Госкомиссия по подготовке к празднованию 100-летия Карелии в пятницу провела выездное совещание. Ее председатель, секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев со своими заместителями и руководителями федеральных министерств прибыли в Петрозаводск, чтобы на месте оценить степень готовности республики к юбилею. Несмотря на то, что до торжеств остается всего полтора года, нерешенных вопросов предостаточно. За что пришлось краснеть главе Карелии Артуру Парфенчикову, а за что гости из Москвы похвалили его, – читайте в материале «ФедералПресс».
Нет документов – нет денег
Карелия – уникальный регион: богатейшие природные ресурсы, героическая история, ценнейшие архитектурные памятники. Но как оказалось, с документами местные чиновники работают неважно.
Глава госкомиссии Николай Патрушев привел примеры, когда отсутствие или некачественно проработанная проектная документация стала причиной отсрочки реализации важнейших социальных и инфраструктурных проектов, а то и возврата полученных из федеральной казны денег. Речь идет, в частности, о строительстве нового аэровокзала в Петрозаводске. Он должен быть готов уже к маю 2020 года, однако проектная документация до сих пор на экспертизе, и реалистичность планов у членов Госкомиссии сегодня вызывает большие сомнения.
Кроме того, заместитель секретаря Совбеза Рашид Нургалиев акцентировал внимание на «качестве» подрядчиков. Строительством объектов гражданского сектора аэропорта занимается ООО «Техноэкспорт», учредитель которого имеет, по словам Нургалиева, непогашенную судимость. В компании работает всего 17 человек, и смогут ли они выполнить все условия госконтракта – неизвестно. Замсекретаря Совбеза посоветовал впредь проверять потенциальных подрядчиков еще на заявочном этапе.
Федеральными субсидиями в размере 5,4 млрд рублей, выделенных на строительство региональных объектов дорожного хозяйства, в республике распорядиться должным образом тоже не смогли. И это, по словам Николая Патрушева, «несмотря на то, что лишь треть региональных дорог соответствует нормам». Правительство региона только еще планирует заняться подготовкой проектной документации в 2019 году. Министр транспорта России Евгений Дитрих, в свою очередь, добавил, что до 2024 году региону будет выделено на строительство дорог 13,3 млрд рублей, в том числе на приведение в порядок улиц Петрозаводска около 3 млрд рублей.
Отсутствует документация также на строительство республиканского онкологического центра и спортивно-концертного комплекса «Карелия-Арена», на который деньги были выделены еще в марте прошлого года. Очевидно, что затягивание начала работ ведет к увеличению их стоимости, заявил Николай Патрушев.
Леса, дикоросы, золото и… алмазы
Карелия известна своими лесами (больше половины территории республики занимают леса), а вот об алмазных и золоторудных месторождениях известно меньше. Как отметил министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин, как раз сейчас в регионе проводятся изыскания на алмазы. Стоимость работ превышает 170 млн рублей. А с 2020 года планируются поисковые работы на алмазы в пределах Сортавальской площади. Их стоимость составит порядка 300 миллионов. В перспективе, по словам Кобылкина, Карелия станет главным регионом страны по добыче алмазов. «Алмазы в России скоро будут в дефиците. Алмазы нам нужны, и Карелия в этом плане имеет очень хороший потенциал. Действующие предприятия получили лицензии на длительные сроки, таким образом, обеспечены базой», – отметил глава Минприроды.
Перспективы развития предприятий могут быть связаны с выявлением и освоением на территории Карелии новых месторождений благородных металлов.
Но и по другим ресурсам регион не менее богат. Например, разведанные запасы хромовых руд составляют 63% от общих запасов России, а по прогнозным ресурсам с Карелией не сравнится ни один регион.
Главное богатство Карелии – это все-таки лес. Но проблем в лесной отрасли хватает, и, как отметил Дмитрий Кобылкин, они требуют системного решения, причем совместных – со стороны федеральных и региональных структур. Острая необходимость есть в воспроизводстве хвойных насаждений, поскольку сейчас наблюдается тенденция увеличение площади лиственных культур. «Анализ производства и потребления древесного сырья показывает дефицит хвойных лесоматериалов в 2 млн кубометров ежегодно. Вокруг крупных перерабатывающих заводов ресурсы истощены, что ведёт к увеличению расстояний перевозки сырья, росту затрат на строительство дорог и транспортировку», – сообщил Кобылкин.
