Наша страна имеет славные судостроительные традиции, заложенные еще Петром Великим. Сегодня же их продолжает судостроительный комплекс «Звезда», призванный в скором времени стать самой современной верфью не только в России, но и в мире. Портфель ее заказов растет стремительными темпами. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Дальневосточный импульс для российского судостроения
Минувший год стал очень позитивным для «Звезды»: только за вторую половину 2018 года портфель заказов судоверфи вырос на 42 % и на сегодняшний день составляет 37 судов. Так называемым якорным заказчиком судоверфи стала «Роснефть», разместившая заказы на создание 26 судов, включая 12 танкеров-челноков ледового класса Arc6 и Arc7, 10 танкеров класса «Афрамакс» и четыре многофункциональных судна снабжения.
В числе заказчиков «Звезды» выступают также «Газпром», для которого будут построены три судна-снабжения, судно для перевозки буровых бригад и судно обслуживания морского комплекса по добыче углеводородов, «Совкомфлот», который получит два танкера класса «Афрамакс» и три среднетоннажных танкера класса MR, а также «Росморпорт» с контрактом на строительство мелкосидящего ледокола и опционом еще на три аналогичных судна.
Напомним, в 2013 году по поручению президента России Владимира Путина на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта началось создание судостроительного и промышленного кластера по строительству судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений. Его ядром будет «Звезда» – первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, создаваемая консорциумом частных инвесторов во главе с «Роснефтью».
Производственная программа судоверфи ориентирована, в первую очередь, на нефтегазовые компании. В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, коммерческие суда для транспортировки грузов, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений. К моменту завершения проекта в 2024 году мощность верфи по металлопереработке составит более 330 тыс. тонн в год.
Генеральный директор компании «Инфотэк-терминал» Рустам Танкаев отметил, что портфель заказов судоверфи растет рекордными темпами и такая динамика беспрецедентна не только для российских, но и для мировых верфей. По мнению эксперта, это говорит о том, что «Звезда» становится ключевым центром судостроения в России. Танкаев считает, что в этом году есть больший потенциал для роста заказов, чем в прошлом.
«С развитием судоверфи «Звезда» у нас фактически создается новая отрасль промышленности – тяжелое судостроение, – подчеркивает Рустам Танкаев. – Конечно, у нас всегда строили большие суда, в том числе и атомные ледоколы, очень много было судов ледового класса. Но все же большую часть техники, которая эксплуатируется в арктическом регионе, строили за рубежом. В советское время у нас было создано предприятие «Арктикморнефтегазразведка». Оно было полностью укомплектовано судами, изготовленными за границей. Так что отрасли тяжелого судостроения как таковой у нас в стране прежде не было. «Звезда» – это не только верфь, это – научно-производственный комплекс, который будет заниматься не только строительством судов, но и технологическими разработками, проектной деятельностью».
Новые стандарты
Судоверфь «Звезда» - это уникальный высокотехнологичный судостроительный проект. При его строительстве применяются принципиально новые технологические решениях, которые позволят комплексу стать одним из самых современных судостроительных производств в мире.
Любопытная деталь: строительство «Звезды» ведется одновременно с выполнением заказов. Подобного до сих пор не было в мировом практике судостроения.
Нелишне напомнить, что в ноябре прошлого года на «Звезде» состоялась церемония резки металла для танкера класса «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тонн, ознаменовавшая собой старт серийного изготовления современных крупнотоннажных судов для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов. Танкеры «Афрамакс» станут первыми судами такого типа, построенными в России. Спуск на воду головного танкера запланирован на 2020 год.
Резка стального проката осуществлялась на высокоточном газоплазменном резочном станке. «Звезда» оснащена передовым оборудованием, позволяющим применять высокоточные методы разметки, сварки и резки металла (включая и лазерные). В процессе постройки судов используются технологии проверочных работ на основе бесконтактных измерений и 3D–моделирования, современные технологии, позволяющие управлять процессами на всех этапах – от разработки документации до сдачи судна. Использованные методы организации производства, а также примененная на технология крупноблочной сборки, позволяют одновременно строить на верфи и спускать на воду ряд крупнотоннажных судов и офшорных объектов массой до 40 тыс. тонн.
«Развитие судоверфи «Звезда» – это однозначно правильный и грамотный проект и важное начинание. С потерей судоверфей на Украине, в Николаеве и в Керчи, где строились определенные типы судов, назрела необходимость в проекте, который даст импульс развитию гражданского судостроения в России, – отметил Денис Злыгостев, директор Научно-исследовательского центра судостроения Калининградского государственного технического университета. – Для того, чтобы достигнуть уровня Южной Кореи нам надо очень хорошо потрудиться, потому что на данный момент корейцы в этой сфере – номер один в мире. Создание «Звезды», безусловно, будет способствовать развитию региона.
Мало того: в ряде стран именно судостроение является «локомотивом экономики». Потому что от этой отрасли зависит развитие смежных отраслей, начиная от добычи полезных ископаемых, производства стали и других металлов и заканчивая компьютерными технологиями. Потому что самое сложное инженерное сооружение в мире – это корабль, причем корабль надводный, а не космический, как ни странно это звучит».
Однако у «Звезды», использующей лучший опыт, накопленный мировой практикой судостроения, есть и свои отличительные черты, благодаря чему она становится лидером отрасли.
«Как и Южная Корея в свое время мы создаем свое тяжелое судостроение с нуля. У южнокорейцев главной «фишкой» стали газовозы – танкеры для перевозки сжиженного природного газа, и они сейчас – номер один на мировом рынке строительства газовозов, – констатировал Рустам Танкаев. – У нас, конечно, направленность будет несколько другой. Мы будем строить газовозы, но, думаю, в первую очередь, «Звезда» сделает ставку на линейку судов и платформ для освоения Арктического региона и Северного морского пути». Безусловно, это – гигантский рынок сбыта: огромное количество судов предстоит построить».
Фото: pixabay.com