Нынешняя неделя в Сургуте прошла в обсуждениях неоднозначного проекта реконструкции железнодорожного вокзала, который в новом году уже одобрил омский филиал Главэкспертизы России. Фотографии предполагаемой площадки увидел известный блогер Илья Варламов, который очень эмоционально раскритиковал проект. В частности, урбанист назвал его «жестью», «говном» и другими не самыми цензурными эпитетами. О том, как в Сургуте отнеслись к эмоциональному посту блогера, выяснял «ФедералПресс».
С чего все началось
Илья Варламов заявил, что здание вокзала в Сургуте, которое было построено в 1988 году, – это хороший пример советского модернизма. По его мнению, нужно спасать то, что есть. Новый же проект вызвал у Варламова негативные эмоции.
«Какое впечатление будет у людей о Сургуте, когда они будут видеть это пестрое, пластиковое, несуразное и нелепое говно? Единственная реакция – срочно менять билет и ехать дальше! Хоть куда, но только не в Сургут», – восклицает в своем блоге Илья Варламов.
Впрочем, многие жители города позицию автора не разделили. Некоторые даже немного обиделись.
Однако мэр Сургута Вадим Шувалов с уважением отреагировал на публикацию блогера. Глава муниципалитета поспешил разместить у себя на странице в соцсети «ВКонтакте» ответный пост.
«Я уважаю Илью и по ряду вопросов с ним солидарен, но в отношении данного проекта хочу высказаться особо. Как глава города я стараюсь в первую очередь прислушиваться к сургутянам. Каждый имеет право на свое мнение, и жители Сургута свое высказали: за этот проект проголосовало большинство еще в 2016 году», – отметил Вадим Шувалов.
При этом мэр пригласил Варламова в Сургут обсудить проект реконструкции лично. Более того, он выразил надежду, что блогер поможет решить некоторые городские проблемы, например, вопрос с парковками.
Илья Варламовв также прокомментировал ответ мэра. Он принял приглашение главы Сургута приехать. Однако основные аргументы Шувалова блогер раскритиковал. В частности, он заявил, что нельзя в вопросах архитектуры прислушиваться к горожанам.
«Лучший выход из ситуации – объявить открытый архитектурный конкурс, привлечь к участию профессионалов и сделать хороший проект», – подчеркнул блогер.
Впрочем, судя по реакции в соцсетях, то, что Шувалов вообще отреагировал на этот пост, возмутило их даже больше, чем сама критика вокзала.
«Мнение Варламова – не истина в последней инстанции»
Согласился с недовольными жителями Сургута и югорский политолог Михаил Мирзоян. Он заявил «ФедералПресс», что не поддерживает ажиотаж вокруг публикации блогера Варламова, так как тот не является «истиной в последней инстанции». Политолога также смутил тот факт, что мэр Шувалов отреагировал на критику, притом что ранее он проигнорировал позицию местных архитекторов и дизайнеров.
«Что касается не проекта, а самой реконструкции, то считаю, что ее необходимость возникла несколько лет назад. Активная переговорная часть проекта, давшая начало уже следующему этапу строительства, началась в прошлом году. Да, дело важное и нужное. Но вызывает сомнение обоснованность столь длительного периода реализации. Три года для реконструкции – все-таки большой срок», – заметил Михаил Мирзоян.
Президент фонда «Региональная политика» Павел Манченко в свою очередь заявил, что к посту блогера Варламова следует относиться только как к его личному мнению – не более.
«Плюрализм вкуса и разнообразие архитектурных предпочтений в конечном итоге позволяет каждому высказывать свою точку зрения. Безусловно, проект нового вокзала в Сургуте – это не творение рук архитектора Герхарда. Но для Сургута и Ханты-Мансийского автономного округа гораздо важнее являются не те или иные исторические привязанности отдельных пользователей соцсетей, а наличие благоустроенной территории и закрытого комфортабельного перехода на железнодорожном вокзале, который без преувеличения является воротами в регион – главной транспортной артерией региона», – отметил Павел Манченко.
В качестве примера эксперт привел проект реконструкции Киевского вокзала, реализованный архитектором Владимиром Шуховым. Многим жителям Москвы в начале XX века проект очень не нравился.
«Но сегодня, по прошествии более века, шуховские своды Киевского вокзала являются не только архитектурно-инженерной достопримечательностью Москвы, но и частью ее художественного восприятия», – подчеркнул Павел Манченко.
Главное не архитектура, а комфорт?
Сургутский фотограф, блогер, активист арт-группы «Прорубь» Юрий Семенков встал на защиту Ильи Варламова.
«Он высказал свое мнение. Он урбанист и архитектор по образованию, ему необязательно жить в каждом городе, чтобы делать какие-то выводы по поводу архитектуры. Его мнение достаточно компетентно», – заявил «ФедералПресс» Юрий Семенков.
При этом сургутский активист тоже считает проект реконструкции городского вокзала неудачным. По словам Семенкова, в Советском Союзе это было единственное здание, не построенное по типовому проекту, а индивидуально спроектированное архитектором.
«Здание вокзала имеет определенную архитектурную ценность. Оно выполнено в стиле советского модернизма, еще и с мозаикой на фасаде художника Германа Черемушкина. И тот проект реконструкции, который предлагается руководством РЖД, не сохраняет ни архитектурный замысел, ни само здание в стиле постмодернизма, ни мозаику. Это очень печально. Учитывая, что с архитектурным наследием в городе вообще очень плохо, он похож на один большой спальный район, не сохранить единственный образец было бы печально», – считает Юрий Семенков.
Так будет выглядеть реконструированный вокзал в Сургуте.
Руководитель исполнительного комитета «Единой России» Сургутского района Вадим Булдаков согласился, что замечания к новому проекту вполне честны и уместны. Однако, по его словам, в данном случае это не главное.
«Дело не в состоянии здания и его содержании, не в киосках и пластиковых входных группах. Проблема – в комфорте пассажиров и встречающих. Думают ли они об уродливости сочетания советского модернизма и ларьков, если, к примеру, в мороз поезд прибыл не на первый путь и всем нужно бежать к нему через один-единственный, при этом обледеневший мост? Ответ очевиден. Также логично, что людей больше заботят сроки и альтернатива вокзалу на период его реконструкции», – убежден Вадим Булдаков.
«ФедералПресс» будет следить за развитием событий, связанных с реконструкцией вокзала в Сургуте.
Фото: ФедералПресс/Ксения Вирченко, Юрий Семенков, ФАУ «Главгосэкспертиза России».