Top.Mail.Ru
Политика
Россия
0

Принять нельзя отклонить. Удается ли российским регионам достучаться до Госдумы

Законотворческая активность региональных парламентов упала. До выборов 2016 года думы субъектов часто вносили свои предложения по изменению федерального законодательства. Но с избранием Госдумы седьмого (действующего) созыва все кардинально изменилось: лишний раз никто уже не проявляет инициативу – многие регионы попросту не видят смысла обращаться в федеральный парламент, так как их предложения зачастую не учитываются. Принятие любого проекта закона в территориях воспринимается как праздник. Читайте и сравнивайте вместе с «ФедералПресс».

Госдума седьмого созыва за два года своей деятельности приняла 36 законов, инициаторами которых выступили субъекты федерации. Немного. Но и раньше верхняя палата парламента не очень-то жаловала своих коллег в регионах. Более того, как заявил на одном из заседаний замруководителя фракции ЕР в Госдуме Андрей Исаев, власти субъектов зачастую предлагали инициативы, предусматривающие немалое финансирование. То есть регионы, не имея денег в собственных бюджетах, якобы пытались переложить финансовое бремя на федеральный центр. А в госказне денег, как отметил Исаев, тоже кот наплакал.

Способ отклонять региональные инициативы в Госдуме придумали еще в 2015 году (на тот момент до принятия в трех чтениях и так доходила лишь десятая часть всех присылаемых проектов). Тогда парламентарии ввели норму, согласно которой все закинициативы из субъектов должны сначала получить одобрение Совета законодателей России при Федеральном собрании (он был создан еще в 2012 году из числа спикеров Госдумы и Совета Федерации, из замов и председателей комитетов, а также глав региональных парламентов). Только после заключения совета к рассмотрению инициативы, согласно этой схеме работы, мог приступать профильный комитет Госдумы, и его вердикт был окончательным – поддержать или отклонить проект.

Сейчас в этой цепочке появилось еще одно звено: прежде чем инициатива попадает в парламент, ее смотрит специальная комиссия совета руководителей фракций «Единой России» (создана в мае этого года. – Прим. ред.). Многие региональные проекты застревают уже на этом уровне. Исаев работу комиссии объясняет просто: итоговый текст закинициативы, представленной субъектом федерации, должен иметь все шансы быть принятым Госдумой. «Решение по созданию комиссии – это серьезный инструмент, который позволяет решить проблемы граждан нашей страны. С момента создания комиссии на ее рассмотрение из субъектов федерации поступило 11 законодательных инициатив. От Камчатского и Краснодарского края – по три инициативы, от Санкт-Петербурга и Вологодской области – по две инициативы и одна инициатива от Калужской области. Все они находятся на рассмотрении. Они были направлены на экспертизу в правовое управление Госдумы. По всем инициативам мы запросили позицию федеральных органов исполнительной власти», – поясняет Андрей Исаев.

По словам политолога Дмитрия Журавлева, ситуация непростая. С одной стороны, регионам хочется, чтобы их услышали в Москве, с другой – качество вносимых документов действительно оставляет желать лучшего. «Здесь есть некий федеральный снобизм. Но есть и другой аспект: многие региональные законодательные инициативы очень плохо проработаны. Я регионы в этом не обвиняю: в областных администрациях писать законы никого не учили – у них другие задачи. Если бы было обязательное рассмотрение закинициатив регионов, тогда Госдума захлебнулась бы. Проблема не сводится к снобизму, просто доводить региональную инициативу до ума некому – рук на это не хватает, времени и сил. Легче отклонить», – резюмирует Журавле.

«ФедералПресс» выяснил в ряде региональных заксобраний, сколько раз и с какими инициативами они обращались в Госдуму. И, конечно же, сколько из предложений было одобрено, приобрело статус федерального закона. В основном российские субъекты инициировали поправки в Жилищный, Бюджетный и Налоговый кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, предлагали скорректировать законы о деятельности судов, о деятельности органов местного самоуправления и региональных органов власти, поднимались вопросы смены часовых поясов, реже предлагались поправки в земельное и избирательное законодательство. Какие регионы, сколько раз и о чем просили Госдуму и каков результат этих прошений, можно увидеть в сводных таблицах на «ФедералПресс».

Инфографика: ФедералПресс/Елена Майорова

Фото: ФедералПресс/Арина Карташова

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.