Первые сто дней во главе региона – своеобразный рубеж для любого губернатора. Коммунист Валентин Коновалов, выигравший выборы главы Хакасии, свой «стодневный юбилей» отметил в День защитника Отечества. Обозреватель «ФедералПресс» постарался вспомнить, какие вызовы были у Коновалова и как он себя проявил.
«Сейчас ситуация еще хуже»
23 февраля исполнилось 100 дней с момента назначения Валентина Коновалова на должность губернатора Республики Хакасия. 31-летний юрист из партии КПРФ был приведен к присяге 15 ноября, после победы во втором туре на выборах главы региона. Победа была неоднозначной, потому что последовательно, друг за другом, снялись три возможных соперника Коновалова – действующий губернатор Хакасии Виктор Зимин, кандидат от «Справедливой России» Андрей Филягин и представитель «Партии Роста» Александр Мяхар. И все же 57 % из числа пришедших избирателей отдали свой голос коммунисту. Стоит отметить, что во втором туре явка была чуть выше, чем в первом, – 45 против 41 %.
Спустя три месяца Всероссийский центр исследования общественного мнения опубликовал доклад, в котором были приведены данные опросов жителей Хакасии о работе Коновалова на посту главы региона. Так, 59 % опрошенных не удовлетворены положением дел в регионе. 64 % участников исследования полагают, что ситуация в Хакасии не изменилась за три месяца.
Про фигуру Коновалова красноречиво свидетельствуют цифры удовлетворенных его работой – 16 % опрошенных. Это снижение на пять процентов по сравнению с декабрем. Напротив, с конца прошлого года выросло число тех, кто заявил, что действующий губернатор Хакасии «не справляется со своими обязанностями», – с 4 до 15 %. Еще 41 % отметили, что ничего не знают о работе Коновалова на посту главы региона.
О том, что Валентин Коновалов слишком рано стал руководить республикой, заявили 72 % респондентов: по их мнению, 31-летнему коммунисту просто не хватает опыта. Интересен и ответ на вопрос о деятельности врио главы региона Михаила Развожаева. 40 % опрошенных посчитали, что действующий руководитель ОНФ хорошо справлялся и с управлением республикой. В пользу Коновалова в этом сравнении высказались только 11 % участников исследования общественного мнения. Показателен и вопрос «проголосовали бы вы сейчас на выборах главы Хакасии за Коновалова?»: 46 % ответили утвердительно, против были 38 %. По сравнению с официальными результатами второго тура – 57 и 41 % – можно констатировать, что наметилось снижение общего доверия к работе Валентина Коновалова на посту губернатора Хакасии.
Экономист Евгений Мамаев, в числе прочих разместивший результаты опроса ВЦИОМ у себя на странице в Facebook, тоже заметил отрицательную динамику.
«Важно понимать, что опрос проводился в конце января. Если динамика сохранилась, то ситуация еще хуже», – отметил Мамаев в комментариях к посту.
«Нечем платить профи»
К решению кадрового вопроса Валентин Коновалов подошел своеобразно. С одной стороны, еще в период предвыборной кампании говорилось о том, что «команда есть, и она готова приступить к работе». После инаугурации, когда часть министров покинула правительство, новый губернатор Хакасии объявил кадровый конкурс на замещение должностей. В адрес комиссии поступило более 3 тысяч резюме. Фактически, как уточняли источники и эксперты «ФедералПресс», конкурс был проведен формально.
«Так и не были опубликованы требования к претендентам, их профессиональным качествам, опыту. Осталось непонятно, по каким критериям кандидаты сравнивались между собой, хотя обещалась полная прозрачность. В итоге способности кандидатов анализировать информацию, принимать верные решения не проверялись. Да и о каком серьезном конкурсе можно говорить, если очная работа с кандидатом порой сводилась к 10-минутному собеседованию», – рассказывал экономист Евгений Мамаев, который претендовал на должность министра экономического развития.
