Top.Mail.Ru
Политика
Иркутская область
1

«Коррупционные доходы от 10 миллионов». В Усолье криминал слился с полицией на химической почве

Промышленная площадка закрытого Усольехимпрома
Промышленная площадка закрытого Усольехимпрома

Режим повышенной готовности власти Иркутской области планируют ввести в регионе сегодня, 7 февраля. Причина – предупредить ЧС из-за опасности распространения химических веществ с промплощадки предприятия «Усольехимпром». По мнению экологов, чиновники запоздали – опасность существует уже несколько лет и решить проблему следовало бы захоронением ядовитых отходов. Есть версия, что отходы до сих пор не захоронены и подвергаются расхищению из-за своей особой «коррупционной» составляющей. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Здравствуй, Минамата!

Правительство Иркутской области намерено ввести указом губернатора Сергея Левченко режим повышенной готовности в регионе сегодня, 7 февраля 2019 года. Эта мера, по мнению чиновников, позволит привлечь деньги из резервного фонда регионального правительства для оперативных мер по предупреждению ЧС в городе Усолье-Сибирское и ликвидировать опасные отходы с территории предприятия «Усольехимпром».

«Ранее, с ноября 2018 года, в Усолье-Сибирском был введен режим ЧС из-за опасности распространения химических веществ. Но поскольку при анализе была выявлена угроза для жителей не только Усолья-Сибирского, но и других населенных пунктов Иркутской области, власти региона решили ввести режим повышенной готовности на территории всего Приангарья, – объяснил министр имущественных отношений региона Владислав Сухорученко. – Это позволит нам взять на себя расходные обязательства, связанные с ограничением доступа на территорию промышленной площадки, а также с ликвидацией накопленного вреда».

Напомним, на промплощадке «Усольехимпрома» по-прежнему хранятся железнодорожные цистерны с четыреххлористым кремнием и баллоны, содержащие остатки ртути. И склады уже закрытого предприятия, несмотря на охрану, регулярно вскрывают – по официальным данным, только за прошлый год из-за воровства на промплощадке и разгерметизации цистерн произошло две утечки химикатов. После этого на территорию бывшего «Усольехимпрома» ввели военизированную охрану с круглосуточным патрулированием, однако чиновники области сетуют, что в бюджете региона денег на это нет, – требуется привлечение дополнительных средств.

«По предварительным расчетам, на мероприятия, связанные с ограничением доступа на площадку предприятия-банкрота и ликвидацией опасных веществ, из резервного фонда правительства Иркутской области потребуется около 60 миллионов рублей», – привел цифры министр Сухорученко.

Иркутские экологи сегодня не берутся оценивать даже примерные «цифры эковреда», нанесенные отходами, которые вовремя не захоронили.

«Никто и не ждал, что на территории промзоны останется что-то живое, – заявил «ФедералПресс» председатель иркутского отделения Российского социально-экологического союза, кандидат биологических наук Виталий Рябцев. – Однако не стоит оценивать загрязнения только в границах площадки химпрома, поскольку отходы уже проникли в почву, а оттуда – в водную систему. Загрязнены ртутью Ангара, Усть-Илимское водохранилище, но больше всего – водохранилище Братска».

Выловленную в водохранилищах рыбу употреблять в пищу экологи категорически не советуют. «В этом случае вспоминается болезнь Минаматы – синдром, вызванный отравлением органическими соединениями ртути», – заметил Рябцев. Впервые эту болезнь диагностировали в японском городе Минамата, где в одноименный залив компания Chisso сбрасывала неорганическую ртуть. У больных ухудшалась внятность речи, ослаблялись зрение и слух, нарушалась моторика, а в тяжелых случаях возникали паралич и нарушение сознания, которые заканчивались смертью.

«У нас, конечно, даже в Братском водохранилище показатели содержания метилртути далеки от показателей залива Минамата, который, к слову, японские власти в итоге засыпали, – заметил эколог. – Но все же, согласно медицинской статистике, связь ртутных отходов с рядом заболеваний у местных жителей подтверждена».

Власти области подтверждают, что режим повышенной готовности вводится на территории всего Приангарья, в том числе и оттого, что ядовитые отходы «Усольехимпрома» влияют уже не только на Усолье и Усольский район, но и на территорию области в целом.

ОПГ «Спортсмены»

На этой неделе жители Приангарья получили неофициальный ответ на вопрос, каким образом охраняемая промплощадка регулярно подвергается визитам расхитителей металла. Последним удается вскрывать цистерны и при этом успевать скрыться незамеченными. В открытом паблике «Омбудсмен полиции» в одной из соцсетей появился анонимный пост, автор которого, представившись сотрудником усольского отделения УМВД, заявил якобы об ангажированности своего руководства и его стремлении скрыть целый ряд организованных преступных групп (ОПГ) Усолья-Сибирского.

Свое открытое обращение к министру внутренних дел России аноним называет «криком души» и признается, что «в небольшом сибирском городке существуют совершенно официальные организованные преступные группы, о которых известно всему городу, в том числе правоохранительным органам».

Пост в паблике «Омбудсмен полиции» в соцсети

В публикации также приведен список отдельных «участников усольских ОПГ» с указанием их ФИО, дат рождения и отрасли, в которой они якобы «зарабатывают». Есть там и «виновники» ЧП на территории закрытого «Усольехимпрома», которые как будто «пилят» промплощадку и «тысячами тонн» сдают полученный металл в приемку, принадлежащую гражданам Китая.

Сразу несколько правозащитников Иркутской области сообщили корреспонденту «ФедералПресс» о том, что лично видели «секретный список усольских ОПГ», и, по их мнению, факты, перечисленные в документе, мог узнать только реальный сотрудник МО МВД «Усольский».

«Сама справка была на гербовой бумаге, как любой ведомственный документ. Еще возле каждого участника ОПГ карандашом были сделаны пометки с маркой и номером авто, статусом («депутат», например), численностью банды и т. д. К примеру, «депутат, лес, столько-то чел.». Подобный внутренний ведомственный документ я видеть не имел права. По этой причине прошу вас не указывать мою фамилию, но при необходимости в суде все готов подтвердить», – заявил «ФедералПресс» правозащитник из Иркутской области.

Сам автор поста категорически отказывается общаться с журналистами, даже через мессенджеры, поскольку боится за своих родственников, некоторые из которых до сих пор работают в силовых структурах региона.

В МО МВД «Усольский» комментарий по поводу этой публикации редакции «ФедералПресс» взять не удалось: по телефону Александра Кузнецова, указанному на сайте, весь день никто не отвечал, а в дежурной части усольского отделения спустя 10 минут ожидания на линии признались, что телефона пресс-службы МО у них нет, и посоветовали обратиться в отдел уполномоченных участковых, кабинет которых находится рядом с пресс-службой, однако по этому номеру тоже никто не ответил.

Глава пресс-службы областного УМВД Герман Струглин заявил, что обычно эту ситуацию ведомство не комментирует, но если «вам нужна наша позиция», то «это чушь все полная – уже полгода назад все проверялось». При этом итоги проверки полугодовой давности пресс-служба ведомства не смогла озвучить сразу, попросив время на подготовку ответа.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.