Власти Кировской области обещают к 650-летию областного центра преподнести жителям подарок – снова сделать реку Вятку судоходной и обезопасить микрорайон Вересники от затопления. Ходили слухи, что некоторые работы могут начаться уже в 2021 году. Однако во время встречи с общественниками выяснилось, что никаких документов и экспертиз нет, экономическое обоснование мероприятий не подготовлено, а способы решения проблемы, которые собираются использовать власти, при неблагополучном стечении обстоятельств могут оставить весь Киров без качественной и безопасной питьевой воды. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Сами виноваты
Еще30летназад Вятка была полноценной транспортной артерией, покоторой ежегодно сплавляли миллионы тонн грузов – стройматериалы и лес. Пореке ходили суда разного профиля, которые перевозили десятки тысяч пассажиров. Сегодня транспортировать грузы по Вятке невозможно из-за ее обмеления – немногочисленные суда ходят по ней лишь в период половодья. Последний плот был сплавлен в мае 2006 года.
По словам экспертов, причин для обмеления Вятки несколько. Во-первых, реку перестали чистить, во-вторых, активно добывали со дна песок. Вопреки устоявшемуся мнению, такие работы вызвали вовсе не углубление реки, а размытие берегов и обмеление. Когда власти поняли, к чему приводит добыча песка, и запретили его вывоз, было уже слишком поздно – Вятка перестала быть судоходной.
Проблему восстановления судоходства на реке обсуждают уже не первый год. Правда, процесс был вялотекущим – эксперты не знали, что именно нужно будет делать, поэтому и не могли спрогнозировать объем финансирования. Они лишь отмечали, что потребуется не менее десяти лет и как минимум полмиллиарда рублей. Таких денег, отмечали региональные власти, области в своем бюджете не найти. При этом чиновники признавали, что «потенциал реки может быть востребован», в том числе с точки зрения туризма.
Подарок к юбилею
К проблеме вернулись в 2017 году – тогда губернатор Игорь Васильев заявил, что хотел бы снова сделать Вятку судоходной. В 2018 году стало известно, что мероприятия по расчистке реки могут стать подарком к 650-летию Кирова, которое будет праздноваться в 2024 году. Региональные власти объявили, что также собираются развивать прибрежную зону Вятки – микрорайона Вересники, где в будущем разместится спортивный кластер. Власти заявили, что в микрорайоне запланированы берегоукрепительные работы и обустройство набережной. Заплатить за основную часть работ должен был федеральный бюджет.
Меньше месяца назад прошло первое совещание по этой проблеме. Первый зампред правительства Александр Чурин подтвердил намерение властей провести дноуглубительные работы на Вятке, которые позволят восстановить судоходство и защитить от затопления Вересники. В местных СМИ появилась информация, что до 2023 года в микрорайоне будет построена дамба, на разработку проекта которой потратят 50 млн рублей. Материал для работ, как отмечалось, возьмут из той же Вятки – для строительства дамбы собирались использовать освободившийся при углубительных работах донный грунт.
Проектов нет
Вчера проблему развития Вересников и судьбу Вятки обсуждали в Общественной палате региона. Активисты заявили, что горожан беспокоит возможное снижение уровня воды в реке, и, самое главное, качество питьевой воды, которую весь Киров получает из Вятки. Председатель комиссии палаты по экологии и природопользованию Тамара Ашихмина заявила, что в СМИ звучат разные цифры и сроки реализации проекта, и экологи тоже хотели бы понять, что происходит на самом деле.
Заместитель министра охраны окружающей среды Кировской областиОльгаЖенихова подтвердила, что сейчас идет обсуждение этих вопросов. Что касается работ по дноуглублению, то пока обсуждается возможность проведения работ по срезке песчаных перекатов. Во время работ высвободится примерно 2,5 млн кубометров песка, который затем можно использовать для берегоукрепительных работ в Вересниках. Женихова заявила, что на все эти работы действительно может быть выделено федеральное финансирование, но деньги появятся только тогда, когда будут разработаны проекты, которых пока нет. Не разработали власти и концепцию развития Вересников, которая позволит понять, насколько будут оправданы столь крупные вложения.
