Кировские товаропроизводители жалуются на засилье федеральных сетей. Бизнесмены сетуют, что не могут попасть на полки федералов и терпят убытки. Если о размещении товара все-таки удается договориться, появляется другая проблема: производителей заставляют снижать цену продукта чуть ли не до себестоимости, и они снова несут убытки. Почему возникла такая ситуация, и как можно спасти местный бизнес – разбирался «ФедералПресс».
Надеялись на лучшее
Экс-депутат Кировской городской думы Алексей Кузьмин вспоминает, что массовый заход в Киров федеральных сетей встречался с большой «помпой». Жители надеялись увидеть в новых магазинах большой ассортимент продуктов по конкурентным ценам. Однако когда федералы обосновались в регионе, к ним стало возникать много вопросов по поводу отсутствия на полках товаров местных производителей, сомнительного качества завезенной продукции, вытеснения местного торгового бизнеса и минимальных налоговых отчислений в местные бюджеты.
Процесс захвата кировского рынка торговыми сетями был стремительным. В 2009 году в областном центре обосновались гипермаркет METRO и краснодарская сеть «Магнит». В 2010 году открылась «Карусель», в 2012 году появилась первая «Пятерочка». Тогда же Х5 Retail Group купила кировскую сеть «Экономная семья» из 24 магазинов. Такие крупные сделки УФАС зачастую одобряет с выдачей предписаний – особых условий, в соответствии с которыми компания может работать на территории региона. Однако в случае с «Пятерочкой» никаких особых условий выдвинуто не было. В 2013 году в Кирове появился «Бристоль», в 2014-м – магазины «Красное&Белое». В прошлом году открылся гипермаркет «Макси».
Еще в 2013 году доля сети магазинов «Глобус», которая на сегодня является фактически единственной крупной местной торговой сетью, составляла около 25% рынка розничной торговли в Кирове. «Магниту» оставалось около 10%, «Пятерочке» с «Каруселью» – 6,3%. К 2018 году ситуация кардинально изменилась – об этом говорит даже число магазинов. «Магнит» расширил свою сеть магазинов «у дома» в Кирове до 91 (еще 100 располагаются в районах), «Пятерочка» – до 78 (всего по области – 131 магазин), «Бристоль» – до 68 (всего 157 магазинов), «Красное&Белое» – до 79 (всего 129 точек). Крупнейшая местная сеть «Глобус» в Кирове представлена лишь 34 магазинами, еще двумя – в Слободском и Кирово-Чепецке.
При этом налоговые выплаты сетей все это время были, мягко говоря, скромными. Лишь в 2018 году один из федералов – компания «Тандер», представляющая магазины «Магнит» и «Магнит Косметик», вошла в топ-20 крупнейших налогоплательщиков региона. В двадцатку, кстати, вошло и ООО «Роксэт-С», представляющее сеть магазинов «Глобус». В топ-20 вошли и два крупных товаропроизводителя – завод по производству пива и безалкогольных напитков «Вятич» и «Кировский молочный комбинат». Сообщалось, что все они внесли в бюджет региона не менее 100 млн рублей налогов. В 2019 году кировский минфин опубликовал новый рейтинг налогоплательщиков, которые пополнили бюджет более чем на 150 млн рублей. В него снова вошли «Тандер», «Вятич» и «Кировский молочный комбинат», но выпал «Глобус». Другие федеральные сети, кроме «Магнита», в число крупнейших налогоплательщиков не вошли.
Многие эксперты считают, что столь широкое распространение сетей в итоге вызвало у производителей, жителей области и чиновников лишь разочарование. «По прошествии времени мы прекрасно видим, что набор продуктов на полках магазинов [федеральных сетей] в принципе не отличается разнообразием, а цены привлекательны лишь на акционные товары, – говорит Алексей Кузьмин. – Я прекрасно знаю, что один большой федеральный магазин при заходе в город требовал, например, от местных хлебопеков уменьшения отпускной цены путем снижения качества товара».
Больше, но дешевле
Действительно, о жестких методах работы федеральных сетей начали говорить буквально спустя несколько месяцев после появления в регионе первых магазинов. Правда, многие предприниматели, понимая, что в случае публичного скандала могут навсегда лишиться шанса попасть на полки федералов, предпочитали доносить свои жалобы до властей через бизнес-омбудсмена и Вятскую торгово-промышленную палату.
