Каждый «диверсифицируется» по-своему. Олег Дерипаска модифицировал бизнес от цветной металлургии в сторону строительства, сельского хозяйства, страхования, машиностроения. Дмитрий же Пумпянский следует его примеру и активно занимается машиностроением. И успехи кой-какие имеются. Однако за ними скрывается ряд проблем. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Дело мастера боится
России нужны новые масштабные инфраструктурные проекты. Крымский мост практически построен, идея сооружения моста между Сахалином и материком вызывает массу споров, но однозначно необходим проект, способный придать импульс развитию и промышленности, и строительства в нашей стране.
На эту роль может подойти Северный широтный ход – железнодорожная магистраль длиной свыше 700 км, призванная соединить западную и восточную части Ямало-Ненецкого автономного округа и обеспечивающая перевозку огромного количества грузов. Стоить он будет 236 млрд рублей.
Естественно, вагоны, платформы и цистерны не могут ехать сами по себе, их должны тянуть мощные локомотивы. Поэтому внимание к проекту Северного широтного хода, сулящего хорошие прибыли, проявила «Синара-Транспортные машины» Дмитрия Пумпянского, управляющая несколькими машиностроительными заводами.
И совершенно неслучайно на состоявшемся недавно в Москве круглом столе, посвященном реализации «Северного широтного хода», заместитель генерального директора прдприятия «Синара-Транспортные машины» по инжинирингу Леонид Кузнецов отметил: «Северный широтный ход может стать полигоном для апробации новых технологий по прокладке пути, созданию инфраструктуры и эксплуатации нового подвижного состава», – добавив, что на подконтрольном его компании Людиновском тепловозостроительном заводе (ЛТЗ) уже выпускаются магистральные газотурбовозы.
Северный широтный ход обсуждается более 10 лет. О нем активно заговорили в 2005 г., когда была выдвинута идея реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», и тогда же возникло название «Северный широтный ход».
В 2016 г. РЖД и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа подписали соглашение о его прокладке, в 2018 г. министр транспорта Максим Соколов, глава РЖД Олег Белозеров и ямальский губернатор Дмитрий Кобылкин заложили символическую капсулу в основание моста через Обь – одного из элементов Северного широтного хода.
Дальше слов дело не сдвинулось, и пока на Северный широтный ход локомотивы с ЛТЗ не приедут. Текущая же ситуация с его загрузкой малопонятна – «Синара-Транспортные машины» не сообщала о новых заказах для ЛТЗ, за исключением подписания с Газпромом договора на поставку 24 маневровых газотепловозов и отгрузки локомотивов для металлургического комбината на Кубе. 24 машины – крайне мало для ЛТЗ, способного выпускать их не менее сотни в год.
Помимо производства тепловозов, ЛТЗ их чинит. И судя по судебной хронике, без проблем не обходится. Например, в августе арбитражный суд Москвы обязал ЛТЗ заплатить РЖД почти 3,546 млн рублей неустойки за нарушение срока гарантийного ремонта тепловоза ТЭМ14 № 0033 – вместо положенных пяти он составил целых 80 дней!
Не нужен нам профиль российский...
Не менее интересно обстоит положение дел с «Уральскими локомотивами», совместным предприятием группы «Синара» (управляет «Синара-Транспортные машины») и Siemens, проектирующим, изготавливающим, продающим и обслуживающим электропоезда и локомотивы (именно он производит знаменитые «Ласточки», летящие по железным дорогам нашей великой страны).
В сентябре в ходе международного транспортного салона Innotrans-2018 РЖД, группа «Синара» и Siemens договорились подписать договор об изготовлении на «Уральских локомотивах» 11 «Сапсанов» и 27 пассажирских вагонов. Там же вице-президент группы «Синара» Евгений Гриценко заявил о возможностях «Уральских локомотивов» наладить в оптимальные сроки серийное производство высокоскоростных поездов. Тем самым он, вероятно, решил застолбить место для «Уральских локомотивов» на высокоскоростной магистрали Москва – Казань.
Похвальное желание, ничего не скажешь. Между тем возникает вопрос: откуда «Уральские локомотивы» получают алюминиевые профили, нужные для изготовления «Ласточек»? Есть основания утверждать, что из КНР. «Уральские локомотивы» имеют контракт с Jilin Midas Aluminium Industries, «дочкой» китайского Midas Holdings, на приобретение у нее алюминиевых профилей в период с 2013 по 2019 г. В соответствии с ним Jilin Midas Aluminium Industries обязалась обеспечить ими производство 100 электропоездов на «Уральских локомотивах».
«Уральские локомотивы» вполне могли бы возить алюминиевые профили с расположенного относительно недалеко от них Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗ), вполне способного сделать подобную продукцию. Везти с него будет ближе и дешевле, нежели из КНР, и вряд ли профили КУМЗа уступают по качеству китайским аналогам.
Очевидно, КУМЗу придется ждать своей очереди еще больше года, и нет никакой гарантии, что «Уральские локомотивы» не продолжат закупать алюминиевые профили в Китае.
Железные сердца машин
Амбиции «Синара-Транспортные машины» простираются куда дальше тепловозов и электропоездов. Она замахнулась аж на двигателестроение! С февраля 2012 г. ей принадлежит Уральский дизель-моторный завод (УДМЗ), умудрившийся в том же месяце выиграть конкурс Министерства промышленности и торговли России на включение в федеральную целевую программу «Национальная технологическая база».
В ее рамках УДМЗ заключил с Министерством промышленности и торговли России два контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Первый из них предполагал создание экспериментальных стендов, второй – разработку базовых образцов дизелей для магистральных тепловозов, морских судов, контейнерных электростанций малой энергетики и др.
Маленькая деталь – на сайте «Синара-Транспортные машины» откровенно написано: «Федеральная целевая программа осуществлялась на условиях совместного финансирования работ, порядка 49 % составили средства государственного бюджета, 51 % – собственные или привлеченные средства исполнителя». То есть, выходит, почти половина расходов по двум контрактам была покрыта за счет налогоплательщиков. Неужели у «Синара-Транспортные машины» не было возможностей целиком их оплатить? Вряд ли. В конце концов, могла бы попросить денег у материнской по отношению к ней и далеко не бедной группы «Синара».
В декабре 2017 г. стало известно об учреждении УДМЗ и питерским заводом «Звезда» (производитель двигателей для военных кораблей) совместного предприятия. Как следует из пресс-релиза «Синара-Транспортные машины», у него будет пара площадок – в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. К 2022 г. предприятие должно изготавливать до 770 дизелей.
Спустя шесть месяцев было анонсировано: совет директоров научно-производственного концерна «Звезда» (управляющего заводом «Звезда») назначил его генеральным директором Виктора Леша, одновременно возглавляющего «Синара-Транспортные машины». Теперь в зависимость от «Синара-Транспортные машины» попал Военно-Морской флот России?
И еще. На портале «Синара-Транспортные машины» висит информация о реализации здания механического цеха и корпуса литейного производства с сопутствующим оборудованием УДМЗ. Каким образом «Синара-Транспортные машины» может эффективно развивать двигателестроение, если выставила на продажу имущество УДМЗ? Он не будет сам лить отливки?
К сожалению, центр общественных связей группы «Синара» на запрос «ФедералПресс» подробных сведений не предоставил.
Фото: Pixabay.com