По результатам общероссийского конкурса статус федеральной инновационной площадки (ФИП) вновь подтвердил Тольяттинский госуниверситет. Проект цифровой трансформации опорного учебного заведения Самарской области отвечает задачам национальной программы «Цифровая экономика РФ», а сам ТГУ готовится стать одним из законодателей новейших подходов в системе российского образования.
Впервые статуса ФИП Тольяттинский государственный университет удостоился в 2012 году. Одобрение Минобрнауки РФ получил проект вуза по «разработке и апробации модели модульной системы организации учебного процесса, реализуемой средствами дистанционных технологий в виртуальной информационно-коммуникационной среде».
Полученные результаты легли в основу Росдистанта – разработанного и реализуемого в ТГУ проекта федерального уровня. Созданная в рамках проекта интернет-площадка предоставляет пользователям возможность получить высшее образование посредством дистанционного онлайн-обучения. Сегодня в ТГУ по системе «Росдистант» учатся студенты из 17 стран мира и 81 региона России, включая Москву и Санкт-Петербург. В «Росдистанте» используются электронное обучение (силами ТГУ разработано свыше 2 тысяч электронных куров по 25 образовательным программам), массовые открытые онлайн-курсы ведущих российских университетов – партнеров ТГУ, вебинары, и все это на основе Learning Management System (LMS). Появившийся в ходе реализации проекта товарный знак «Росдистант» официально зарегистрирован на ТГУ.
Вместе с тем ТГУ с 2011 года на протяжении нескольких лет активно внедряет в работу методы цифровизации. На основе системы ERP «Галактика», которая организует всю деятельность университета – от финансово-хозяйственной до управления учебным процессом. Планы и нагрузки, успеваемость, оплата обучения, информация об абитуриентах и студентах – вся ключевая корпоративная информация находится в одной базе данных. Для реализации проекта «Росдистант» университету пришлось нарастить высокие мощности по созданию цифровых контентов: здесь есть собственные аудио- и телестудии, дикторы и звукорежиссеры, корректоры и редакторы – целое производство и выстроенный технологический процесс.
По мнению руководства университета, цифровизация – не дань моде, а обязательное условие существования вуза и неизбежный этап его развития в соответствии с требованиями современного высшего образования и рынка труда.
Отсюда университет ставит новые для себя задачи: полное перепроектирование процессов с опорой на лучший опыт других вузов и современные информационные технологии, переход от цифровизации к цифровой трансформации – формированию единого цифрового пространства, которое представляет собой сформировавшуюся образовательную среду, информационно-коммуникационную площадку и систему управления вузом. Разработанный ТГУ амбициозный проект «Умный университет» нацелен на переформатирование ТГУ и создание пилотного образца для последующего использования другими высшими учебными заведениями.
Часть задуманного уже прорабатывается в стенах опорного университета. Решаются такие вопросы, как переустройство подготовки учебных планов, в том числе индивидуальных планов студентов с использованием возможностей нейросети, оптимизация алгоритмов распределения учебной нагрузки и так далее.
Наглядным примером тому является освоение xAPI – это интерфейс для описания опыта человека. Вышедший из социальных сетей, он сохраняет данные о пользователе с описанием истории его действий в соцсети, позволяет составить социальный профиль этого человека и подготовить для него персональное предложение по рекламе и интересным ему активностям.
С недавнего времени эта технология находит применение в области образования, и ТГУ стал одним из немногих опробовавших ее вузов. В университетской системе управления процессом обучения Learning Record Store сохраняются все действия студентов с подробной информацией о каждом клике. Это дает возможность выделять учащихся по их отдельным качествам, темпу работы, успеваемости, давать им советы или подсказки, ориентировать на конкретные учебные материалы. Для построения интеллектуальной системы остается сделать еще один шаг.
И это лишь одна из реализуемых задумок университета. Теперь, когда Минпросвещения поддержало проект ТГУ, руководство учебного заведения взяло курс на более глубокую цифровую трансформацию.
«Наша вторая победа в конкурсе на статус федеральной инновационной площадки говорит о том, что мы не ошиблись тогда, когда запускали проект «Росдистант», и не ошибаемся теперь, когда углубляем и расширяем процессы цифровой трансформации, – уверен ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал. – В основу программы развития ТГУ как опорного вуза и программы трансформации в университетский центр инновационного и технологического развития заложены цифровые технологии – они принципиально не сводимы к обычным технологиям, даже при их полной автоматизации. По сути, мы создаем инновационный предпринимательский цифровой университет. Это значит, что цифровые технологии позволяют перераспределить время студентов и сотрудников на реальную проектную деятельность и технологизировать процесс генерации инноваций. При этом сам этот подход является совокупностью инновационных технологий, превращающей наш университет в инновационный».
Начиная с 2019 года в вузе планируется изменить процесс управления образовательными программами и учебными планами. Создаваемый цифровой конструктор позволит кафедрам вести реестр собственных курсов, указывать их ресурсное обеспечение и логические связи между ними, а планы, кросс-программы, расчет экономической эффективности программы будут формироваться автоматически.
Следующий этап – трансформация процессов управления контингентом студентов, нагрузками, успеваемостью, разработкой контентов и прочего. Опираясь в том числе на опыт ведущих российских вузов, руководство ТГУ рассчитывает в короткие сроки отладить эти процессы и добиться новых успехов. Получение статуса ФИП в декабре этого года как федеральное признание инновационности и эффективности внедряемых университетом разработок дает право экспериментировать.
Вхождение в элитную инновационную структуру, которая выступает флагманом нового образования в России, предполагает и поддержку проектов ТГУ со стороны Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). О такой возможности сообщили сами представители фонда 13 декабря во время круглого стола «Цифровая информатизация вузов» с участием ведущих вузов страны. Направление цифровой трансформации там представили именно руководители опорного вуза Самарской области. Сотрудники фонда сообщили, что организация готова взять на себя финансирование столь интересных и перспективных проектов, работающих на национальную программу «Цифровая экономика РФ».
«Актуальность, важность и перспективность определяют независимые эксперты, – пояснил главный специалист отдела внешних коммуникаций фонда Илья Рыков. – На основе экспертных заключений фонд принимает решение о финансировании или нефинансировании. Цифровая трансформация – большой процесс, который включает в себя множество отдельных проектов. Прежде чем поддерживать любой из них за счет бюджетных средств, необходимо изучить работу вуза в указанном направлении. В целом мы стараемся поддерживать подобные начинания, особенно в регионах, и после готовых мнений экспертов фонд рассмотрит идеи ТГУ на предмет поддержки».
«Самарская область давно созрела для подобных проектов и с технической, и с творческой точки зрения, – считает председатель Самарской губернской думы, ректор СамГМУ, академик РАН Геннадий Котельников. – Тольяттинский государственный университет внедряет средство, на порядок улучшающее качество менеджмента в вузе. В той или иной степени этим занимаются все высшие учебные заведения. И если подобные начинания удаются как эксперимент, это можно только приветствовать. Время, когда в вузах процветала волокита и неорганизованность, ушло. Такие вопросы, как взаимодействие руководящего и преподавательского состава со студентами, контроль образовательного процесса, оптимизация и цифровизация, должны стоять во главе угла. И то, что это происходит в ТГУ, – безусловно, положительный момент».
Фото: Артем Чернявский