«Пока эта работа только на уровне обсуждения, – констатировала Женихова. – Тему развития судоходства прорабатывает министерство транспорта – они высчитывают экономическую составляющую. Нужно понять, насколько это будет востребовано, экономически выгодно – по реке уже давно ничего не сплавляется, не ясно, есть ли потребность, и о каких объемах может идти речь. Темы обсуждаемые, они в прессе муссируются, однако вопросы экономики никуда не деть. Пока на этом все стоит – вопросов больше, чем ответов. Все идет на уровне обсуждений, никаких конкретных решений еще нет».
Начальник отдела водных ресурсов по Кировской области Камского БВУ Дмитрий Дудин подтвердил, что совещания действительно неоднократно проводились. Однако сказать по этому вопросу что-то сложно: он не знает, какой будет добыт объем песка, какие у властей планы на Вятку и Вересники. При этом Дудин подчеркнул: важно учитывать, что строительство защитных сооружений в Вересниках может привести к неприятным сюрпризам – та часть паводковых вод, которая сейчас проходит через территорию Вересников, может затронуть противоположный берег. Также, по его словам, превышение добычи песка выше определенных пределов может негативно повлиять на качество питьевой воды.
Несколько вариантов
Генеральный директор института «Кировводпроект» Владимир Смирнов посетовал, что городская администрация почему-то перестала привлекать их к обсуждению проблемы. Он, как и его коллеги, заметил, что проведение проектировочных работ не имеет смысла, пока власти не скажут, как будут использовать Вересники и развивать судоходство на Вятке. Информация о скорой реализации проектов пока вызывает у него лишь недоумение.
«Мы бы смогли ответить на многие вопросы, если бы нам было поручено разработать тело проекта, чтобы оценить все последствия реализации, – отметил эксперт. – Можно рассмотреть несколько вариантов развития Вересников и решения вопроса углубления Вятки. Отмечу, что все водозаборы находятся в зоне риска, и если мы просто начнем углублять русло реки, то уровень воды упадет и может оказаться так, что город вообще останется без воды. Что касается развития Вересников, то надежнее вариант, когда поднимается вся территория, а не строится дамба, хотя этот вариант и дороже на первом этапе. Еще один вариант – русловое подпорное сооружение, которое поможет держать уровень воды в Вятке постоянным, решить проблему судоходства и развития Вересников. Но это самый дорогой вариант – не знаю, пойдут ли на это федеральные власти».
Качество воды
Смутил подход чиновников к проблеме и эксперта палаты, инженера Александра Тимонова. Он напомнил, что еще в 2003 году было проведение исследование Вятки. Тогда специалисты пришли к выводу, что перемещение грунтов возможно лишь в пределах русла – ни о какой добыче речи не шло. То есть брать песок из Вятки для строительства дамбы абсолютно недопустимо. В случае проведения дноуглубительных работ действовать нужно по схеме «взял из реки – положил в реку».
«В случае добычи будет происходить просадка уровней, что приведет к проблемам на водозаборе, – констатировал Тимонов. – Выше Кирова находится Кирово-Чепецкая промзона – там ртуть и радиация. Сейчас они [опасные вещества] стоят, но мы не можем предсказать, что может произойти в случае просадки уровней».
Технический директор компании «Кировские коммунальные системы» Евгений Зыкин заметил, что решать вопрос нужно «очень осторожно и деликатно». По его словам, уровень воды в Вятке в 2010 году уже был близок к критическим показателям.
«Насколько просядет уровень воды [при проведении дноуглубительных работ], мы не знаем. Не надо забывать, что в Кирове сегодня нет альтернативного источника водоснабжения», – заметил Евгений Зыкин.
Эксперты рекомендовали региональным властям провести госэкспертизу документации, которая будет обосновывать воздействие планируемых работ на реку Вятку, и организовать общественную экспертизу документов с участием местного экспертного сообщества.
Фото: администрация города Кирова, ФедералПресс / Александра Варанкина