Общество
Общество
Москва
0

Доживем до «Киберпонедельника». Стоит ли опасаться скидок на всероссийской интернет-распродаже

28 января пройдет всероссийская интернет-распродажа, именуемая «Киберпонедельником». Ее организаторы уверяют: на площадках магазинов-участников будут представлены лучшие предложения. Однако практика подобных акций показывает, что скидки иногда оказываются искусственными, и в плюсе остается не конечный потребитель, а недобросовестный ритейлер. «ФедералПресс» попытался разобраться, кому приносит выгоду «Киберпонедельник».

Имидж и саморегулирование

В «Киберпонедельник» россиян ждет весьма широкий ассортимент товаров со скидкой: электроника, бытовая техника, одежда, обувь. Всего примут участие свыше 100 онлайн-магазинов. Это в основном компании, названия которых у всех на слуху.

Как утверждают эксперты, «Киберпонедельник» показывает, что рынок достиг определенного уровня самостоятельности и способен на саморегулирование.

«Мы демонстрируем такими акциями саморегулирование, о котором нам очень часто говорят на площадках той же самой Госдумы, когда заявляют: «вам нужно внешнее регулирование, что-то вы недостаточно демонстрируете внутренние саморегуляционные процессы». Вот подобные акции на самом деле демонстрируют [обратное]», – заявил директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко в ходе общения с журналистами.

К тому же, по мнению Плуготаренко, подобные акции – это пиар отрасли продаж и стимулирование рынка электронной коммерции, а также новые практики, которые воспитывают потребительскую грамотность. С каждым годом количество покупок, совершаемых в интернете, растет. Увеличивается и средний чек.

Однако в 2018 году «Киберпонедельник» был днем тяжелым. В ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) посчитали, что россияне оставили в онлайн-магазинах 2,5 млрд рублей. Это в два раза меньше аналогичного показателя 2017 года. По сравнению с обычным днем, посещаемость интернет-площадок в «Киберпонедельник» выросла только на 25-30%.

Существуют ли настоящие скидки?

Популярность подобного рода распродаж связана с супервыгодными предложениями. Интернет-площадки в «Киберпонедельник» или «Черную пятницу» пестрят баннерами с привлекательными процентами. Однако иногда это просто фейки: скидки оказываются искусственными. Еще до акции недобросовестные ритейлеры позаботились о том, чтобы взвинтить цену на продукт, а в день акции перечеркнули ее, якобы сделав скидку. В итоге получается, что выгода для конечного потребителя оказывается несущественной или вообще отсутствует.

Как уверяют эксперты, практика искусственных скидок была популярна с 2010 по 2013 годы. Сегодня крупный бизнес к ней не обращается.

«Любой уважающий себя крупный онлайн-игрок не будет заблаговременно завышать цены, потому что конечный потребитель на сегодняшний день очень подкован. Люди отслеживают товары, они за ними смотрят, откладывая [товар] заблаговременно в корзину», – выразил мнение директор по развитию крупного интернет-магазина Вячеслав Иващенко.

Иногда повышение цен перед распродажей вызвано не столько желанием ритейлеров нажиться на покупателях, сколько издержками. Например, искусственные скидки на рубеже 2014-2015 годов были связаны с существенным колебанием курса иностранных валют.

«Когда на «Черную пятницу» и на «Киберпонедельник» проводились распродажи, люди зачастую в магазинах покупали со скидкой товары дороже, чем они покупали летом. Это было связано не с искусственными скидками, а естественным происходящим на рынке ростом доллара», – пояснила директор по PR в коммуникационном агентстве Мария Комендантова.

Эксперт отметила, что искусственные скидки – не такое частое явление, а любое выгодное предложение, поступившее от магазина, – это в первую очередь маркетинговый ход. Никакой благотворительности в этой сфере не бывает.

«Должна признать, что это чистый маркетинг. Но маркетинг – это удовлетворение потребностей покупателя с выгодой для бизнеса. Так что, в принципе, от этого никто не теряет», – заявила Комендантова.

По словам участников и организаторов «Киберпонедельника», чаще всего покупатели жалуются на искусственную скидку, когда продавец предлагает низкий процент снижения стоимости. Однако суть в том, что саму скидку формируют многочисленные факторы. Среди них: закупочные цены у конкретного поставщика, предложение конкурентов, категории товаров, их новизна, сезонность. К тому же, российские распродажи отличаются от западных, где большие уступки делают не только продавцы, но и производители.

«В нашей «Черной пятнице» ритейлеры в основном сами организуют скидки. На Западе вендеры – производители – очень сильно поддерживают распродажи. Там из цены в 100 долларов 20 долларов скидки делает ритейлер и 50 долларов скидки делает вендер. В России это гораздо сложнее. Они [производители] меньше нас поддерживают. Особенно это касается тех, кто производит технику. Поэтому те 20 долларов скидки, которые мог сделать ритейлер, он сделал, а вендер ему дал еще 5 сверху», – рассказал руководитель кластера «Электронная коммерция» РАЭК Иван Кургузов.

Как распознать фейк?

Эксперты Российского общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) подсчитали, что 30% жалоб, поступивших в 2018 году, связаны с электронной коммерцией. Пользователи были недовольны в том числе и тем, что заплатили за товар больше, чем обещали интернет-площадки.

На сегодняшний день контролирующие органы, в частности, Роспотребнадзор, не следят за достоверностью информации о скидках. В случае «Киберпонедельника» этим занимаются сами организаторы акции. Однако из-за большого количества товаров мониторинг осуществляется выборочно.

Эксперты предлагают покупателям также самостоятельно проверять добросовестность продавцов. Они советуют до начала проведения акции делать скриншоты веб-страниц с интересующими товарами. Это даст уверенность в том, что цена изначально не была завышена. В случае обнаружения искусственных скидок нужно обращаться к организаторам интернет-распродажи. Недобросовестные ритейлеры будут наказаны.

«Киберпонедельник» и «Черная пятница» требуют быстрых решений, уверены эксперты. В дни распродаж товары долго не ждут своих будущих владельцев. К тому же, спрос меняет предложение: при недостатке продуктов некоторые ритейлеры вынуждены снижать скидку.

Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Google Plus 1