Граждане России не особо жалуют наше правительство. Есть два ведомства, которые, можно сказать, существуют независимо от рейтингов гражданского недовольства. Россияне им доверяют, а их руководители пользуются достаточно высокой популярностью. Речь идет о Министерстве иностранных дел и Министерстве обороны. Последнее приобрело поддержку граждан и авторитет не так давно, с приходом Сергея Шойгу. Однако ведомство, находящееся на страже безопасности нашей страны, неожиданно стало фигурантом скандала, который может очернить в глазах населения честное имя Минобороны. История выглядит вопиющей. 54 семьям, среди которых боевые офицеры и действующие сотрудники Минобороны, грозит выселение из общежития ведомства. «Командование» отдало приказ – выселяться! Причина – «аварийность» помещений. Альтернатива жилью – улица. Разбираемся в подробностях в материале «ФедералПресс».
Зима: время выселяться
Утром 7 февраля у приемной Госдумы было непривычно людно. Сюда пришли целыми семьями. Обычно граждане, ищущие помощи у парламентариев, пишут обращения в адрес председателя Думы и руководителей фракций. Но в этот раз количество писем достигло 450 – мольба о помощи была направлена каждому депутату.
Это люди, проживающие в доме № 51 на улице Большой Пироговской в Москве, в общежитии, которое принадлежит Министерству обороны. Не так давно здание признали аварийным, а Центральное территориальное управление имущественных отношений ведомства решило выселить всех до единого. Суд это решение поддержал. Казалось бы, все логично. Раз здание аварийное, значит, в целях безопасности людям надо предоставить новое жилье. Но департамент Минобороны в качестве альтернативы предложил им улицу.
«Жители общежития буквально 10 дней назад к нам обратились. Объект состоит из восьми корпусов. Якобы здания являются аварийными. Там даже сдавали иностранцам номера в период чемпионата мира. 54 семьи уже стоят на выселение. Все судебные решения – под копирку. Здесь многодетные семьи, участники боевых действий, люди, которые проживали здесь с 90-х годов. Всех выкидывают на улицу в зиму», – рассказывает председатель «Партии ветеранов» Ильдар Резяпов.
Операция «Большой пирог»
Резяпов называет происходящую историю операцией «Большой пирог» – по наименованию улицы, на которой располагается общежитие. Жители подозревают, что выселяют их не просто так, а из корыстных интересов. Стоимость данного здания составляет 6 млрд рублей, а земли под ним – 3 миллиарда. Само дело об «аварийности» жители считают надуманным предлогом для выселения. В нескольких корпусах сделан капитальный ремонт. Но это не главный аргумент в пользу версии жителей.
Дело в том, что Минобороны уже пыталось их выселить в 2011 году. Тогда Хамовнический районный суд не поддержал ведомство, как и апелляционные инстанции, которые ссылались на 40-ю статью Конституции, декларирующую, что никто не имеет права выселять людей из их единственного жилья. Спустя год здание неожиданно признали аварийным, но о выселении речи как таковой не шло. Минобороны в тот момент переживало «сердюковские» скандалы. Но в 2018 году суд удовлетворил требования военного ведомства, теперь уже ссылаясь на аварийность здания.
«Я с 2004 года проживаю в общежитии. Являюсь дочерью военнослужащих. Всю жизнь с родителями по гарнизонам. Здесь я оказалась со своей матерью, у нее тут было последнее место службы. За это время у меня появились свои дети. Я работаю тоже непосредственно при Минобороны, в военном университете, кладовщиком курсантской столовой. В 2011 году распределялись квартиры. Моей матери предоставили квартиру в 2012 году на троих членов семьи – мать, я и мой брат. На моих двух детей квадратные метры не распределили. Я проживаю со своими четырьмя малолетними детьми на Большой Пироговской. У меня открыт лицевой счет, я оплачиваю коммунальные услуги. Переселиться к матери в 18 квадратных метров невозможно», – говорит Светлана Климова.
После постановления суда о выселении жители рассказывают, что начальник ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Наталья Иванова объявила им настоящую войну. Она, по их словам, приезжает лично на объект в сопровождении частной охраны, военной полиции, с приставами и «следит за темпами выселения». Корреспондент «ФедералПресс» дозвонился в приемную управления, однако от комментариев там отказались, а самой Ивановой на рабочем месте не было.
Минобороны не замечает своих же?
Люди, пришедшие в приемную Госдумы, как мантру повторяли вполголоса: «Неужели Шойгу не в курсе?» Ему тоже писали многочисленные обращения, которые оставались без ответа. Раз получить комментарий госпожи Ивановой не удалось, мы решили отправить запрос в Минобороны с просьбой разъяснить ситуацию с общежитием и узнать позицию ведомства. Ответа долго ждать не пришлось. Минобороны в курсе решения суда и с ним согласно.
«При проведении инвентаризации данного строения было выявлено незаконное заселение части его помещений лицами, не имеющими отношения к военному ведомству, а также гражданами иностранных государств.
