В Челябинске резко выросло количество медиаэкранов на улицах города. Эксперты связывают это с ростом спроса рекламодателей на такие объекты. Но, как выяснилось, после установки электронных билбордов степень воздействия их на водителей никто не оценивает. Ответственного за это органа в областном центре попросту нет. Между тем эксперты считают, что светодиодные экраны снижают видимость на дорогах и отвлекают автовладельцев. Как в Челябинске регламентируется сфера наружной рекламы с точки зрения дорожной безопасности, выяснял «ФедералПресс».
По сведениям челябинских рекламных агентств, спрос на медиаэкраны в городе в прошлом году вырос минимум на 20 %. По данным управления наружной рекламы и информации администрации Челябинска, за три месяца 2019 года в областном центре уже было выдано 15 разрешений на установку и эксплуатацию таких объектов. Для сравнения, за весь прошлый год было выписано 19 аналогичных разрешений.
По словам менеджера рекламной компании «Амиго-Медиа» Ирины Суховой, классические билборды постепенно вытесняются диджитал-форматом как более эффективным инструментом воздействия на горожан. К тому же, по стоимости оба варианта практически идентичны, поскольку для цифровой рекламы не требуется ни печать, ни монтаж.
Однако у многих челябинцев медиаэкраны вызывают сомнения с точки зрения безопасности на дорогах. «Нужно убрать эти конструкции с городских улиц. Сейчас они распространяются, как язва, и ухудшают ситуацию на дорогах», – поделился мнением челябинских жителей урбанист Лев Владов. По мнению эксперта, водители засматриваются на такую рекламу, а вечерами медиаэкраны слепят им глаза, из-за чего бывает совсем не видно пешеходов.
Эксперт Общественной палаты Челябинска Дмитрий Чудиновских также отмечает, что электронные билборды не способствуют безопасности дорожного движения. «Эти экраны очень большие и очень яркие, они то гаснут, то вспыхивают, и, конечно, это отвлекает водителей. Я лично это на себе ощущаю», – рассказал эксперт.
Небольшой опрос среди знакомых автомобилистов редакции также показал, что медиаэкраны действительно притягивают внимание. Отдельно были отмечены два светодиодных билборда, особенно мешающих во время движения: экраны на фасаде ТРК «Родник» на улице Труда и на южной стене Дворца спорта «Юность» на Свердловском проспекте, где кольцевое движение. Кстати, этот экран переехал сюда с Комсомольского проспекта после жалоб жильцов расположенных напротив домов.
У семи нянек…
Корреспондент «ФедералПресс» попытался узнать, что думают в челябинской Госавтоинспекции о возможном влиянии электронных медиаэкранов на водителей. Но в ведомстве сообщили, что давно не отвечают за наружную рекламу, эта сфера перестала входить в их компетенцию с лета 2013 года, когда указом президента было принято новое положение о Государственной инспекции дорожного движения.
Как выяснилось, регулирование рынка наружной рекламы теперь полностью возложено на органы местного самоуправления. Конкретно в Челябинске за это отвечает управление наружной рекламы и информации администрации города.
«ФедералПресс» обратился с запросом в указанное ведомство и выяснил, что при выдаче разрешений на установку наружных рекламных конструкций профильное управление руководствуется ГОСТом № Р52044-2003 о наружной рекламе на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений, а также законом о рекламе. При согласовании мест эти специалисты также обращаются к коллегам из управления благоустройства и в комитет градостроительства и архитектуры. Госавтоинспекции в этом «обходном листе» нет.
«Мы ведем реестр таких объектов, но не выполняем функцию контроля безопасности после их установки. Уровень воздействия медиаэкранов на окружающих также нами не отслеживается», – рассказала начальник юридического отдела управления наружной рекламы Виктория Корабельникова.
При этом эксперт отметила, что техническими регламентами в этой сфере занимается управление Роспотребнадзора, куда из мэрии обычно и перенаправляются жалобы населения. В Роспотребнадзоре корреспонденту «ФедералПресс» подтвердили, что вопросами наружной рекламы занимается их отдел по коммунальной гигиене. Но работа эта производится только по конкретным обращениям граждан. «Мы можем рассмотреть жалобы, провести замеры освещения на предмет соответствия санитарным нормам и правилам», – рассказали в отделе.
Однако в управлении Роспотребнадзора усомнились в возможности определить восприятие медиаэкрана водителем изнутри салона автомобиля. Например, если на рекламу пожалуются жильцы конкретного дома, то замеры яркости будут проведены непосредственно в квартирах заявителей. Но как провести эту процедуру в автомобиле в случае жалобы водителя на светодиодный экран?
В отделе по коммунальной гигиене посоветовали обращаться в Роспотребнадзор в любом случае. В ведомстве по факту решат, куда перенаправить жалобу. Аналогичный совет дали корреспонденту «ФедералПресс» и в управлении Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области. Пресс-секретарь ведомства Наталья Мартынюк пояснила, что в законе о рекламе, которым руководствуется УФАС, ничего не говорится о яркости рекламных носителей. Следовательно, антимонопольная служба не вправе потребовать убавить яркость того или иного медиаэкрана или потребовать убрать его по этой причине. «Но водители все равно могут обращаться с жалобами в УФАС, мы решим, куда перенаправить это заявление, если оно окажется не в сфере нашей компетенции», – пояснила Наталья Мартынюк.
В итоге вырисовывается неутешительная картина. При наличии многостраничных ГОСТов, положений и норм, касающихся наружной рекламы, а также ведомств, которые в той или иной мере задействованы в регулировании этой сферы, по факту за безопасность здесь не отвечает никто. На перекрестке Северо-Крымской и Труда, то есть как раз напротив «Родника», где теперь круглые сутки мерцает огромный светодиодный экран, нередко происходят аварии. Но едва ли кто из участников ДТП признается, будь так, что он отвлекся от дороги, засмотревшись на навязчиво бьющий в глаза контент.
Челябинцам остаются только превентивные меры: обращаться с жалобами и запросами во все инстанции, перечисленные в этой статье. Возможно, механизм регулирования в этой сфере будет выработан со временем, ведь раньше в таких масштабах светодиодной рекламы в городе попросту не было. Однако если ответственные – формально – ведомства и дальше продолжат перекладывать друг на друга контроль за установленными объектами с точки зрения дорожной безопасности, едва ли можно ожидать порядка здесь в ближайшей перспективе.
Фото: ФедералПресс/Евгения Парникова, Евгений Поторочин, Дмитрий Барков