За последние два года «Россельхозбанк» потратил на рекламу около полутора миллиардов рублей. Для банка, который в последние несколько лет был убыточным и получал финансовую помощь от государства, подобная практика может показаться чересчур смелой. В рекламных тратах госбанка разбирался «ФедералПресс».
В ноябре «Россельхозбанк» объявил крупный тендер на услуги по рассылке рекламных сообщений в мессенджере Viber. За спам с предложением банковских услуг финансовое учреждение готово заплатить 125 млн рублей.
В документации аукциона указано, что сообщения должны быть персонализированными и предусматривать возможность ответа. Кроме рекламы, исполнитель должен будет рассылать клиентам банка также сообщение о транзакциях и сервисах. Пользоваться он будет официальной банковской учетной записью банка под именем RSHB. В целом, за 2 года банк рассчитывает разослать 162,2 млн сообщений.
Государственный банк тратит на рекламу сотни миллионов рублей в год. По подсчетам «ФедералПресс», в этом году, с учетом названной выше закупки услуг в Viber, банк уже направил на цели, связанные с рекламой, около 530 млн рублей (сюда мы включили в том числе расходы на размещение информационно-рекламных конструкций в отделениях банков). Десятки миллионов рублей банк тратил на рекламу на федеральных каналах, миллионы – на свое продвижение на радиостанциях и в интернете.
По данным портала AdIndex, за 2017 год «Россельхозбанк» потратил на рекламу 948 млн рублей, что на 43 % больше, чем годом ранее. Конечно, банк тратит на пиар значительно меньше, чем другие банки, – по итогам прошлого года он не входил даже в первую десятку по рекламному бюджету. Его не сравнить с лидером рейтинга – ВТБ, который направил на рекламу целых 16 млрд рублей.
Однако миллиардные траты на продвижение своего розничного бизнеса несколько диссонируют с тем положением, в котором находится «Россельхозбанк». Его можно название положением просящего: финансовой организации постоянно не хватает денег. За предыдущие 7 лет государство вложило в банк дополнительные 270 млрд рублей. В этом году он был докапитализирован на 20 млрд, и уже определены суммы для дальнейших вливаний (руководство банка хотело еще 40 млрд до конца года). В правительстве РФ докапитализацию объясняют необходимостью расширить поддержку сельхозпроизводителей. Впрочем, аналитики предполагают, что целью увеличения капитала является скорее создание резервов под просроченные и невозвращенные кредиты. В связи с этим возникает вопрос, насколько целесообразны многомиллионные рекламные траты с учетом дефицита денег, который банк переживает все эти годы.
В 2016 году банк получил убыток в 58,9 млрд, в 2017-м – 19,5 млрд. В этом году баланс финучреждения наконец стал положительным – согласно отчету по РСБУ, прибыль за 9 месяцев года составила 5,1 млрд, таким образом, нынешние рекламные траты составляют десятую часть прибыли. Повлияло ли как-то на финансовые результаты увеличение рекламного бюджета, можно только гадать. В самом банке на запрос «ФедералПресс» по этому поводу к моменту выхода публикации не ответили. Как и не стали пояснять в финучреждении, почему теперь «Россельхозбанк» решил обратить внимание на точечную рекламу в мессенджере.
«ФедералПресс» ранее рассказывал о том, за что «Россельхозбанк» чаще всего критикуют клиенты.
Фото: Евгений Трухачев