Традиционно любая АЗС ассоциируется у нас с «пистолетами» для заправки автомобилей топливом и надписью «огнеопасно». Но ситуация уже меняется и АЗС в борьбе за место под солнцем стали уделять большое внимание продаже товаров, для них в общем-то нехарактерных – еды, напитков, игрушек. В ближайшие годы это будет магистральным направлением их деятельности. Подробности – в материале «ФедералПресс».
По образу и подобию американской аптеки
Цена на бензин и дизельное топливо на АЗС по всей России остаются стабильными и не демонстрируют стремления к росту. Впрочем, рентабельность АЗС даже в пределах отдельного региона сильно разнится и перед их владельцами сегодня встает вопрос об увеличении доходности. Поскольку поднимать цены они не могут – клиенты поедут туда, где нефтепродукты будут подешевле, то выход остается один – повышать долю продаж непрофильной продукции в структуре выручки.
«У нашей страны есть конкурентное преимущество, которое мы недооцениваем: наша неразвитость. Это плохо с моральной точки зрения, зато позволяем заимствовать на Западе то, что уже прошло апробацию временем, – заявил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в ходе круглого стола «Тренды развития топливного розничного рынка и автозаправочных станций в 2019 году», прошедшего в ТАСС. – И тут выясняется то, что мы привыкли считать непрофильным бизнесом, может приносить очень хорошую выручку».
Здесь невольно вспоминается «модель» аптеки, показываемая в американских фильмах, особенно в вестернах: по сути, она является мини–клубом для посетителей, получая значительную часть не от дохода, а от сбыта сопутствующих товаров. По аналогичному пути идет и весь мир – в США и Европе АЗС реализуют помимо бензина массу вещей, которые могут быть востребованы водителям, начиная от еды и кока–колы и заканчивая шинами.
«Довольно долго моя жена ездила на заправку BP, покупая там хорошие по качеству плюшки и другую выпечку – совершенно замечательные по качеству», – вспомнил Михаил Делягин.
«В Великобритании BP тесно сотрудничает с известной ретейлерской сетью Marks & Spenser. У них много магазинов, работающих по франшизе. И многие автомобилисты покупают реализуемые ею товары именно на АЗС, – добавил старший аналитик «БКС» Сергей Суверов.
Впрочем, обеспечить дополнительные сервисные услуги сможет далеко не всякая АЗС и не в каждом населенном пункте. В городах–миллионниках с высоким уровнем платежеспособности населения их развитие идет довольно быстро, в остальной части страны ситуация выглядит сложнее.
«Когда потребитель приезжает заправиться на 100–150 рублей, очень сложно себе представить, что он купит себе лишнюю чашку кофе, – подчеркнул генеральный директор Cовета по товарным рынкам Илья Мороз.
Новое направление бизнеса
Тем не менее ситуация все–таки меняется в лучшую сторону. В определенной степени АЗС к cмене направления деятельности подталкивают грядущие преобразования в системе российского налообложения.
«Мы все ожидаем нового года, когда повысятся сразу три налога, напрямую входящие в цену бензина – НДС, акциз, НДПИ. Позволено компенсировать, только компенсировать рост НДС – на 1,5 % от цены, то есть на 70 копеек за литр. Что касается НДПИ, акциза – механизм непонятный. Ситуация абсолютно туманная. И все нефтяные компании, большие и маленькие, ищут пути стабилизации бизнеса, – сообщил генеральный директор фирмы «ИнфоТЭК–Терминал» Рустам Танкаев. – У нас сейчас 71 % цены бензина – прямые и непрямые налоги. С нового года он достигнет почти 80 %».
За границей соотношение реализации бензина и сопутствующих товаров составляет 50:50. Нашей стране до подобного уровня еще далеко. Тем не менее, «Роснефть намерена довести долю продаж сопутствующих товаров в выручке от работы ее АЗС до 25%.
Например, сейчас «Роснефть» создает во Владимирской бухте Ладожского озера многофункциональный комплекс, включающий в себя шестиэтажная гостиницу, паркинг для автобусов и легковых автомобилей, автозаправочную станцию, кемпинг с бытовым блоком и детскую игровую площадку. Она же создает вдоль трассы «Москва – Санкт–Петербург» несколько комплексов с гостиницами, торговыми залами и кафе. Подобный формат уже претворен в жизнь в Краснодарском крае и пользуется популярностью у водителей. Плюс с Pirelli она договорилась о сбыте на своих АЗС ее шин, с Autogrill – об открытии итальянских кафе под брендом A-Cafe'.
Однако, чтобы АЗС могли качественно обслуживать водителей и не несли убытков от налогового бремени, им все–таки нужна серьезная поддержка от государства.
«У нас налоговая нагрузка на нефтяную отрасль самая высокая в мире. Когда государство давит на нефтяников, должно давать какие–то послабления. Когда овец начинают не просто стричь, а драть с них шкуру, надо каким–то образом дать им жить и дышать. Все сопутствующие сервисы АЗС должны быть всячески поддержаны местными и федеральными властями», – отметил Рустам Танкаев».
Фото: Piixabay.com