Бюджет Иркутской области на 2019 год, принятый в первом чтении, представлен как «дефицитный», что вызвало возмущение местной контрольно-счетной палаты. В предыдущие несколько лет бюджет, благодаря росту налоговых отчислений, оставался «в профите». Экономические эксперты отметили, что дефицитный статус приведет к ситуации, когда регион не успеет освоить несколько миллиардов рублей. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Занижение затрудняет освоение
Доходы на следующий год, согласно проекту областного бюджета, предлагается утвердить на уровне 142,6 миллиарда рублей, а расходы – 146,8 миллиарда рублей. При этом на 2020 год прогнозируется 145,1 миллиарда рублей доходной части и 147,8 миллиарда рублей – расходной. В 2021 году – 148,1 миллиарда рублей и 148,5 миллиарда рублей соответственно.
Самые серьезные поступления в областной бюджет региональное министерство финансов спрогнозировало от налога на прибыль организаций – 53,1 миллиарда рублей. Налог на доходы физических лиц, согласно финансовому документу региона, должен принести в казну 37,6 миллиарда рублей, ожидаемые доходы от акцизов – 10,4 миллиарда рублей, налог на имущество организаций – 10,9 миллиарда рублей. Размер прогнозируемых безвозмездных поступлений из федерального бюджета составляет 18,3 миллиарда рублей. При этом расходы на все направления, включая дорожное хозяйство, физическую культуру и спорт, культуру, сельское хозяйство, ЖКХ и т. п., предполагаются в размере 144,8 миллиарда рублей – что составит 98,6 % от запланированной суммы всех трат.
На обсуждении проекта представители контрольно-счетной платы (КСП) Иркутской области тут же засомневались в обоснованности уровня дефицита бюджета, который региональный Минфин прогнозирует на следующий год.
«Прогноз на 2019 год и плановый период до 2021 года разработан в отсутствие утвержденной стратегии социально-экономического развития Иркутской области, – отметила зампредседателя палаты Юлия Махтина. – Между тем с его учетом формировался проект бюджета. При этом в своих расчетах мы нашли способы увеличить неналоговую часть доходов бюджета области в сравнении с теми цифрами, что были озвучены министерством. Что касается предлагаемого дефицита бюджета, де-факто исполнение областного бюджета 2018 года идет с профицитом, на 1 октября он достигает 15 миллиардов рублей!»
Несмотря на это, представители ведомства заявили, что проект бюджета формировали на базе показателей, с которыми регион сейчас заканчивает 2018 год. Экономисты региона солидарны с КСП, отмечая, что подобное занижение приведет к тому, что серьезную долю полученных доходов область не сможет освоить.
Соцсферу опять сократили
Причина дефицита бюджета, по мнению экспертов, кроется в перестраховке, которая свойственна и другим российским регионам.
«За неосвоенные миллиарды федеральная власть их накажет не так сильно, как если к концу года регион останется без средств на какие-то обязательные траты. К слову, и СМИ, согласитесь, первый вариант преподнесут не так резонансно, как «у области закончились все деньги», – рассуждал в беседе с «ФедералПресс» доцент кафедры финансов и кредита Иркутского государственного технического университета Анатолий Меркулов.
Тем не менее, перестраховка с занижением доходной части губительно скажется на экономике и социальной инфраструктуре области. «Проведу параллель с отдельным сегментом – капремонтом домов: подготовка документации к аукциону – минимум месяц; проведение торгов вместе с ожиданием заявок от участников – 3 месяца. А теперь представьте, что аукцион по каким-то причинам отменен, и все – подрядчик теряет один строительный сезон и все работы переносит еще на год. Грубо говоря, если деньги начинают осваивать во второй половине года – все, в текущем году уже не успеют», – объяснил экономист.
На обсуждении проекта главного финансового документа области председатель комитета по бюджету заксобрания Наталья Дикусарова заявила, что депутатам приходится второй год подряд продавливать увеличение расходной части бюджета. «При подготовке бюджета 2018 года вместе с вами буквально переболели решение ряда вопросов: увеличивали финансирование на вещи, которые просто необходимо было увеличить. А сегодня посмотрели на проект закона о бюджете и увидели, что те вещи, которые совместно с вами дофинансировали в текущем году, в следующем году опять заходят без стопроцентного финансирования», – заключила Дикусарова.
Глава комитета возмутилась резким сокращением финансирования капремонта объектов соцсферы и недостаточным объемом субвенций на госгарантии по получению дошкольного и школьного образования. «Заходим с уровнем меньше, чем октябрь 2018 года, и не можем ответить, на сколько месяцев хватит средств на выплаты зарплаты в муниципальных образовательных организациях. Одни муниципалитеты говорят, что им хватит этих денег на 9 месяцев, другие – на 10, третьи – на 11. Но никто полностью не покрывает эту потребность», – заключила Дикусарова.
Кроме того, глава комитета отметила, что депутаты региона обеспокоены темой здравоохранения, «где идет снижение». «Это вопросы покупки медикаментов и питания для больных. Та же ситуация складывается и по финансированию Центра профилактики ВИЧ-СПИД: из-за финансирования, выделяемого в середине года, необходимые мероприятия идут в конце года, что ведет к снижению показателей», – пояснила Дикусарова.
Между тем 21 ноября основные параметры бюджета Иркутской области на 2019 год и прогнозный период 2020–2021 годов были утверждены на сессии законодательного собрания.