Московская мэрия проигнорировала встречу с гражданскими экологическими активистами. Вопросы безопасности обращения с отходами в столице обсуждались на круглом столе в рамках IX Московского гражданского форума, организованного Общественной палатой города. Пришли все приглашенные, кроме чиновников. Создается впечатление, что для них экология стала закрытой темой. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Мусор? Нет, не слышали
Обсудить вопросы безопасности обращения с отходами активисты совместно с представителями Роспотребнадзора, региональных операторов и бизнеса собрались на Московском гражданском форуме. Модератор круглого стола «Безопасность системы обращения с отходами: дом-район-город» член Общественного совета Минприроды России и Общественной палаты Москвы Александр Федоров констатировал, что чиновники столичной мэрии проигнорировали приглашение. Это значит, что участники встречи вновь вынуждены были довольствоваться только обрывочными сведениями о происходящем в сфере обращения с ТКО в Москве.
Повторяется ситуация конца ноября 2018 года, когда представители правительства Москвы полностью проигнорировали совещание Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, которое тоже было посвящено теме строительства в городе объектов по обращению с отходами. Между тем проблем накопилось предостаточно, как и вопросом у жителей столицы.
Как известно, Москва находится на особых условиях в реализации реформы – столица получила отсрочку в старте реформы на три года. Это означает, что пока 7,2 млн тонн твердых коммунальных отходов, которые ежегодно образуются в городе, будут вывозиться по действующей схеме.
На откуп бизнесу
У Москвы есть и еще одна особенность: региональные операторы будут действовать не на всей территории города, а только в Южном административном округе (ЮАО) и в Новой Москве (ТиНАО). В остальных округах в рамках эксперимента длиной в 15 лет уже заключены госконтракты с операторами ООО «Эколайн», ООО «МСК-НТ», ООО «Спецтранс», ООО «МКМ-Логистика», ООО «Хартия». Интересно, что эти договоры не могут быть расторгнуты. Общая стоимость госконтрактов составляет порядка 142 млрд рублей.
Операторы Москвы самостоятельно решают, куда они повезут миллионы тонн городских отходов. Эксперты, выступающие на круглом столе, отметили, что соглашения по обращению с ТКО подписываются хаотично, и не всегда понятны стороны этих соглашений – операторы и региональные власти или еще кто-то третий. Этих документов не найти в свободном доступе. Это вызывает еще больше недоверия ко всему, что происходит в сфере обращения с московским мусором, ответственность за которую, по-видимому, городские власти полностью переложили на подрядчиков, на частный бизнес.
Существующая территориальная схема свидетельствует о том, что мусор размещается в других субъектах – в Ярославской, Архангельской и Владимирской областях. Жители этих регионов недовольны сложившейся ситуацией, но они бессильны. У них возникает негативное отношение к Москве и ее жителям, которые, собственно, сами оказались заложниками весьма странной политики столичных властей.
Сортировка под окнами многоэтажек
Известно, что в Москве идет строительство сортировочно-упаковочных узлов. Там власти планируют организовать брикетирование мусора, предназначенного для вывоза в другие регионы. Один из них – «Производственный погрузочно-разгрузочный кластер» на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» «Некрасовка». Отходы будут сортировать, измельчать, а затем прессовать и герметично упаковывать в пленку. Ещё один такой же пункт расположится недалеко от Павелецкого вокзала – в районе Замоскворечье.
Депутат Совета депутатов муниципального округа «Некрасовка» Дмитрий Шувалов, член инициативной группы жителей «Совесть Некрасовки», говорит, что еще в ноябре 2018 года на совещании в Совете по правам человека при президенте демонстрировал фотографии практически достроенных объектов. Люди, живущие поблизости с будущими экокластерами до недавнего времени даже не знали, что там строится. Приоткрыть завесу тайны удалось гражданским активистам, но никаких официальных подтверждений нет до сих пор – мэрия молчит.
«Мы, активисты, не первый раз сталкиваемся с ситуацией, что Москва, при возникновении сложных конфликтных тем, начинает отмалчиваться, не идет ни на какое общение. Складывается ощущение, что даже если случится какое-нибудь серьезное ЧП, Москва продолжит молчать. Это недопустимо, у нас гражданское общество, власти должны идти на диалог с людьми, они видимо считают, что если они об этом не говорят, то этого как бы не существует», – возмущен Шувалов.