Непривычно сдержан при оценке деятельности федеральных сетей даже депутат Кировской городской думы, владелец «Котельничского молочного завода» Владимир Журавлев.
«Конечно, попасть на полки федералов непросто, – признается депутат. – Единственное, что спасло – у нас в области довольно сильная пищевка: и колбасная, и хлебная, и кондитерская, и молочная. Поначалу и «Пятерочка», и «Магнит» привозили сюда федеральные бренды молочной продукции, но потом они поняли, что это молоко не пользуется спросом – оно дороже, оно с большими сроками – фактически не портится. А своя продукция натуральнее, вкуснее, и, главное, дешевле. Поэтому потом они многие местные бренды взяли к себе достаточно легко».
При этом Журавлев отмечает, что сети, как правило, все-таки просят снизить стоимость продукта и берут не всю линейку товаров, а лишь 2–3 из 40 позиций. Однако в случае с кировской «молочкой» это отчасти оправданно, считает Журавлев. Если поставить на полки всю продукцию 6–7 местных молокозаводов, то продать весь объем даже федералам будет нереально.
«Федеральные сети выжимают все из производителей – это их политика, – все же признает Владимир Журавлев. – Конечно, всегда хочется, чтобы продукт продавался дороже, но это закон экономики. Не хочу их [федеральные сети] ругать, но с местными магазинами работать было проще – они знают продукцию, знают качество, но этих магазинов осталось немного».
Более категорично настроен генеральный директор производственного холдинга «Здрава» Владимир Савиных. Он еще несколько лет назад просил чиновников обратить внимание на тот факт, что федералы, заходя в регион, проявляют неумеренные аппетиты. Савиных отмечал, что федеральные сети требовали от местных товаропроизводителей снижать стоимость товара на 30%, при том, что кировская промышленность в большинстве своем имела рентабельность лишь 5–10%.
Сейчас, по словам Савиных, ситуация практически не изменилась – федералы до сих пор уничтожают местные сети и бренды. Стоит отметить, что предприниматель делает такие заявления, несмотря на то, что продукция завода, которым руководит Савиных, стоит на полках и в «Магнитах», и в «Пятерочках».
«Когда федеральные сети заходили в регион, мы говорили о здоровой конкуренции, – говорит Савиных. – Но сегодня мы наблюдаем обратный процесс. Идет уничтожение не только местных торговых сетей, но и производителей. Нужно проанализировать, что федеральные сети сегодня принесли в регион. Мне, кажется, мы увидим больше минусов, чем плюсов».
Кто виноват?
Сейчас в вятском истеблишменте нет единого мнения по поводу того, что делать в сложившейся ситуации, и есть ли вообще способ на нее повлиять. Кто-то считает, что ставить условия федералам надо было раньше – сейчас перестроить работу с ними будет сложно.
«Не хочу никого обвинять, но когда федеральные сети только начали заходить в регион, руководство области должно было предвидеть проблему, – считает генеральный директор Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем» Фаат Хайруллин. – Следовало добавить в соглашения пункт о том, что 90 % продукции, производимой в регионе, должно присутствовать на их полках. Сейчас же федеральные сети диктуют нашим товаропроизводителям свои условия, говорят: «Если хотите попасть на полки, снижайте цены до стоимости наших товаров». По логистике привозная продукция с аналогичными характеристиками не должна стоить дешевле нашей, но так зачастую происходит».
Другие, как, например, уполномоченный по правам предпринимателей Владислав Попов, считают, что общение с федеральными сетями – это прежде всего работа муниципалитетов. Бизнес-омбудсмен уверен, что именно из-за проколов местной власти доля федеральных сетей в некоторых муниципалитетах превышает разрешенные УФАС 25 % рынка. «Здесь требуется очень большая работа самих муниципалитетов, – отмечает Попов. – Чтобы не возникало таких проблем, нужно более жестко обозначать условия по аренде. Вот откуда у нас в городе взялись магазины «Красное и Белое» в каждом дворе? Их что, губернатор пустил?».