В итоге единственным назначенцем, прошедшим по конкурсу, стала Ирина Бутенко, которая возглавила пресс-службу губернатора правительства. Однако ее назначение обернулось фарсом: Бутенко проработала чуть более двух месяцев, когда неожиданно была отправлена в отпуск с последующим увольнением. Начальником пресс-службы снова стала Елена Пересторонина, которая, по ее собственным словам, «никуда не уходила, а лишь была в продолжительном отпуске».
Правительство Коновалова по итогам формирования, на первый взгляд, кажется коалиционным: в нем присутствуют представители разных партий. При этом новый глава Хакасии не постеснялся взять в команду министров, которые работали с прошлым губернатором Виктором Зиминым. Так, остались в своих должностях министр образования и науки Лариса Гимазутина и министр финансов Ирина Войнова. Причину, по которой в Хакасии так и не появились профессиональные управленцы из других регионов, за исключением Богдана Павленко, эксперты видели в «несостоятельности предложений возможным креатурам».
«В самой республике людей просто нет, приглашать профессионалов из Новосибирска, Омска и Красноярска невозможно – нечем платить. Да и вряд ли топовые управленцы готовы согласиться на понижение материальных доходов. Вот и работают у Коновалова коммунисты на добровольных началах – взять хотя бы депутата новосибирского горсовета Александра Бурмистрова, который занимает должность советника по мусорной реформе», – объяснял политтехнолог Игорь Козлов.
«Такое поощрение восприняли несправедливо»
Первые сто дней Коновалова характеризуются несколькими репутационными потерями. Одна из них произошла сразу после новогодних праздников. В Сеть утекло постановление о премировании 15 членов правительства, в том числе и Юлии Исмагиловой, руководителя постоянного представительства республики в Москве. Премии достигали 300 % от суммы заработной платы. Исмагилова же получила две выплаты – в 300 и 200 %.
Окружение Коновалова попыталось смягчить гнев общественности, указывая, что премирование руководителя постоянного представительства связано с инвентаризацией основных средств в представительстве и ликвидацией постпредства в Санкт-Петербурге. Однако жителей Хакасии смутил тот факт, что губернатор поощрил членов кабмина, некоторые из которых не проработали в новой должности и месяца. Этот скандал, по имеющейся информации, и предрешил судьбу Ирины Бутенко. Впрочем, по мнению политолога Виктора Потуремского, в ситуации виноват сам Коновалов, допустивший все мыслимые и немыслимые промахи.
«Ситуация с премиями выглядит как минимум странно и с правовой, и с человеческой точек зрения. Когда высокое должностное лицо получает большое денежное поощрение по итогам двух недель работы, люди это воспринимают как огромную несправедливость, и они правы. Сам Коновалов сделал в данном случае все ошибки, какие только можно было сделать. Он и его помощники пытались, во-первых, максимально закрыть эту информацию, затем со стороны органов власти пошли недостоверные сведения. Завершилось все увольнением человека, который обнародовал историю с премиями. Все это в итоге смотрится крайне неприглядно. А комментарии по этому поводу самого Коновалова, заявившего, что он не намерен отказываться от премирования чиновников, довершили дело. Это в полном смысле политический провал, независимо от того, как обстояло дело с премиями на самом деле», – объяснил политолог.
«Губернатор про нас забыл»
12 февраля бюджет республики получил 1,3 миллиарда рублей от компании «РУСАЛ». Столь щедрый подарок имел немного курьезное объяснение – в компании пересчитали платежи по налогам на прибыль за 2015–2016 годы и выявили, что недоплата составила указанную сумму. Вместе с безвозмездной помощью, которую оказало федеральное Министерство финансов в ноябре прошлого года (речь идет о 1,2 миллиарда рублей), эти поступления оказались единственными для республиканского бюджета. Потому что отношения с финансово-промышленными группами оставляют желать лучшего.