По результатам проверочных мероприятий установлено, что действующих или уволенных с военной службы военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем, среди незаконно проживающих в бывшем общежитии нет.
По вступившему с 1 февраля с.г. в законную силу решению суда все лица, незаконно занимающие помещения в аварийном здании, подлежат выселению. В связи с опасностью для людей здание бывшего общежития по адресу: г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 51, – спланировано к сносу в марте 2019 года», – говорится в ответе Минобороны «ФедералПресс».
Минобороны утверждает, что в здании проживают люди, не имеющие отношения к ведомству, а действующих или уволенных военнослужащих там нет. Однако жители говорят обратное. И среди пришедших в приемную Госдумы были даже участники боевых действий. Один из них дал нашему агентству комментарий.
«Я проживаю с супругой и двумя несовершеннолетними детьми. Идти нам некуда, дети учатся в школе, рождены были в этом районе», – говорит мужчина по фамилии Биров.
Отметим, что в своем запросе «ФедералПресс» попросил ответить Минобороны еще на один вопрос – планирует ли ведомство предоставить людям альтернативное жилье? Но в официальном ответе ничего об этом не сказано.
Взломы, стычки, угрозы
Свою историю нам рассказала Светлана Яушева, против которой устроили настоящую травлю. Она хоть и не военнослужащая, но является действующим сотрудником Министерства обороны, что также противоречит официальной позиции ведомства.
«Решение судьи Факеевой в Хамовническом суде от 15 мая 2018 года вынесено в течение 5 минут на первом слушании. Мне даже не дали права на адвоката. По моему мнению, суд был сфабрикован, потому что 174 решения были под копирку. У них даже ошибки были в решениях. Они пишут: «Снять с регистрационного учета». У нас регистрации там нет, мы там проживаем. Мне предоставили это жилье на основании трудового договора. Я еще работаю. Организация называется ФГПУ «ЖКО». Это технический персонал при Минобороны. Я работаю в должности уборщицы. Организации с 2012 года менялись. Они при Сердюкове эту организацию сменили на коммерческую. Потом еще были две реорганизации», – рассказывает Яушева, не скрывая слез.
Первого февраля приставы пришли к Яушевой домой в момент, когда членов ее семьи не было в квартире.
«Они попросили документы членов семьи. Я им не могла предоставить, потому что никого не было дома. Приставы на это не обратили внимания. Они сказали: «Раз нет документов, то мы даем вам час, чтобы вы вынесли свои вещи. Мы опечатаем помещение». Первого февраля мы вынесли вещи, у нас опечатали помещение. Это наше единственное жилье», – продолжает Яушева.
Оказавшись в буквальном смысле на улице, Яушева сначала обратилась к участковому, который в итоге отказался ей помогать. Затем она дозвонилась в «Партию ветеранов». Подключились муниципальные депутаты, генеральный директор градозащитной некоммерческой организации «Центр Столица» и бывший лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. На место приехал даже председатель совета по правам человека при президенте Михаил Федотов.
«Митрохин сказал, что он берет ответственность за вселение на себя. Он открыл комнату, зашли члены семьи туда, занесли вещи. Я по суду не имею отношения к этому жилью, но у нас нет другого жилья, и мы остались в этой квартире», – рассказывает Светлана.
Приставы узнали о случившемся. Когда Яушевых не было дома, они взломали дверь, вынесли вещи, включая сумку мужа Яушевой, в которой были деньги и жизненно важные лекарства. А к вечеру вещи вернули обратно на этаж. Митрохин считает, что это своеобразная угроза и знак того, что приставы не отстанут от Яушевых несмотря ни на что.
«Я сам живу в Хамовниках. Ситуация дикая, абсурдная. Еще можно понять, когда людей выселяют за нелегальное пребывание в общежитиях. Но здесь выселяют совсем за другое. К документам вопросов нет. Им объявили, что они живут в помещениях, непригодных для жизни. 54 семьи выселяется. Это же защитники Отечества. Ответственность за это несет Шойгу, я считаю. Эта хозяйственная структура подчиняется ему. Такая вдруг неожиданная вспышка активности по выселению людей с таким огромным контингентом силовиков, чоповцев, приставов свидетельствует о том, что ведомство связывает с этим зданием какие-то планы», – отметил Митрохин в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».
Многие жильцы уже опустили руки. В приемную Госдумы пришла лишь их малая часть. «Выселенцы» обращались к продюсерам федеральных каналов, чтобы придать историю огласке, однако последние говорили им, что их история «неинтересна». Писали письма не только в адрес Шойгу, но и руководства МВД, уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Отовсюду – либо отписки, либо молчание. Теперь надежда на то, что хоть кого-то из 450 депутатов затронет история общежития на Большой Пироговской, 51. А до тех пор, пока это не случится, будут происходить очередные битвы жителей с приставами и людьми из центрального управления имущественных отношений. Теперь людям, которые раньше защищали Отечество, приходится защищать свое последнее жилье от своего же Министерства обороны.