Пока внимание большинства приковано к внешней обстановке, в регионах происходит немало вещей, масштаб последствий которых не сразу становится понятным. Последствия каких событий уходящего года жители регионов ПФО смогут наблюдать в 2019 году – в материале «ФедералПресс».
Зачистка политического поля. Депутаты пришли в движение
События конца 2017 года – начала 2018-го в Нижегородской области создавали ощущение зачистки политического поля и охоты на депутатов различного уровня. Уголовные дела заведены на экс-главу Нижнего Новгорода Олега Сорокина, лидера НРО «Справедливой России» Александра Бочкарева, депутатов заксобрания Вадима Жука, Александра Глушкова и Евгения Кузьмина. Пришла в движение и гордума. По требованию прокуратуры за нарушения в декларации был лишен мандата Олег Сорокин. При получении взятки был задержан его коллега, директор Управления муниципальных кладбищ Нижнего Новгорода Николай Ингликов. Бессменный глава транспортной комиссии Алексей Гойхман покидает думу по собственному желанию. По мнению экспертов, в 2019 году исход депутатов из городского и областного парламентов продолжится.
Депутат городской думы Нижнего Новгорода Алексей Гойхман
«В современной политической системе производится чистка людей, подозреваемых в коррупции, использовании властных полномочий, извлечении политической ренты, торговле влиянием, контроле за политической повесткой и в инвестициях частных интересов. Ход судебных расследований и следствия долгий, это в традициях российского правосудия и следствия. Пока, я полагаю, этим все ограничилось с учетом того, что все известные игроки на политическом пространстве уже, кажется, поняли свои ограниченные возможности и вряд ли смогут проявить какую-то самостоятельность. И кроме того, планируемые результаты или цели по закреплению новых лиц в действующей иерархии достигнуты, и, видимо, никакого резона расширять эту деятельность нет. Поэтому главными событиями 2019 года будут решения судов. Какими они будут, что они будут вынуждены отдать за эти приговоры, узнаем», – считает политолог Виктор Лысов.
Поддержка «флагмана». Американские санкции против «Группы ГАЗ»
После расширения США санкций против России весной 2018 года в их списке оказался бизнесмен Олег Дерипаска и его активы, в том числе «Группа ГАЗ». Из-за санкций основное юрлицо группы – ПАО «ГАЗ» – решило не раскрывать отчетность за третий квартал 2018 года. Но российские власти, видимо, не оставляют Дерипаску в беде. В ноябре стало известно о намерении правительства приобрести у завода «Урал» «Группы ГАЗ» и Арзамасского машиностроительного завода, также контролируемого Дерипаской, грузовики «Урал» и броневики «Тигр» для Росгвардии за 2 млрд рублей. А в декабре Минпромторг России, правительство Нижегородской области и «Группа ГАЗ» заключили специнвестконтракт, предполагающий почти 21 млрд рублей инвестиций в новое производство и модернизацию существующего.
«Очень вероятно, что в кандидатуре Олега Дерипаски оптимальным образом сошлись экономические и политические возможности введения санкций. Если бы речь шла исключительно о каких-то проступках самого бизнесмена, то можно было бы, конечно, рассуждать о правильности оказания ему помощи. Но в этой конкретной ситуации все по-другому: одна страна пытается с помощью административного ресурса нанести ущерб другой. Поэтому необходимость государственной поддержки предприятий, попавших под санкции, представляется абсолютно оправданной мерой, вопросы могут вызывать лишь выбранные методы. Даже если давление в отношении активов Олега Дерипаски будет увеличено, у государства пока достаточно финансовых ресурсов для поддержки предприятий бизнесмена. Особенно если речь идет о предприятиях, которые в меньшей мере ориентированы на внешний рынок», – рассуждает главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков.
Серп и молот архитектуры. Самарская Фабрика-кухня станет филиалом Третьяковки
Самарские общественники бились за судьбу единственного в своем роде памятника архитектуры, построенного в 1932 году в виде серпа и молота, с 2000-х годов. После долгих препирательств с собственниками в 2014 году в здании Фабрики-кухни завода им. Масленникова решили разместить Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства. Однако в результате разногласий подрядчика и заказчика по поводу сметы в 2017 году реставрация здания была приостановлена. В 2018 году была одобрена идея приспособить здание под филиал Третьяковской галереи. Если к концу 2021 года здание все-таки реконструируют, Фабрика-кухня станет крупнейшим арт-пространством региона, где разместятся экспонаты галереи по специализациям «XX век» и «Современное искусство».