Отчасти в этом виноват сам Коновалов. Еще будучи кандидатом в губернаторы, коммунист позволял антиолигархическую риторику в выступлениях. За несколько дней до голосования во втором туре Валентин Коновалов обратился с открытым письмом к крупным ФПГ.
«Мы не понимаем, почему активы, созданные трудом нескольких поколений, регистрируются в Москве или офшорах? Почему нашей экологии и здоровью наносится огромный ущерб и почти без всякой компенсации? Почему из-за льгот по налогу на имущество, которыми пользуются богатые корпорации, экспортирующие ресурсы, теряет средства наш нищенский бюджет? У сотен тысяч жителей Хакасии, как и у вас, тоже есть право на достойную жизнь. Вам лучше взять на себя реальную социальную нагрузку, платить больше налогов и без конфликтов и сложностей работать на благо в том числе и нашего региона», – заявлял кандидат в главы региона.
Спустя три месяца в интервью информагентству «Интерфакс» Коновалов сдержанно замечал, что «уже ведутся переговоры с крупными промышленными игроками, в частности, с угольщиками» и «в целом мы встречаем определенное взаимопонимание». Последнюю формулировку можно поставить под сомнение из-за того, что подобные слова нынешний глава Хакасии употребил и о взаимоотношениях региона с электросетевой компанией «МРСК Сибири». На деле ситуация оказывается несколько иной – об этом на закрытом брифинге со СМИ рассказал глава компании Виталий Иванов. По его словам, в Хакасии «колоссальные объемы неплатежей: старые долги и активно наращиваемые новые, уже при новом руководстве республики».
«В месяц они растут на 90 миллионов рублей, в то время как вся годовая инвестпрограмма по Хакасии у нас составляет 100 миллионов рублей. Понимая ситуацию в регионе, в компании пошли на уступки: подписали в январе 2019 года с крупнейшими должниками при участии властей республики соглашения о рассрочке платежей на два года. Нужно было только платить вовремя текущее потребление. Но подчеркиваю, что ни одно из 33 предприятий-должников не выполнило условий, и мы отправили оферты о расторжении, так как нет смысла поддерживать неработающие соглашения», – отмечал Иванов.
К его удивлению, по поводу решения вопросов с неуплатой на МРСК Сибири за месяц «не вышел ни один хакасский министр, ни один замгубернатора, ни сам губернатор».
«Изначально на форуме в Сочи мы договаривались подписать 10-летние регуляторные соглашения, но Хакасия отказалась фиксировать в них конкретные цифры, а нам нет смысла подписывать рамочные документы, тем более что у нас и так хорошие отношения», – посетовал генеральный директор МРСК Сибири.
«Это была стратегическая ошибка»
Российский инвестиционный форум в Сочи эксперты называют еще одним серьезнейшим промахом Коновалова. Губернатор улетел на форум, когда уже было известно о масштабной коммунальной аварии в Черногорске: из-за порыва на теплотрассе 16 тысяч человек и десятки социальных учреждений в городе остались без тепла, горячей воды и света. Глава региона счел возможным в этой ситуации отправиться в Сочи, однако когда порыв не был устранен за сутки, вдруг решил вернуться обратно в республику. При этом Коновалов сделал выбор в пользу регулярных авиарейсов через Москву, хотя, по инсайдерской информации «ФедералПресс», мог воспользоваться бизнес-джетом одного из участников форума в Сочи. Показная независимость привела к тому, что глава Хакасии вернулся в свой регион, когда авария все же была ликвидирована.
Эксперты оценивают поведение Коновалова в этой ситуации как огромную политическую и управленческую ошибку. Правда, каждый по своей причине.
По мнению экономиста Евгения Мамаева, инвестфорум мог стать шансом и для республики, и для ее главы. Но Коновалов эту возможностьупустил.
