Top.Mail.Ru
Промышленность
Европа
0

Деньги – в недра. Калийный ГОК Михаила Гуцериева может оказаться лишним на рынке

В незалежней Белоруссии компания «Славкалий» строит Нежинский ГОК, призванный обеспечить хлористым калием фермеров из любой страны. Он может изменить расклад сил среди его производителей, но есть вероятность, что подобного не случится. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Задумка скромного олигарха

Как строят глубокие калийные рудники? Естественно, не используя простых рабочих с лопатами и кайлами. Глубина залегания пластов и горизонтов калийных солей может достигать 1–2 км, и традиционные методы проходки горных пород здесь попросту не подойдут.

Для этого применяют специальные стволопроходческие комплексы, стоящие уйму денег. Две именно такие машины совсем скоро приступят к работе на площадке Нежинского ГОКа, создаваемого «Славкалием» (входит в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева) на базе одной из частей Старобинского месторождения калийных солей. На другой же функционирует «Беларуськалий», входящий в число лидеров глобального рынка калийных солей: он отправляет их в Китай и Индию – две крупнейшие сельскохозяйственные державы и одновременно основные потребители минеральных удобрений на планете.

Как планируется, Нежинский ГОК будет производить ежегодно до 2 млн тонн калийных удобрений. По сути речь идет о банальном хлористом калии. Обойдется же предприятие в 2 млрд долларов, из них 1,4 млрд долларов придется на кредит China Development Bank. Глубина шахтных стволов составит 750 м (для сравнения: высота Эйфелевой башни – 324 м).

И вроде бы ничто не мешает светлому будущему Нежинского ГОКа, однако ему может помешать сам… Нежинский ГОК, новые игроки, которых пока мало кто в расчет принимает, и старые, давно застолбившие место под солнцем.

«В одночасье нельзя закрыть старое предприятие и открыть новое, на это нужно время. Поэтому на создание нового производителя уйдет несколько лет, тем более что предстоит не просто создать производство удобрений, но и обустроить мощности по добыче и переработке сырья. В том, что уже есть и другие игроки на этом рынке, нет ничего необычного. Конкуренция развивается, и с приходом нового производителя она усилится, у потребителей появится выбор», – отметил Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Российский конкурент

Прогнозы сулят противоречивые перспективы производству и потреблению калийных удобрений. Согласно оценкам Food and Agriculture Organization for the United Stations, мощности по их выпуску в 2020 году увеличатся относительно 2017 года на 11 %, до 64,486 млн тонн (в пересчете на оксид калия), потребность же в них – на 8,9 %, до 37,042 млн тонн. Может, цифры неточны, впрочем, совершенно очевидно, что потенциальный спрос ниже предложения.

Теперь про «молодняк». Сразу стоит назвать «ЕвроХим», создающий сразу два предприятия по добыче калийных солей, «ЕвроХим – ВолгаКалий» в Волгоградской области и «ЕвроХим – Усольский калийный комбинат» в Пермском крае.

Как следует из сообщений «ЕвроХима», на «ЕвроХим – ВолгаКалии» уже осуществлена сбойка двух скиповых стволов и завершаются работы на клетьевом стволе, ведутся пуско-наладочные работы на обогатительной фабрике (на ней летом была получена пробная партия хлористого калия). Первая очередь мощностью 2,3 млн тонн хлористого калия в год должна выйти на полную загрузку в 2021–2022 годах.

На «ЕвроХим – Усольском калийном комбинате» дела идут повеселее: эксплуатируются 12 комбайновых комплексов, выведены на проектную мощность две технологические линии. Его первая очередь будет иметь производительность аналогичную имеющейся на «ЕвроХим – ВолгаКалии» – 2,3 млн тонн хлористого калия в год.

По соседству и чуть подальше

Расположенный недалеко от площадки Нежинского ГОКа ветеран калийной отрасли «Беларуськалий» тоже не сидит сложа руки. В сентябре построенный им с нуля Петриковский ГОК вскрыл на одноименном месторождении калийный горизонт и добыл первую руду.

Решение о сооружении Петриковского ГОКа было принято руководством «Беларуськалия» в 2012 году, его финансирование осуществлялось за счет собственных средств. Запасы калийных солей составляют 1,8 млрд тонн, проектная мощность Петриковского ГОКа – 1,5 млн тонн хлористого калия с перспективой увеличения до 2,2 млн тонн.

Сегодня же «Беларуськалий» совместно с китайской корпорацией Migao создает завод по выпуску 160 тыс. тонн калийной селитры в год – более ценного благодаря наличию двух питательных элементов, натрия и калия, удобрения. Стоить он будет, ориентировочно, 130 млн долларов.

В Туманном же Альбионе Sirius Minerals строит рудник Woodsmith, предназначенный для годовой добычи 10 млн тонн полигалита – водного сульфата калия, кальция и магния. Его богатые залежи были обнаружены в Северном море вдоль северо-восточного побережья Великобритании. Именно их и будет разрабатывать Woodsmith, продавая потом полигалит под торговой маркой Poly4. Интерес к нему имеется в Китае, Бразилии, Нигерии, на Филиппинах, и он может оказаться еще эффективнее калийной селитры и хлористого калия с точки зрения стимулирования роста сельскохозяйственных культур.

Кое-какие вопросы

Вернемся к Нежинскому ГОКу. Его проект вызывает определенные вопросы и опасения. Например, когда состоится ввод предприятия в эксплуатацию? В 2015 году «Коммерсантъ» упоминал ориентировочный срок запуска – после 2020 года, в 2017 году – писал про 2020 год. Согласитесь есть разница между «после» и «в». На сайте «Славкалия» четкой информации найти не удалось.

Далее – нельзя сбрасывать со счетов различные форс-мажорные обстоятельства. Подземную толщу придется замораживать для предотвращения проникновения воды в горные выработки, и не дай бог допустить отключения электричества на долгий период времени. Калийные соли могут содержать опасные газы, способные накапливаться в шахтном пространстве (даже несмотря на вентиляцию). Могут случиться горные удары.

Для сооружения Нежинского ГОКа в China Development Bank был привлечен кредит в размере 1,4 млрд долларов сроком на 14 лет и ставкой 4 % годовых. Остальные инвестиции, возможно, поступают или будут идти от группы «Сафмар», управляющей «Славкалием» и иными промышленными активами, либо из личных средств Михаила Гуцериева. Непонятно, как именно им организовано финансирование и хватит ли вообще ресурсов.

«Ориентировочный срок окупаемости данного проекта составляет 3–6 лет с момента выхода на полную мощность, а зависит он от экономической ситуации, положения дел в отрасли, действий конкурентов», – считает Дмитрий Баранов.

Наверняка Михаил Гуцериев риски просчитывал. Но положение дел и в России, и в мире быстро меняется, и вполне допустима ситуация, когда Нежинский ГОК торжественно будет открыт, тогда как серьезных потребителей у него не окажется, долгов – куча. И что надо сделать? Деньги-то в недра уже будут зарыты…

P. S.: пресс-служба «Славкалия» на письменный запрос «ФедералПресс» сообщила: «Руководство приняло решение воздержаться от комментариев».

Фото: Pixabay.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.