В Пермском крае будет положен конец долгоиграющей проблеме безнадзорных животных. Катализатором этих процессов выступили решения Верховного суда, изменившие сроки содержания безнадзорных животных. Новые правила отлова и содержания бродячих собак должны снизить накал страстей и снять поводы для конфликтов. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Прикамцев кусают все чаще
Вопрос эффективности исполнения полномочий прикамских органов МСУ в части работы с безнадзорными животными в последние годы встал в ряд наиболее острых. Так, в Пермском крае количество безнадзорных животных за три года выросло втрое – с 2581 особи в 2015 году до 5763 в текущем. По данным краевого Центра гигиены и эпидемиологии, за девять месяцев 2018 года на территории региона жертвами нападения безнадзорных собак стали 4439 человек. В МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» за этот же период поступило 2518 обращений.
«Статистика показывает, что ежемесячно растет количество пострадавших от укусов собак людей. При этом далеко не все собаки, находящиеся сейчас на улице, выпущены туда хозяевами. Как известно, собака, выросшая без человеческого воспитания, несет потенциальную опасность. Мы же стремимся к созданию безопасной среды для людей», – говорит судья международной категории CACIB Александр Шляпкин.
«Собака в первую очередь – хищник. Она отстаивает свои ресурсы и территорию. В нашем обществе первостепенна защита интересов и здоровья граждан, поэтому если собака несет угрозу жизни и здоровью человека, власти имеют основания принимать соответствующие меры», – считает профессор кафедры кинологии Пермского военного института войск национальной гвардии РФ Вячеслав Касимов. По его словам, сейчас нет правовых определений классификации степени угрозы собаки для человека, что создает проблемы при принятии объективного решения о дальнейшей судьбе животного.
Возвратный отлов не помог
Эти и другие вопросы широко обсуждались специалистами и общественниками. Так, на площадке Общественной палаты Пермского края рассмотрели влияние решения Верховного суда РФ от 31 января 2018 года, согласно которому безнадзорные животные должны до шести месяцев содержаться в приютах, а не два месяца, как было ранее. Вместе с тем ВС РФ вынес решение, что возвратный отлов безнадзорных животных не способствует повышению санитарно-эпидемиологического благополучия. Однако в Прикамье долгое время практиковали именно возвращение в окружающую среду стерилизованных и чипированных безнадзорных собак.
Пролоббированная зоозащитниками схема не решила проблем с безопасностью граждан. Во-первых, количество безнадзорных собак на улицах краевой столицы превысило все разумные рамки. Во-вторых, идеи проживания безнадзорных животных в городской среде дискредитированы нападениями животных на людей и многочисленными конфликтами. Совсем недавно одна пенсионерка набросилась с кулаками на сотрудников управляющей компании. Те пытались убедить женщину в недопустимости прикармливания и содержания собак на придомовой территории. Полтора года назад сотрудника СМИ забросали кусками льда с криками «живодерка!», а зоозащитники заявили об изнасиловании собак в муниципальном приюте.
Еще серьезнее звучат аргументы медиков. Все полученные в результате укусов раны считаются опасными, говорит врач-травматолог Зулейха Хафизова: «Если человек заболевает бешенством, никакого лечения нет, исход только летальный. Поэтому когда больной приходит, его пропускают без очереди. Для него проводится специфическая обработка раны, профилактика столбняка и укол от бешенства. Рваные раны бывают очень большими, в каких-то случаях накладываются швы. И чем ближе рана к головному мозгу, тем быстрее развивается болезнь».
Рано или поздно надо было признавать неэффективность возвращения животных на улицы. Но одновременный отказ от возвратного отлова и увеличение срока содержания собак в приютах до полугода дают мощный кумулятивный эффект. Это ожидаемо приведет к быстрому перенаселению приютов и, как следствие, к невозможности оперативного реагирования на обращения граждан. Начальник краевой Ветинспекции Игорь Петухов предложил сосредоточиться на отлове животных по официальным обращениям жителей и в первую очередь уделять внимание агрессивным особям. При этом четко прописать понятия «агрессивного животного» и «владельческого животного». «Данные изменения правил отлова поспособствуют росту уровня безопасности граждан», – резюмировал Игорь Петухов.
Главное – безопасность людей
Однако прозвучавшие инициативы – всего лишь полумеры. По мнению экспертов, после отлова животное должно проходить осмотр у компетентного специалиста. Он определяет причину отклонения в поведении. Если агрессия вызвана не заболеванием, то животное можно оставлять в приюте, социализировать и максимально быстро подыскивать ему нового хозяина. По «агрессивным животным» ветеринарный специалист может принять решение об эвтаназии.
Новые механизмы финансирования содержания и отлова собак прописаны в предложенных краевыми властями поправках к региональному закону. Они призваны более рационально распределять средства при расчете субвенций муниципалитетам. Для этого меняется формула расчета сумм, выделяемых в территории на выполнение полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Высвобождающиеся средства дают возможность расширить круг получателей субвенции. Предварительно в этот список вошло 180 муниципальных образований, в два раза больше, чем в текущем году. В пояснительной записке к законопроекту предложенные изменения объясняют исключением из субсидий расходов на содержание, лечение и стерилизацию безнадзорных животных, подлежащих эвтаназии. Размер субвенций определяется в 36,9 млн рулей в год.
«Предложения, отраженные в законопроекте, вызваны экономическими соображениями. В некоторых случаях после отлова применяется эвтаназия, если животное агрессивно. И в текущей формуле средства начисляются наравне с собакой, которую будут содержать. С принятием изменений краевой бюджет не будет закладывать средства на кормление и содержание таких животных. Предполагается, что срок содержания будет исчисляться несколькими днями, а не месяцами, и муниципалитеты смогут покрыть эти расходы самостоятельно», – прокомментировал депутат пермской гордумы Илья Лисняк. По его оценкам, сэкономленные средства позволят увеличить объем отлова (например, в Перми – с 1,5 тыс. до 2 тыс. голов), а также предоставить субвенции большему числу муниципалитетов.
Фото:ФедералПресс / Елена Майорова