Сами торговые сети в этом конфликте предпочитают хранить молчание. Получить комментарий у представителей торговой сети «Магнит» «ФедералПресс» не удалось, в компании «Красное&Белое», получив запрос, перестали отвечать на письма. Высказались на тему жалоб лишь в компании X5 Retail Group, которая в Кирове представлена магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».
В X5 Retail Group подчеркнули, что компания стремится обеспечить максимальное присутствие локальных поставщиков на полках своих магазинов. В прошлом году компания начала сотрудничать с 183 новыми поставщиками из Приволжского федерального округа. Восемь из них располагаются в Кировской области.
«Например, агрокомбинат племзавод «Красногорский» начал поставлять в магазины Х5 овощи и молочную продукцию, а «Советская Агрофирма» – охлажденное мясо птицы, – пояснили в компании. – Партнеры растут вместе с компанией, не только показывая положительную динамику по бизнес-показателям, но и повышая качество своей продукции. Ярким таким примером в ПФО является производитель чая под брендом «Фабрика здоровых продуктов» из Татарстана. Он провел ребрендинг, проработал ассортимент, оптимизировал логистическую цепочку, тем самым снизив себестоимость, благодаря чему смог завести продукцию в ассортимент торговой сети и расширить географию поставок с локального контракта до нескольких десятков регионов России».
Что делать?
Несмотря на остроту проблемы, в правительстве области, кажется, ничего пока предпринимать не собираются. Губернатор Игорь Васильев несколько раз говорил о том, что местные товары должны лежать на полках федеральных сетей, но дальше слов дело не продвинулось. В региональном правительстве «ФедералПресс» подтвердили, что товаропроизводители иногда жалуются на проблемы с вхождением в торговые сети, но повлиять на ситуацию власти не могут. В правительстве подчеркнули, что не имеют права вмешиваться «в деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в части установления цен и ассортимента продовольственных товаров».
В правительстве области отметили, что самые большие сложности возникают с торговой сетью «Красное&Белое». Ранее о нарушениях, которые допускает компания, в интервью «ФедералПресс» сообщал бизнес-омбудсмен Владислав Попов. Кроме того, компания судилась с УФАС из-за размещения магазинов вблизи от образовательных учреждений.
«Местные производители алкогольной продукции не могут попасть на полки магазинов данной сети, – пояснили в правительстве. – С руководством торговой сети «Красное&Белое» не удается выстроить конструктивного диалога. Неоднократно направляемые в их адрес письма как со стороны местных товаропроизводителей, так и органов исполнительной власти Кировской области, остаются без ответа».
«Местная власть – что областная, что городская – вообще ничего не делает в переговорном процессе с федеральными сетями, никаких условий им не ставит, – констатирует Владимир Журавлев. – Например, в Нижнем Новгороде власти требуют, чтобы четверть продукции на полках была местной. У нас такого нет, власть бездействует. Хотя, что тут говорить: у нас элементарно не могут снег убрать и с мусором разобраться, а тут уже более сложный вопрос».
Владислав Попов, наоборот, отмечает, что решать проблему должны не только власти, но и предприниматели, которые пока не хотят даже писать жалобы на федеральные сети – а без них провести проверку нельзя. «Бизнес-сообщество молчит – я пока не слышал предложений ни от торгово-промышленной палаты, ни от бизнес-объединений, – сетует омбудсмен. – Они говорят: «Мы поднимаем проблему!» Проблема и так уже понятна, но в других регионах она решается, а у нас почему-то нет. У меня, например, есть устные данные о том, что «Красное&Белое» не выполняет условия Роспотребнадзора, но официальных обращений ко мне не поступает».
Впрочем, есть и те, кто считает, что рынок вскоре придет к состоянию равновесия. По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, при вмешательстве властей можно достичь баланса, который будет устраивать обе стороны: и местных товаропроизводителей, и федералов.
«В этой войне не будет победителей и проигравших: в итоге будет достигнут некоторый баланс, – прогнозирует эксперт. – Как показывает опыт, федералы не полностью теснят местных производителей. Первое время идет передел рынка, и местным приходится какую-то его часть уступить – здесь ничего не поделаешь, федералы действительно сильны. Но если местные власти встают на сторону местного бизнеса, то федералам приходится делиться. Это совершенно правильная тактика, без таких мер местные фермеры просто погибнут».
Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин, Андрей Гусий