По словам министра, следует учесть, что снижение площади хвойников связано не только с их вырубкой, а еще и с недостаточным уходом за лесами. Спасти леса и в Карелии, и в других регионах призваны специальные «правила ухода за зелеными фондами и заготовки древесины». «Карельский таежный и Карельский северно-таежный районы выделены первыми в республики для внедрения новых подходов. Далее, по результатам полевых исследований 2018 года – марта 2019 года будут подготовлены нормативы, учитывающие специфику именно Карелии, – сообщил глава Минприроды. – Результаты показали очень высокий ресурсный потенциал внедрения модели интенсивного лесного хозяйства в Карелии. По выводам исследователей применяемые меры позволят ликвидировать дефицит».
Секретарь Совбеза России Николай Патрушев, в свою очередь, добавил, что «крайне важно перейти на интенсивную модель использования и воспроизводства лесов». «Для этого необходимо незамедлительное проведение лесоустроительных работ, принятие мер по выявлению недобросовестных арендаторов лесных участков», – заявил Патрушев.
Леса для Карелии важны еще и как место произрастания дикоросов. Это также считается одним из потенциальных ресурсов региона, который сегодня используется всего лишь на 10-15%.
Безопасность во главу угла
Серьезная проблема – обеспечение безопасности. Как отметил министр внутренних дел Владимир Колокольцев, сложной остается ситуация на дорогах Карелии. «Камеры наблюдения морально устарели, по ним нельзя определить госномер, идентифицировать личность правонарушителя. И это требует внимания к решению проблемных поросов, чтобы это не были муляжи для галочки в отчетах, а чтобы оборудование вносило свой вклад в борьбу с преступностью, наведением порядка и обеспечению безопасности граждан», – отметил Колокольцев.
Вообще же, считает министр в Карелии недостаточно просто развивать систему безопасности и соблюдения правил дорожного движения – «нужно развивать систему безопасный город».
Владимир Колокольцев сообщил и о том, что сотрудниками МВД «предпринимались меры по предотвращению коррупционных преступлении и хищений средств, выделенных на подготовку к празднованию 100-летия». «Возбуждены и расследуются уголовные дела», – сообщил глава МВД России.
Что касается преступности, то динамика, по словам Колокольцева, вроде бы и положительная, но есть ряд нюансов. Например, уровень преступности среди несовершеннолетних снизился. Однако преступления, совершенные подростками, составляют около 7% к общему уровню правонарушений, а это почти вдвое выше, чем в среднем по России и по СЗФО. Республике нужна сегодня региональная система общественной безопасности.
Много сделано, еще больше предстоит
Непростая экономическая ситуация в Карелии – это следствие неэффективной политики предшественников нынешнего правительства региона. Исправить то, что разрушалось длительный период или не создавалось вообще, за полтора-два года просто невозможно. Но начало положено.
На днях в Петрозаводске открылся Перинатальный центр. В нем уже родилось более 30 малышей, и сегодня молодых мам и персонал медицинского учреждения поздравила лично вице-премьер России Вероника Скворцова.
Построено 23 модульных фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных поселках, из них 19 – за счет федеральных средств. Открыт региональный центр по спортивной гимнастике, в селах отремонтировано 23 спортивных объекта. Завершено строительство второй очереди Петрозаводского президентского кадетского училища. В целом, по словам Вероники Скворцовой, развитие социальной сферы республики, в целом, идет хорошими темпами.
Модернизируются предприятия республики. Планируется возобновить деятельность Онежского тракторного завода и увеличить производственные мощности Онежского судостроительно-судоремонтного завода.
Возобновилось авиасообщение между Петрозаводском и Москвой. По маршруту летают две авиакомпании – «Сибирь» и «Победа». В следующем год планируется расширить географию полетов: жители Карелии смогут летать в Сочи и в Симферополь (причем в Крым – по сниженным тарифам, благодаря субсидированию).
«Новые возможности для развития республики, повышения качества жизни населения появляются в рамках реализации “майского указа” президента России. Важно, чтобы республика Карелия активно подключилась к их региональной составляющей. Разработка и реализация соответствующих мероприятий по этим направлениям, несомненно, придаст дополнительный импульс развитию Карелии, улучшит деловой и инвестиционный климат, позволит решить имеющиеся инфраструктурные проблемы», – резюмировал Николай Патрушев.
Фото: Екатерина Лазарева / ФедералПресс