Накануне стало известно, что УГМК намерены снести здание бывшего Приборостроительного завода в центре Екатеринбурга – на набережной реки Исеть. На этом месте планируется построить художественную галерею. Защитники истории Екатеринбурга и общественность уже восприняла планы «медников» «в штыки». О том, почему здание стоит причислить к наследию свердловской промышленности и оставить его нетронутым, – в материале «ФедералПресс».
Накануне стало известно о планах Уральской горно-металлургической компании вотношении здания Приборостроительного завода в центре Екатеринбурга. Генеральный директор УГМК Андрей Козицын в интервью порталу Е1 заявил, что здание будет снесено. На его месте планируется построить художественную галерею.
«Слава богу, это не памятник, его можно снести. Там не будет никаких четырех этажей. Этого здания не будет», – сказал Козицын.
«Неуважение к корням, к нашему наследию»
Решение УГМК снести приборостроительный завод и в лице рядовых жителей города. «ФедералПресс» вышел на улицы Екатеринбурга, чтобы узнать мнение горожан по поводу того, надо или не надо сносить здание завода и строить на его месте галерею. Из десяти опрошенных – шесть были за сохранение предприятия.
«Завод нужно оставить! У нас в городе и так мало исторических объектов сохранилось. А у Приборостроительного такая история интересная, окутанная тайнами. Сносить такие здания и строить на их месте что-то новое равносильно возведению дома на кладбище. Это неуважение к корням, к нашему наследию», – поделился мнением с корреспондентом агентства 61-летняя жительница Екатеринбурга Мария Васильевна.
«Я был на биеннале в прошлом году (в 2017 году приборостроительный завод стал площадкой для Уральского индустриального биеннале современного искусства, – прим.Ред.), и меня даже не столько выставка впечатлила, сколько само здание завода. Такой простор, такие интересные архитектурные решения. Все эти цеха, как они размещены, что там происходило – это наша история. Да, кто-то скажет, что здание не несет культурной ценности, ведь это не собор какой-нибудь и не Эрмитаж. Ну и что? Надо ценить то, что у нас есть», – отметил другой житель столицы Среднего Урала 22-летний Сергей.
К слову, директор Уральского филиала ГЦСИ в составе ГМВЦ РОСИЗО Анна Пьянкова в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» отметила, что с одной стороны, здание завода ценно с исторической точки зрения. «Мы с ним работали больше года в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, и знаем его историю. Завод, конечно, можно было бы дальше использовать для проведения различных культурных городских мероприятий», – пояснила она, добавив, что, с другой стороны, реконструировать здание УПЗ, по мнению текущего собственника, невыгодно в экономическом плане. «Реконструкция требует больших финансовых вложений, чем новое строительство. Также надо отметить, что завод не является памятником архитектуры, и повлиять на его сохранение, к сожалению, практически невозможно», – резюмировала Анна Пьянкова.
«УГМК во главе с Козицыным в этом году устроили какую-то чистку»
Заявления гендиректора УГМК не остались и без внимания защитников истории Екатеринбурга, градостроителей и архитекторов.
«Это промышленное наследие. С одной стороны, это здание может и не являться памятником архитектуры, но есть такое понятие как индустриальное наследие. Это объекты промышленности, которые отжили свое как объекты производства, но осталась их оболочка – цеха, помещения. Урал славится своим индустриальным наследием. Я бы с осторожностью относился к таким решениям со стороны УГМК. Если на месте здания планируется построить такой культурный объект, как художественная галерея, имеет смысл здание адаптировать, а не сносить полностью. В мире очень много примеров, когда старые промышленные здания приспосабливают для новой функции. Я считаю, что надо пойти именно таким путем. Новые здания можно строить и на других участках, благо, их полным полно везде. У УГМК сложился негативный имидж в плане приспособления объектов. Я, в частности, говорю про башню, про элеваторы мукомольного завода. То, что на его месте возводят очередной жилой комплекс – неправильно. Я надеюсь, УГМК не будет поддерживать свой имидж «разрушителя», а не созидателя», – поделился мнением с корреспондентом «ФедералПресс» урбанист Владимир Злоказов.
Аналогичного мнения придерживается и архитектор-урбанист Марина Сахарова. «Что касается ситуации с приборостроительным заводом, то надо с прискорбием заметить, что УГМК во главе с Козицыным в этом году устроили какую-то чистку, снося все на своем пути. Завод, конечно, нужно оставить, он важен для города. На нем ковали Великую Победу, в конце концов», – отметила она в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».
Эксперт подчеркнула, что проблема заключается в отсутствии в Екатеринбурге системы, направленной на сохранение исторического архитектурного наследия. Например, в столице Среднего Урала нет общественно-экспертного совета, который бы занимался вопросами защиты местных памятников архитектуры и предотвращал градостроительные конфликты.
«Почему его нет? По большей части потому, что в Екатеринбурге единицы тех, кто готов отстаивать историю родного города», – отметила Марина Сахарова.
Завод, где ковалась Великая Победа под грифом «секретно»
Отметим, что заявления о том, что в здании приборостроительного завода в Екатеринбурге ковалась Великая Победа – небезосновательны. Первое сооружение завода построили в 30-х годах прошлого века. Власти планировали перенести туда библиотеку им.Белинского, так как места в доме на Карла Либкнехта ей уже не хватало, однако с началом Великой Отечественной войны и активным наступлением фашистских войск в 1941-42-х годах на Урал эвакуировали завод № 214, на котором производилась авиационная техника. Практически все здание ушло под освоение перенесенного производства.
После войны заводчане остались на Горького, 17: надо было налаживать промышленность в послевоенные годы. В 60-е годы со стороны городского пруда возвели новое здание, авиационный завод поменял направление и стал приборостроительным. С этого момента о заводе как будто никто и не знал, даже жители города не имели понятия, что происходит в стенах УПЗ, производство держалось в строжайшем секрете.
В 2013 году производство стали переносить в Арамиль. С этого времени завод пустовал до прошлого года. Из-за проходившей в прошлом году Уральской индустриальной биеннале современного искусства владельцам УПЗ пришлось снять с завода статус секретности, но все-таки некоторые факты до сих держатся в тайне. Например, все еще неизвестно, какие детали изготовлялись в цехе № 5 на втором этаже.
Напомним, УГМК ранее не раз оказывались в центре скандалов со сносом зданий в Екатеринбурге. В уходящем году город лишился старой телебашни. На этом месте «медники» намерены построить ледовую арену. А ранее столица Среднего Урала лишилась элеваторов мукомольного завода. В настоящее время на этом месте идет активное строительство ЖК «Макаровский квартал». В обоих случаях против сноса выступали жители города, однако к их мнению «медники» не прислушались.
Фото:vk.com/uralbiennial