«Это была стратегическая ошибка, потому что форум в Сочи мог дать толчок к пониманию путей развития Хакасии. Все специалисты и службы задействованы, ситуация управляема и понятна. Возвращением он признает, что принял неверное решение, когда уехал, и ставит под вопрос компетентность правительства в решении такой типичной аварии – что все его замы и целое министерство с министром не справляются. Все, что он может сделать, вполне может быть сделано удаленно, – и это можно было продемонстрировать», – отмечал Мамаев.
В свою очередь политолог Виктор Потуремский напоминает: проблемы в сфере ЖКХ в Черногорске возникли не вдруг. И о том, что в сибирском шахтерском городе не хватает угля для отопления жилья и что велик риск выхода из строя систем теплоснабжения, стало известно еще в середине декабря 2018 года. В этой ситуации, по мнению политолога, самым разумным для Коновалова было бы сосредоточиться на решении проблем местного масштаба, тем более что поездка в Сочи вряд ли что-то всерьез могла изменить для региона.
«В момент аварии губернатор оказался на форуме в Сочи, где ему особо делать было нечего. Сочи – та площадка, где достигаются договоренности с федеральной властью, с бизнесом. А у Коновалова даже внутри республики с бизнесом отношения не отлажены, а на том уровне провести какие-либо переговоры, представить проекты он был просто не готов. В то же время в условиях черногорского ЧП именно губернатор должен был скоординировать работу разных служб, наладить межведомственное и даже межрегиональное взаимодействие в силу своего положения. Но этого не произошло. Вспомним при этом, как действовал Борис Дубровский, губернатор Челябинской области, когда случилась трагедия в Магнитогорске. Он просто там жил. И было понятно, что, как и зачем он делает», – отмечает Потуремский.
«Нет понимания проблем региона»
Экспертные оценки работы Коновалова разнятся. Одни считают, что главе Хакасии в чем-то повезло за первые сто дней, другие полагают, что ситуация будет только ухудшаться. Сдержан в своем комментарии политолог Андрей Копытов: «Положение в сфере ЖКХ в республике могло быть еще более напряженным. Коновалову в определенном плане даже повезло, что первые сто дней пришлись на зиму. В том смысле, что и федеральный центр, и прежний врио главы Хакасии Развожаев достаточно эффективно наладили подготовку к отопительному сезону, решили часть проблем с поставками угля и создали для республики подушку безопасности на случай кризисных ситуаций. Можно сказать, что здесь повезло и жителям региона, и Коновалову».
Экономист Евгений Мамаев заметил, что на будущее экономики региона влияет отсутствие продвижения в диалоге с ФПГ.
«У Коновалова за время его работы губернатором не было результативных встреч с потенциальными инвесторами, с крупными промышленными группами. Не вижу этого взаимодействия, не вижу, что бизнес готов с ним разговаривать, что-то серьезно обсуждать, строить совместные планы», – отмечал эксперт.
Кроме того, по мнению Мамаева, за прошедшие сто дней Коновалов должен был представить «стратегические планы по развитию республики, ставшие логичным продолжением предвыборных обещаний».
«Их нет, как и нет понимания, как будут решаться экономические проблемы региона. За это время не состоялось каких-либо значимых встреч губернатора на федеральном уровне, а те, что были, ничего определенного республике не дали. Между тем 100 дней – это 5 % общей длительности губернаторского срока. И если в таком духе будет продолжаться и дальше, безрадостные перспективы вырисовываются прежде всего для региона, а уже потом – для Коновалова», – уточнил экономист.
Продолжающиеся провалы могут привести к окончательной потере кредита доверия от населения. Политолог Виктор Потуремский тоже ознакомился с результатами опроса, который проводил ВЦИОМ, и видит катастрофическое «таяние кредита» – «не по дням, а по часам».
«Но это неудивительно: в республике элиты разобщены, ни одно из предвыборных обещаний не выполнено – да выполнить их, откровенно говоря, невозможно. Но главное – не сформирована система управления в регионе», – заключил Потуремский.
Фото: пресс-служба правительства Хакасии