«Решение о передаче Фабрики-кухни принято, но формально это произойдет только в следующем году. Поэтому сейчас я бы не плясал в эйфории. Прежде мы возлагали надежды на проект приспособления здания под Средневолжский филиал ГЦСИ, но после передачи памятника РОСИЗО проект оказался фактически заморожен. Надо сказать, теперь шансы на восстановление здания довольно высоки. Однако процесс зиждется на личных взаимоотношениях и отдельных персонах. Будем надеяться, что персоны, выступающие гарантами передачи объекта, не свернут с этого пути», – прокомментировал доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, главный архитектор Центра планирования и проектирования городской среды и инфраструктуры ВШЭ Виталий Стадников.
Уходят одинаково. Крах АКБ и «Газбанка» привлек внимание силовиков
В 2018 году прекратили существование сразу два самарских банка – «АктивКапитал банк» и «Газбанк». Одной из причин отзыва лицензий у обоих банков стало подозрение в выводе активов. Накануне этого председатель правления «АктивКапитал банка» Григорий Оганесян под видом выдачи кредитов физлицам вывел 780 млн рублей. В настоящее время возбуждено несколько уголовных дел по фактам неправомерных действий при банкротстве, мошенничества в особо крупном размере и злоупотребления полномочиями. В ноябре у Григория Оганесяна прошли обыски. Проверка по факту вывода активов «Газбанка» на 7,02 млрд рублей проводится областным главком, временная администрация уже ходатайствовала о возбуждении уголовного дела. АСВ оценило обязательства «АктивКапитал банка» в 23,7 млрд рублей, «Газбанка» – в 17,8 млрд рублей.
«Серьезная зачистка банковского сектора началась несколько лет назад. В Самарской области процесс отзыва лицензий у крупных кредитных организаций вступил в активную фазу примерно с 2013 года. Вспомнить хотя бы «Волга-Кредит» банк», покинувший рынок в 2014-м. В уходящем году таких организаций оказалось две. Но если проследить историю последних месяцев существования обоих банков, мы увидим: картина та же, что и с их предшественниками. При том что в стране действует регулятор в лице Центробанка, органы контроля и надзора за банковской деятельностью, странным образом многие банки уходят с рынка одинаково: через два-три месяца после назначения временной администрации большие суммы выносятся из деньгохранилищ, после чего возбуждаются уголовные дела. Очевидно, сама надзорная процедура проходит таким образом, что разрешает банкам заигрывать со своими активами. А может быть, и вовсе не позволяет удержаться региональным банкам в легальном поле», – прокомментировал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области Евгений Борисов.
Не в деньгах счастье. Процесс «ТольяттиАзота» затянулся на неопределенный срок
В конце марта в Комсомольском районном суде Тольятти начался судебный процесс по делу руководства «ТольяттиАзота» и швейцарского офшора Nitrochem Distribution AG. По версии следствия, собственники предприятия Владимир и Сергей Махлаи, а также экс-гендиректор завода Евгений Королев в 2008–2011 годах продали 5,5 млн тонн аммиака и 1,8 млн тонн карбамида по заниженной стоимости аффилированным с ними лицам – владельцу и директору офшора Андреасу Циви и Беату Рупрехту-Ведемайеру, которые затем реализовали продукцию по рыночным ценам в других государствах. Выручку от сделки мажоритарии присвоили себе. Также руководство ТоАЗа и его швейцарских трейдеров подозревают в массовом выводе наиболее ликвидных активов из акционерного общества. Следствие оценивает суммарный ущерб примерно в 85 млрд рублей. Дело рассматривается в отсутствие обвиняемых, которые скрываются за границей.
«Конфликт вокруг «ТольяттиАзота» можно рассматривать с точки зрения бизнеса как историю дележа активов или с точки зрения экономических и политических последствий такого дележа. В том числе международного характера, ведь речь идет об аммиакопроводе Тольятти – Одесса, который используется для поставки продукции комбината на Украину. Думаю, если в результате этого судебного процесса силовикам удастся экстрагировать собственников ТоАЗа в Россию, последуют раскрытия других уголовных дел. Эти люди заигрались с большими деньгами. Сегодня мы не можем отдать контроль над предприятием людям, живущим на Западе. На мой взгляд, «ТольяттиАзот» должен перейти под контроль государства», – считает журналист, политтехнолог Виталий Папилкин.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Виталий Стадников, gorduma.nnov.ru, azgaz.ru, toaz.ru, pixabay.com