Евразийская экономическая комиссия открыла новое расследование в отношении импорта прокатных валков с Украины в Россию и другие страны Евразийского экономического союза. В России же прокатные валки выпускают несколько предприятий, но конкурировать на равных с украинскими они не могут. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Импорт идет в рост
На территорию Евразийского экономического союза, объединяющего Россию, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армению, вырос ввоз стальных кованных валков для прокатных станов (проходя через них, заготовка превращается в лист, ленту или фольгу). Заявление о защите против их импорта подал Уральский завод тяжелого машиностроения (Уралмашзавод), его поддержали ОРМЕТО-ЮУМЗ и ЭЗТМ.
Вдобавок завершилось действие антидемпинговой пошлины со ставкой 26 %, установленной против украинских валков еще правительством России в 2011 году и потом продлевавшейся в рамках ЕАЭС.
Исходя из этих двух причин, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК, регулирующий орган ЕАЭС) приступила к очередному расследованию в отношении ввоза валков с Украины.
В материалах говорится, что в 2015–2017 годах видимое потребление валков в ЕАЭС за девять месяцев 2018 года упало на 13,3 %, их импорт с Украины увеличился на 29,4 %, доля украинского импорта в общей структуре ввоза валков выросла с 58,4 до 68,7 %. Стоят же украинские валки дешево, и, как следствие, выпуск подобной продукции в ЕАЭС упал на 84,9 %. Несут же убытки от продажи валков, скорее всего, именно российские предприятия, в остальных странах ЕАЭС производителей валков, по имеющимся данным, нет.
Клиент всегда прав
В России прокатные валки производят Уралмашзавод, ОРМЕТО-ЮУМЗ, ЭЗТМ, «ОМЗ-Спецсталь» и Кушвинский завод прокатных валков (КЗПВ). «ОМЗ-Спецсталь» к заявлению Уралмашзавода не присоединилась, ее, видимо, ввоз валков с Украины не беспокоит. КЗПВ делает литые валки, а не кованые.
Приобретают же прокатные валки ключевые российские компании – «Северсталь», «Евраз», Объединенная металлургическая компания, группа НЛМК и пр.
«Евраз» закупает прокатные валки преимущественно у российских производителей. Цены на продукцию российских и иностранных поставщиков в последние годы выросли с различными темпами в зависимости от группы валков. Объемы закупок и другие коммерческие детали компания не раскрывает», – прокомментировали в пресс-службе «Евраза».
«В 2017 году компания закупила около 880 валков, в 2018–2019 годах объем закупок примерно аналогичен. Поставки российских производителей растут – с 27 % в 2017 году до 41 % в 2018 году, – сообщили в пресс-службе «Северстали». – Однако мы отмечаем, что производство валков в России имеет определенные системные проблемы (отсутствуют производства и компетенции для удовлетворения спроса по всей номенклатуре и типоразмерам валков, используемых на российских предприятиях черной металлургии)».
Кстати, еще в феврале 2015 года «Северсталь» объявляла итоги тендера на поставку прокатных валков для Череповецкого металлургического комбината. Были подписаны контракты с пятью претендентами – Sheffield Forgemasters Engineering (Великобритания), Valji Group (Словения), Gontermann-Peipers и Shteinhoff (Германия), Кушвинским заводом прокатных валков (Свердловская область). Как видно из их списка, Уралмашзавод, ОРМЕТО-ЮУМЗ и ЭЗТМ в круг победителей не вошли.
Какие именно прокатные валки приобретает Объединенная металлургическая компания, ее пресс-служба не сообщила. Но, думается, они те же самые, что и у остальных.
Экспансия в Россию
В расширении ввоза валков с Украины в Россию нет ничего удивительного. Сегодня украинская металлургия испытывает серьезные трудности, и особых перспектив для ее подъема нет. Раз дело обстоит таким образом и много заказов на валки на Украине ожидать не приходится, поэтому их производители стремятся увеличивать сбыт в Россию как основного производителя проката в ЕАЭС (в остальных странах ЕАЭС его мало выпускается, по сравнению с Россией).
«Я полагаю, что в сложившейся на Украине ситуации с падением собственного металлургического производства машиностроители страны просто вынуждены наращивать поставки на экспорт преимущественно в РФ, поскольку в ЕС либо в Азии их продукция не пользуется спросом. Это приводит к необходимости демпинговать, что ухудшает положение отечественных производителей, – говорит Максим Худалов, директор группы корпоративных рейтингов АКРА. – Ввоз украинской продукции неприятен для российских машиностроителей, поскольку возможности найти другой рынок сбыта, кроме РФ, у наших игроков пока также ограничены. А загрузка мощностей находится на уровне 60–70 %».