По словам депутата, в ответ на все обращения по вопросу строящихся объектов власти города дают «отписки». Например, о мусоросжигательном заводе №4 столичный департамент ЖКХ как-то заявил, что это передовое предприятие. А о мусорном кластере «Некрасовка» чиновники по-прежнему молчат. Только однажды было сказано, что планируется строительство такого предприятия. После – вновь молчание, и факт, что строительство погрузочно-разгрузочных кластеров, так никем и не признан.
Как утверждает Дмитрий Шувалов, на строительство некрасовского кластера потрачено уже несколько миллиардов рублей. Объект должен был заработать в конце прошлого года, но пока он не введен в эксплуатацию. Эксперты опасаются, что может возникнуть ситуация, схожая с полигоном «Малинки»: тогда после серьезного общественного резонанса и протеста жителей свалку пришлось законсервировать, хотя к этому времени на ее строительство были потрачены миллиарды бюджетных средств.
Вотум недоверия власти
Ситуация, когда городские власти молчат, и москвичам, экспертам остается только догадываться о том, что именно строится на территории столицы, вызывает обоснованный протест и недовольство действиям чиновников столичной мэрии. Участники круглого стола даже подняли вопрос о доверии к власти и о достоверности информации о системе обращения с ТКО города Москвы.
Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Альбина Дударева считает, что проблем давно переросла в политическую.
«Сегодня собралось гражданское общество, а власти Москвы не участвуют обсуждении одного из сложнейших в настоящее время вопросов. Эта проблема достаточно политическая. Много недовольных. Давайте разговаривать с людьми. Компания «Хартия», которая является московским оператором, едет в другие регионы – во Владимир, Ярославль и ведет открытый диалог с губернаторами, с активистами, – отметила Дударева. – Регоператорам и власти сегодня стоило бы встретиться за круглым столом в диалоге с общественностью Москвы и СМИ. Почему вокруг этой ситуации столько тумана и непрозрачности? Что за возникновение «мутных», как говорит президент России Владимир Путин, структур в сфере переработки и утилизации мусора? В такой обстановке протест граждан против московского мусора вполне понятен и обоснован. Люди чувствуют себя обманутыми».
Общественная палата РФ предложила придать публичность ситуации, сложившейся в Москве в сфере обращения с отходами. Это нужно, прежде всего, самим властям, если, конечно, они заинтересованы в возвращении доверия людей к новой системе.
Кстати, в одном из пунктов госконтракта с компанией «Эколайн» есть даже специальный пункт, касающийся гражданского контроля за деятельностью предприятия: заказчик имеет право приглашать независимых экспертов для проверки соответствия качества оказанных услуг. По словам Альбины Дударевой, общественность заявляет о своей готовности оказать помощь Москве и проанализировать, что творится с отходами, на работу с которыми выделено из бюджета более 140 млрд рублей. «В рамках этого бюджета возможно строительство действительно современных и эффективных объектов по цивилизованной переработке отходов», – полагает эксперт.
Альбина Дударева напомнила, что эксперты Общественной палаты в прошлом году в соответствии с поручением президента проанализировали эффективность мер по обеспечению переработки ТКО. По их мнению, для преодоления кризиса системы обращения с отходами правительству Москвы целесообразно заключать концессионные и межрегиональные соглашения с другими субъектами РФ, проработав вопрос отбора субъектов и расчета квот на ввоз ТКО для отобранных субъектов.
«Необходимо квотами распределить московский мусор по субъектам – и это одна из функций Публично-правовой компании, которая должна рассчитать коэффициент технологической и экологической нагрузки субъектов РФ, заключающих межсубъектовые соглашения. Причем проводить эту работу нужно публично и открыто, – обозначила свою позицию эксперт. – Просьба к властям Москвы выйти на диалог с людьми в области обращения с отходами».
Фото: ФедералПресс / Ирина Шадиева, Виктор Вытольский, Екатерина Лазарева