УФАС усмотрело признаки нарушения законодательства в постановлении нижегородской мэрии, которое определяет порядок признания собственности на объекты инженерной инфраструктуры. Действие этого документа не распространяется на бесхозяйные сети, которые снабжают газом, теплом, водой и электроэнергией административные и промышленные здания, – только население и социальные объекты. А это приводит к тому, что предприниматели могут нести непосильные для них необоснованные затраты. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Нижегородской области в понедельник приступило к рассмотрению дела в отношении администрации Нижнего Новгорода по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. В поле зрения службы попало постановление городской администрации № 105 от 17.10 2014, которое определяет порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные сети электро-, тепло-, газо-, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, а также организации их аварийного ремонта.
В Нижегородском УФАС «ФедералПресс» уточнили, что в постановлении администрации речь идет о бесхозных сетях, которые снабжают жилой фонд и объекты социальной сферы. Его действие не распространяется на объекты деловой и промышленной деятельности. Между тем, каждый год ресурсоснабжающая организация (РСО), подавая заявку в РСТ для утверждения тарифов, включает в нее и работы по обслуживанию сетей. Но участки бесхозяйных сетей туда не включены, и РСО рассчитывает эти расходы и потери при транспортировке ресурса по своей методике и выставляет конечным потребителям. «Вместо обычного тарифа, который мог бы включать обоснованные траты на транспортировку и потери, ресурсоснабжающая организация выставляет миллионные счета. Для предпринимателей это непосильные суммы. Если бы это все было ей передано официально, тариф был бы более справедливым», – считают в УФАС.
Вопрос к постановлению нижегородской администрации у антимонопольщиков возник, когда УФАС рассматривало другой спор хозяйствующих субъектов. В декабре УФАС выдало мэрии предупреждение и, поскольку оно не было выполнено, возбудило дело.
В администрации Нижнего Новгорода считают, что законодательство не нарушено. На заседании комиссии УФАС представитель мэрии Андрей Тюкин сослался на нормы федеральных законов № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и сообщил, что обязанность в отношении объектов к административным и промышленным зданиям у администрации как органа МСУ не возникает. В случае техногенных аварий администрация несет ответственность за те сети, которые обеспечивают социальную инфраструктуру. На вопрос членов комиссии, есть ли какие-то препятствия «пристроить» бесхозяйные сети, Андрей Тюкин ответил: «Тогда мы выходим за рамки полномочий, которые нам отводит 131-ФЗ. Там четко указано, что население». Вместе с пояснениями мэрии он приобщил к материалам дела решения из нижегородской судебной практики, которыми эта позиция была поддержана. Следующее заседание комиссии назначено на 28 февраля.
Добавим, что тема бесхозяйных сетей и выставляемых ресурсниками счетов поднималась в декабре на встрече губернатора Глеба Никитина с нижегородскими предпринимателями. «Есть понимание, что с этой ситуацией мы должны в ближайшее время покончить, а именно в каждом случае определить организацию, которая будет эксплуатировать и развивать эти сети, – сказал тогда глава региона. – В любом случае должен быть ответственный за потери, за инвестиции».
В комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами (КУГИ и ЗР) администрации Нижнего Новгорода «ФедералПресс» уточнили, что в городе насчитываются 1072 бесхозяйных объекта, из них 483 объекта теплоснабжения, 589 – водоснабжения и водоотведения. «Основная сложность, связанная с передачей в аренду данных объектов, состоит в том, что их плохое техническое состояние не удовлетворяет требованиям ресурсоснабжающих организаций и, по их мнению, требует большого объема вложений, в связи с чем специализированные организации отказываются принимать в аренду данные объекты», – добавили в КУГИ.
Опрошенные «ФедералПресс» эксперты считают, что муниципальные органы так или иначе должны решать проблему бесхозяйных сетей. «Когда вам что-то не принадлежит, а вам пытаются повесить – это практически надгробная плита для любого бизнеса. Конечно, власть должна это решать, должна выявлять бесхозные сети и принимать решения, но точно не бизнес», – уверен нижегородский бизнес-омбудсмен Павел Солодкий.
«131-ФЗ говорит о том, что муниципальные органы власти несут ответственность за жизнеобеспечение на его территории. Но через одни и те же бесхозяйные сети могут снабжаться любые предприятия. Во-вторых, порядок легализации бесхозяйных сетей один и не зависит от того, какие потребители там присоединены, – рассуждает председатель совета СРО Российская ассоциация «Коммунальная энергетика» Василий Михайлов. – У нас ведь как: недостатки закона компенсируются его неисполнением. Так ведь очень часто бывает. И это неисполнение может быть со стороны потребителей, муниципальных властей, ресурсоснабжающих организаций».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин