Мало кто ожидал, что вопросы, касающиеся вылова краба, могут вызвать широкий резонанс в обществе. Минсельхоз предложил продавать квоты по вылову этих ракообразных на аукционах, то есть вернуться к практике начала двухтысячных. Участники рынка выступают против законопроекта, который почему-то долгое время хранился в секрете. Они считают, что эта инициатива уничтожит отрасль, которую удалось стабилизировать совсем недавно. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Еще до начала заседания рабочей группы по мониторингу принятия нормативных актов в области рыболовства стало понятно, что законопроект Минсельхоза вызовет, если не скандал, то неспокойное обсуждение. Перед дверьми Совета Федерации стоял исполнительный директор «Архангельского тралового флота» Сергей Несветов. Он утверждает, что его не пустили на заседание, несмотря на то, что по всей логике вещей он должен был принять в нем участие.
«На обсуждении законопроекта о внесении изменений в закон о рыболовстве, касающийся введения аукционных квот, почему-то не хотели видеть ни одного представителя отрасли из регионов. Я знаю, что Архангельская область звонила, просила принять участие, потому что этот вопрос касается их напрямую. От региона было ходатайство о том, чтобы меня как директора системообразующей организации Архангельской области пустили на это мероприятие. Но в приемной заместителя председателя комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина мне сказали, что пускать не хотят. Причин не назвали», – отметил Несветов.
Несветов рассказал, что слухи о появлении законопроекта появились уже давно, однако чиновники отрицали его существование. Отрасль получила доступ к документу только 4 февраля. Смысл инициативы Минсельхоза сводится к тому, чтобы отказаться от исторического принципа распределения квот на вылов краба. Половину из них предлагается продавать с аукциона. Для российского рынка это не новшество: практика продажи квот на аукционах уже применялась в России в начале 2000-х. Тогда это привело к процветанию браконьерства и деградации отрасли в целом.
«В 2004 году было принято новое решение вице-премьером Правительства Виктором Зубковым. Введён исторический принцип, и у компаний появился горизонт планирования, когда при выполнении всех норм законодательства и правил рыболовства компания гарантированно получает на следующий период квоту и может планировать свою деятельность. С 1 января 2019 года вступили в силу уже новые договоры, где квоты распределили на 15 лет. Получается, что этим законом эти договоры отменят, половину квот изымут», – рассказал Несветов журналистам.
Заседание рабочей группы прошло без Несветова, но не без скандалов. Сенаторы, участники рынка и представители регионов высказались против законопроекта. По их мнению, отрасль в рамках действующих норм работает исправно. Соответственно, у членов рабочей группы возник резонный вопрос – а вообще зачем нужен законопроект?
«Есть инвестиционные квоты, программа работает, и зачем именно краба выводить из этой программы? Каковы выпадающие доходы? Что будет с мелкими и средними предприятиями? Кто-то выигрывает на аукционе, а у него не хватает судов и рабочих рук. Чем он будет заниматься? Он станет рыбным рантье. Это те, с кем мы последние 15 лет боролись», – отметила сенатор Елена Афанасьева.
Участников дискуссии возмутило то, что в пояснительной записке к законопроекту нет никаких обоснований для его принятия, как и каких-либо расчетов по анализу рынка. Представитель «Добытчиков краба Дальнего Востока» также выразил протест документу. По его словам, положения в документе несут серьезные риски для отрасли, а действующие правила вступили в силу не так давно, чтобы их уже менять. Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Герман Зверев заявил, что спешное принятие законопроекта может привести к законодательному браку, который потом придется исправлять другими инициативами и подзаконными актами.
Отметим, что Минсельхоз предлагает изменить условия для предприятий, занимающихся добычей и выловом краба.
«Предполагается изменение финансовых условий для предприятий, занимающихся добычей и выловом краба. Указывается количество этих предприятий? Нет. Указывается финансовая выручка? Нет! Указывается недостаточная экономическая эффективность этих предприятий? Нет! В законопроекте вообще отсутствует понятие экономической эффективности и какие-то конкретно показатели», – заявил Зверев.
Сенатор от Республики Крым Ольга Ковитиди считает, что инициатива Минсельхоза должна быть согласована со всеми регионами, в том числе теми, которые не занимаются выловом краба.
Корреспондент «ФедералПресс» спросил Сергея Митина, какие позитивные моменты для отрасли может принести данный законопроект. Сенатор обозначил экономическую составляющую и возможность для россиян чаще потреблять в рацион мясо краба.
«Законопроект имеет задачу - увеличить доход государства от вылова краба, а также обеспечить появление этого ресурса на столах россиян», – ответил Митин.
Однако экономическая целесообразность принятия данного законопроекта не подтверждена, так как никаких расчетов его авторы не предоставляют. Цифра в 80 миллиардов рублей прибыли спорная, считают эксперты и участники рынка.
«Необходимости принятия этого закона нет. Не факт, что мы получим 80 миллиардов дополнительных. Однако, не учтено, что мы потеряем налоги. И в первую очередь налоги субъектов. Себестоимость краба резко возрастет», – отметил бывший замминистра сельского хозяйства Владимир Измайлов.
Странным фактом остается то, подавляющее большинство участников дискуссии высказались против самой концепции документа, а от него в Совете Федерации не отказываются, судя по риторике Сергея Митина. Да, скорее всего, в него внесут поправки, но вряд ли существенные. Но уже очевидно, что в случае принятия законопроекта начнется масштабный передел отрасли и вряд ли от этого она выиграет.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков