Бурятии и Забайкальского края, естественно, там стоит задача всесторонне улучшить ситуацию. Показатели не самые позитивные в обоих регионах.
«Если население не лишают никаких преимуществ, которые дает проживание в Восточной Сибири, а, наоборот, только добавляются дальневосточные блага (к примеру, повышенный зарплатный коэффициент региона, более длительные отпуска и субсидируемые перелеты), – это только положительный момент. Дальневосточникам от этого хуже точно не станет», – добавляет Светлана Мищук.
Происходящее, как напоминает эксперт, это только первый шаг. Более предметно оценить изменения можно будет только спустя какое-то время.