Несколько недель Саратов находился в снежном заточении, из-за которого дороги в городе практически остановились. Карты заторов показывали 10 баллов уже ближе к 8 утра, а въезд для большегрузов в город и вовсе был закрыт. «ФедералПресс» попытался выяснить, как в таких условиях существовал бизнес.
Режим ЧС как спасение
В январе многие саратовцы получили от поставщиков товаров и услуг письма с извинениями за невозможность соблюсти сроки из-за «плохой ситуации с дорогами». Саратовские предприниматели все как один заявляют, что терпят серьезные убытки из-за остановки движения в городе. Прибыль бизнеса по сравнению с обычными показателями января, который после новогодних праздников и так приносит меньше дохода, чем в другие месяцы, упала, по различным оценкам, в два-три раза. Плюс накладываются дополнительные расходы в виде уборки снега, цены на которую в связи с обильными осадками и высокой востребованностью услуги выросли в разы. Тем более, что городская администрация требует от коммерсантов убирать прилегающую территорию.
Как писал «ФедералПресс», в интернете идет сбор подписей за введение в областном центре режима чрезвычайной ситуации (ЧС), и на сегодняшний день людей, согласных с инициативой, уже больше 30 тысяч. Согласно федеральному законодательству для введения властями ЧС необходимо, чтобы ущерб предприятий достиг 500 МРОТ, то есть с учетом повышения «минималки» с 1 января 2019 года – 5,6 млн рублей.
Председатель саратовского регионального отделения «Опоры России», директор центра эстетической медицины «Дива» Наталья Панферова говорит, что, скорее всего, в точных цифрах убыток никто не подсчитывал. Однако объявление чрезвычайной ситуации, по ее мнению, было бы очень разумным решением для бизнеса.
«Дело в том, что режим ЧС в договорах предпринимателей сразу бы рассматривался как форс-мажор. То есть невыполнение обязательств перед одной стороной не рассматривалось бы как вина другой стороны. Город был закрыт для большегрузов, продукцию не пускали, она простаивала в фурах, промерзала и портилась. Поставщики срывали сроки и оказывались виноватыми, потому что не доставили товар в срок, оговоренный договором. Далеко не весь бизнес понимающий, многие готовы извлекать выгоду из любой ситуации, последуют суды и санкции. Введение режима ЧС избавило бы от таких ситуаций», – объясняет Наталья Панферова.
«В город лучше не въезжать»
Ситуацию с поставкой товаров описывает глава ГК «Подъем», занимающейся сдачей в аренду спецтехники и перевозкой стройматериалов, Роман Репин. По его словам, в последнее время срок поставки увеличился втрое, то есть в таком же объеме, соответственно, упал объем перевозок.
«Мы возим кирпич на стройки Саратова примерно за 400–500 км. Из-за погодных условий обычно суточная командировка сотрудника превращается в трехсуточную, что обозначает для меня дополнительные расходы на бензин, питание, проживание. То есть я втрое меньше зарабатываю, но при этом больше трачу», – объясняет Репин.
В связи с тем, что днем город был закрыт для большегрузов, поставщикам приходилось ждать ночи, чтобы совершить выгрузку товара. «Но и по здравому измышлению после шести утра в город лучше не въезжать, потому что весь день просто простоишь», – отмечает Роман Репин.
Сильно пострадали организации, бизнес которых связан с перевозками товаров непосредственно по городу. Представитель одной из курьерских служб на условиях анонимности рассказал «ФедералПресс», что из-за десятибалльных пробок работа буквально остановилась.
«Стараемся брать заказы, на которые курьер может дойти пешком, или сразу предупреждаем клиента, что оперативной доставки не будет. Если раньше курьер мог доставить посылки, предположим, на пять адресов в зависимости от дальности заказа, то сейчас это два, а то и один заказ в день. То есть, отправляя курьера в город, мы его теряем. Клиенты, понимая это, перестают к нам обращаться», – рассказал собеседник «ФедералПресс». Оценить уровень падения выручки он затруднился, отметив лишь, что «это не два и не три раза, а гораздо больше».
«Перестали выходить из дома»
Но если перевозчики сами не могли доехать до клиентов, то компании, занимающиеся продажами, теряли застрявших на саратовских дорогах клиентов. Так, директор салона интерьера «Телепорт» Михаил Авилов отмечает, что, хотя его предприятиям не свойственна высокая посещаемость (дорогая элитная продукция. – Прим. ред.), даже здесь заметен провал.
«У нас отменяются или переносятся заранее запланированные визиты клиентов, некоторые клиенты вовсе покидают Саратов до наступления лучших времен, – говорит Михаил Авилов. – Сотрудники опаздывают каждый день, независимо от того, едут они на общественном транспорте или на личном авто».
В целом по саратовским торговым объектам и центрам, отмечает бизнесмен, выручка упала вдвое. При этом возникли постоянные затраты на уборку снега.
Наталья Панферова отмечает, что из-за невозможности передвижения по городу посещаемость салона красоты также упала. «Женщине надо сделать прическу, но она никуда не поедет, потому что понимает, что ей придется простоять в пробке два часа в одну и два часа в другую сторону», – говорит она.
Казалось бы, непогода и отсутствие транспорта должны загнать людей в заведения общепита, но не тут то было. Владелец сети кофеен «Кофе и шоколад» Андрей Табояков говорит, что «люди просто перестали выходить из дома» и выручка его компании снизилась до 50 % от среднего показателя. «Сложная ситуация с поставщиками. Может быть, с кофе чуть проще, но у коллег по цеху, которые работают со свежими продуктами, возникли перебои. Некоторые говорят, что у них просто нет, например, рыбы, она не доезжает», – отмечает предприниматель.
Пожалуй, единственными, кто в эту зиму открыл для себя в Саратове золотое дно, стали владельцы снегоуборочной техники: погрузчиков BobCat и грузовиков. Их работа, как рассказали саратовские коммерсанты, подорожала вдвое. Сейчас на сайтах объявлений работа погрузчика оценивается в среднем в 1,5 тыс. рублей в час. Вывоз одного КамАЗа снега стоит 3,5 тыс. рублей. Но ни одна из опрошенных «ФедералПресс» организаций, осуществляющих вывоз снега, обсуждать эту тему не согласилась – деньги любят тишину.
Фото: pixabay.com, ФедералПресс / Евгений Поторочин