Угрозы же для отечественной металлургической индустрии импорт не несет. «Для российской металлургии их ввоз не опасен, ведь металлурги могут приобрести данные прокатные валки по весьма привлекательным ценам, даже с учетом действовавшей ранее антидемпинговой пошлины. Здесь нужно говорить о последствиях таких поставок для отечественных предприятий металлургического машиностроения, но тут не все так просто», – констатировал Анатолий Вакуленко, аналитик «Финам».
Пошлина против российской корпорации
Под расследование автоматически подпадают находящиеся на Украине Новокраматорский машиностроительный завод и «Энергомашспецсталь». Последняя принадлежит «Атомэнергомашу», машиностроительному холдингу «Росатома».
«Энергомашспецсталь» изготавливает детали для реакторов и парогенераторов атомных электростанций, строящихся «Росатомом» (и без нее он обойтись не может), производство же валков для нее – серьезное подспорье. И, выходит, антидемпинговая пошлина действовала против российской государственной корпорации, негативно влияя на финансовые результаты деятельности ее важнейшего предприятия.
«Энергомашспецсталь» поставляет прокатные валки в различные страны, в том числе в Индию, государства Европейского союза, Бразилию и др. Конкретные данные по структуре и объему поставок мы не раскрываем», – ответили в пресс-службе «Атомэнергомаша» на запрос «ФедералПресс» по поводу распределения продаж валков между Украиной, Россией и иными странами и российских компаний, покупающих у «Энергомашспецстали» валки.
«Энергомашспецсталь» не раз сообщала о заказах со стороны «Северстали» и «Евраза». Вероятно, они продолжают быть ее клиентами и в настоящее время.
ОРМЕТО-ЮУМЗ был признан банкротом решением арбитражного суда Оренбургской области в декабре 2018 года по заявлению фирмы «ИнтерфинТЭК», требовавшей взыскать с него почти 126,5 млн рублей. И количество кредиторов ОРМЕТО-ЮУМЗ растет – последним стал в феврале Михайловский ГОК (входит в «Металлоинвест»), желающий получить 255,868 млн рублей. Шансов на выход из кризиса у него практически нет, и антидемпинговая пошлина на валки его не спасет.
Уралмашзавод сделал ставку на изготовление дробилок руды, кранов, экскаваторов для добычи угля, шахтных подъемных машин. Последний заказ на валки, судя по его сайту, был в марте 2017 года – ему предоставил контракт казахский сталелитейный комбинат «АрселорМиттал Темиртау». То есть спрос на его валки может быть незначительным и большой роли в структуре выручки не играть.
Прогнозы и варианты
Представляется, что действие антидемпинговой пошлины будет продлено и, может быть, ее ставка повысится, сказавшись на стоимости валков.
«Тем не менее, риск постепенного сокращения доли российских машиностроительных предприятий остается, в первую очередь, из-за привлекательной цены импортных прокатных валков, и поэтому возбуждено повторное антидемпинговое расследование, которое призвано определить – продлить ли действие антидемпинговой пошлины на данную продукцию. Теоретически более привлекательная в ценовом отношении импортная продукция для металлургов может стать более востребованной, чем отечественная, что может привести к ухудшению положения на рынке российских производителей, сокращению операционных результатов», – прогнозирует Анатолий Вакуленко.
По его мнению, обращение российских машиностроителей в ЕЭК можно рассматривать как стремление уравнять в ценовом отношении их продукцию с продукцией других стран, обеспечить конкуренцию.
«Цены, вероятно, подрастут, но текущее состояние черной металлургии позволяет ей безболезненно принять удорожание валков, тем более, что оно не превысит, на мой взгляд, темпов инфляции. Мощности в РФ недогружены, поэтому дефицита валков стальных для черной металлургии в случае реализации сценария продления пошлин я не вижу», – ожидает Максим Худалов.
Следовательно, продление действия антидемпинговой пошлины и даже повышение ее ставки импорт валков с Украины не остановят – российские производители все равно будут проигрывают украинским в конкурентной борьбе. Металлургическим же компаниям выгоднее приобретать валки у как можно большего числа поставщиков, чем зависеть от троих – Уралмашзавода, ОРМЕТО-ЮУМЗ и ЭЗТМ.
На запросы «ФедералПресс», отправленные по электронной почте Уралмашзаводу, ЭЗТМ и ОРМЕТО-ЮУМЗ, никаких разъяснений получено не было.
Фото: pixabay.com