Московская мэрия проигнорировала встречу с гражданскими экологическими активистами. Вопросы безопасности обращения с отходами в столице обсуждались на круглом столе в рамках IX Московского гражданского форума, организованного Общественной палатой города. Пришли все приглашенные, кроме чиновников. Создается впечатление, что для них экология стала закрытой темой. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Мусор? Нет, не слышали
Обсудить вопросы безопасности обращения с отходами активисты совместно с представителями Роспотребнадзора, региональных операторов и бизнеса собрались на Московском гражданском форуме. Модератор круглого стола «Безопасность системы обращения с отходами: дом-район-город» член Общественного совета Минприроды России и Общественной палаты Москвы Александр Федоров констатировал, что чиновники столичной мэрии проигнорировали приглашение. Это значит, что участники встречи вновь вынуждены были довольствоваться только обрывочными сведениями о происходящем в сфере обращения с ТКО в Москве.
Повторяется ситуация конца ноября 2018 года, когда представители правительства Москвы полностью проигнорировали совещание Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, которое тоже было посвящено теме строительства в городе объектов по обращению с отходами. Между тем проблем накопилось предостаточно, как и вопросом у жителей столицы.
Как известно, Москва находится на особых условиях в реализации реформы – столица получила отсрочку в старте реформы на три года. Это означает, что пока 7,2 млн тонн твердых коммунальных отходов, которые ежегодно образуются в городе, будут вывозиться по действующей схеме.
На откуп бизнесу
У Москвы есть и еще одна особенность: региональные операторы будут действовать не на всей территории города, а только в Южном административном округе (ЮАО) и в Новой Москве (ТиНАО). В остальных округах в рамках эксперимента длиной в 15 лет уже заключены госконтракты с операторами ООО «Эколайн», ООО «МСК-НТ», ООО «Спецтранс», ООО «МКМ-Логистика», ООО «Хартия». Интересно, что эти договоры не могут быть расторгнуты. Общая стоимость госконтрактов составляет порядка 142 млрд рублей.
![]()
Операторы Москвы самостоятельно решают, куда они повезут миллионы тонн городских отходов. Эксперты, выступающие на круглом столе, отметили, что соглашения по обращению с ТКО подписываются хаотично, и не всегда понятны стороны этих соглашений – операторы и региональные власти или еще кто-то третий. Этих документов не найти в свободном доступе. Это вызывает еще больше недоверия ко всему, что происходит в сфере обращения с московским мусором, ответственность за которую, по-видимому, городские власти полностью переложили на подрядчиков, на частный бизнес.
Существующая территориальная схема свидетельствует о том, что мусор размещается в других субъектах – в Ярославской, Архангельской и Владимирской областях. Жители этих регионов недовольны сложившейся ситуацией, но они бессильны. У них возникает негативное отношение к Москве и ее жителям, которые, собственно, сами оказались заложниками весьма странной политики столичных властей.
Сортировка под окнами многоэтажек
Известно, что в Москве идет строительство сортировочно-упаковочных узлов. Там власти планируют организовать брикетирование мусора, предназначенного для вывоза в другие регионы. Один из них – «Производственный погрузочно-разгрузочный кластер» на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» «Некрасовка». Отходы будут сортировать, измельчать, а затем прессовать и герметично упаковывать в пленку. Ещё один такой же пункт расположится недалеко от Павелецкого вокзала – в районе Замоскворечье.
Депутат Совета депутатов муниципального округа «Некрасовка» Дмитрий Шувалов, член инициативной группы жителей «Совесть Некрасовки», говорит, что еще в ноябре 2018 года на совещании в Совете по правам человека при президенте демонстрировал фотографии практически достроенных объектов. Люди, живущие поблизости с будущими экокластерами до недавнего времени даже не знали, что там строится. Приоткрыть завесу тайны удалось гражданским активистам, но никаких официальных подтверждений нет до сих пор – мэрия молчит.
«Мы, активисты, не первый раз сталкиваемся с ситуацией, что Москва, при возникновении сложных конфликтных тем, начинает отмалчиваться, не идет ни на какое общение. Складывается ощущение, что даже если случится какое-нибудь серьезное ЧП, Москва продолжит молчать. Это недопустимо, у нас гражданское общество, власти должны идти на диалог с людьми, они видимо считают, что если они об этом не говорят, то этого как бы не существует», – возмущен Шувалов.
![]()
По словам депутата, в ответ на все обращения по вопросу строящихся объектов власти города дают «отписки». Например, о мусоросжигательном заводе №4 столичный департамент ЖКХ как-то заявил, что это передовое предприятие. А о мусорном кластере «Некрасовка» чиновники по-прежнему молчат. Только однажды было сказано, что планируется строительство такого предприятия. После – вновь молчание, и факт, что строительство погрузочно-разгрузочных кластеров, так никем и не признан.
Как утверждает Дмитрий Шувалов, на строительство некрасовского кластера потрачено уже несколько миллиардов рублей. Объект должен был заработать в конце прошлого года, но пока он не введен в эксплуатацию. Эксперты опасаются, что может возникнуть ситуация, схожая с полигоном «Малинки»: тогда после серьезного общественного резонанса и протеста жителей свалку пришлось законсервировать, хотя к этому времени на ее строительство были потрачены миллиарды бюджетных средств.
Вотум недоверия власти
Ситуация, когда городские власти молчат, и москвичам, экспертам остается только догадываться о том, что именно строится на территории столицы, вызывает обоснованный протест и недовольство действиям чиновников столичной мэрии. Участники круглого стола даже подняли вопрос о доверии к власти и о достоверности информации о системе обращения с ТКО города Москвы.
Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Альбина Дударева считает, что проблем давно переросла в политическую.
«Сегодня собралось гражданское общество, а власти Москвы не участвуют обсуждении одного из сложнейших в настоящее время вопросов. Эта проблема достаточно политическая. Много недовольных. Давайте разговаривать с людьми. Компания «Хартия», которая является московским оператором, едет в другие регионы – во Владимир, Ярославль и ведет открытый диалог с губернаторами, с активистами, – отметила Дударева. – Регоператорам и власти сегодня стоило бы встретиться за круглым столом в диалоге с общественностью Москвы и СМИ. Почему вокруг этой ситуации столько тумана и непрозрачности? Что за возникновение «мутных», как говорит президент России Владимир Путин, структур в сфере переработки и утилизации мусора? В такой обстановке протест граждан против московского мусора вполне понятен и обоснован. Люди чувствуют себя обманутыми».
Общественная палата РФ предложила придать публичность ситуации, сложившейся в Москве в сфере обращения с отходами. Это нужно, прежде всего, самим властям, если, конечно, они заинтересованы в возвращении доверия людей к новой системе.
![]()
Кстати, в одном из пунктов госконтракта с компанией «Эколайн» есть даже специальный пункт, касающийся гражданского контроля за деятельностью предприятия: заказчик имеет право приглашать независимых экспертов для проверки соответствия качества оказанных услуг. По словам Альбины Дударевой, общественность заявляет о своей готовности оказать помощь Москве и проанализировать, что творится с отходами, на работу с которыми выделено из бюджета более 140 млрд рублей. «В рамках этого бюджета возможно строительство действительно современных и эффективных объектов по цивилизованной переработке отходов», – полагает эксперт.
Альбина Дударева напомнила, что эксперты Общественной палаты в прошлом году в соответствии с поручением президента проанализировали эффективность мер по обеспечению переработки ТКО. По их мнению, для преодоления кризиса системы обращения с отходами правительству Москвы целесообразно заключать концессионные и межрегиональные соглашения с другими субъектами РФ, проработав вопрос отбора субъектов и расчета квот на ввоз ТКО для отобранных субъектов.
«Необходимо квотами распределить московский мусор по субъектам – и это одна из функций Публично-правовой компании, которая должна рассчитать коэффициент технологической и экологической нагрузки субъектов РФ, заключающих межсубъектовые соглашения. Причем проводить эту работу нужно публично и открыто, – обозначила свою позицию эксперт. – Просьба к властям Москвы выйти на диалог с людьми в области обращения с отходами».
Фото: ФедералПресс / Ирина Шадиева, Виктор Вытольский, Екатерина Лазарева


