По данным Росстата, около 50 тысяч россиян ежегодно переезжают на ПМЖ в Крым из других регионов. Охотнее всего едут на полуостров северяне. Подстегивают к переезду не только теплый климат и близость Черного моря, но миллиардные федеральные финансовые вливания в социально-экономическую сферу, по которым полуостров уже обогнал Чечню. Эксперты прогнозируют, что при дальнейшем развитием инфраструктуры приток мигрантов будет только расти. «ФедералПресс» разбирался, в каких городах полуострова лучше всего жить, а не только отдыхать, и какие населенные пункты стоит обойти стороной.
Худшие города для жизни
Ялта. Цены московские, а бомжи и ямы крымские
Несмотря на звание курортной столицы Крыма, где расположены фешенебельные 5-звездочные отели и дорогие рестораны, Ялта для жизни далеко не самый лучший город полуострова. Здесь живут около 80 тысяч крымчан. Средняя зарплата, по данным сервиса Trud.ru, находится на уровне 27 тысяч рублей, это меньше на 2 тысячи, чем в среднем по региону. Наиболее высокооплачиваемой отраслью в Ялте является топ-менеджмент, но и здесь средняя заработная плата не превышает 40 тысяч рублей.
Ялта – самый дорогой город Крыма. По результатам мониторинга Крымстата в феврале 2019 года, самая высокая цена на продукты в Крыму – в Евпатории и Ялте. Жилье тоже дорогое. Как отмечают эксперты аналитического центра ЦИАН, квадратный метр в Ялте на «вторичке» стоит в среднем 119,8 тыс. руб. – это абсолютный рекорд среди городов полуострова.
«Заметно дороже квартиры только в Москве, а на одном уровне с ялтинскими ценами находятся вторичные рынки жилья Санкт-Петербурга и Сочи. В 2014-2019 годах цены в Ялте выросли на 59 %», – сообщают эксперты ЦИАН.
В антилидерах Ялта и по количеству плохих дорог. На «Карте убитых дорог» ОНФ более 400 участков, требующих срочного ремонта, больше только в Симферополе. Сами ялтинцы жалуются также на непомерно высокие тарифы ЖКХ при низком качестве услуг, незаконную торговлю, агрессивную застройка Приморского парка и прибрежной зоны, отсутствие внятного генплана, засилье мусора, бомжей в центре города и проблемы с канализацией.
«К сожалению, за 5 лет ничего не изменилось в сфере ЖКХ. Деньги есть, но местные власти осваивают их некачественно. Самые наши больные вопросы – канализация, мусор, застройка. Сейчас идет варварская застройка Приморского пляжа и набережной, в Приморском парке по-прежнему стоят незаконные многоэтажки. 5 лет не могут убрать разбитые причалы в порту рядом с набережной. В центральной части города, историческом поселке Васильевка, до сих пор нет канализации, все это идет в речку и попадает в море», – рассказывает ялтинский журналист Сергей Сардыко.
Симферополь. Столичный хаос
Столица Крыма, основанная на месте античного Неаполя Скифского, сегодня выглядит как провинциальный город с советской архитектурой, узкими улицами, плохими дорогами и старой инфраструктурой. В городе часто меняется руководство, однако Симферополь кардинальных позитивных изменений от этого не ощущает.
В Симферополе живут примерно 350 тысяч человек, больше только в Севастополе. Средняя зарплата здесь в районе 28 тысяч рублей по данным сервиса Trud.ru. Самые высокие зарплаты у риелторов, топ-менеджеров и инженеров – они получают от 39 до 50 тысяч рублей.
«Это столица, и здесь больше возможней для бизнеса. Работу легче найти, чем в маленьких городах, достаточно высокие зарплаты для Крыма. Много торговых и детских центров. Но по качеству дорог и ЖКХ я бы поставил Симферополь на последнее место в Крыму, это ужас просто. Раньше я считал, что Алушта самый грязный город, но сейчас, в межсезонье, он гораздо чище Симферополя», – рассказывает общественный деятель Александр Юрьев.
Мэрия недавно подсчитала, что половина городских дорог не имеет асфальтового покрытия вообще; почти 500 участков отмечены на «Карте убитых дорог» ОНФ как требующие экстренного ремонта. С мусором история не лучше – несанкционированные свалки периодически возникают даже в центральных частях города.
Генерального архитектора в городе нет. Застройка новых территорий идет хаотично, реконструкция проводится с нарушениями. Например, в Гагаринском парке, центральном в городе, после благоустройства стоимостью 43 млн рублей газоны превратились в озера глубиной до полуметра, в них плавали утки.
Симферополь лидер «антирейтинга» среди крымских городов сразу по нескольким показателям. Например, по росту цен на вторичное жилье – по данным аналитического агентства ЦИАН, за пять лет недвижимость подорожала +86 % – 78 тыс. руб. за кв.м. Это на 25-30 % выше, чем в таких крупнейших межрегиональных центрах как Казань, Екатеринбург и Новосибирск.
Из плюсов города можно отметить достаточно низкие цены на продукты, одежду и обувь в сравнении с другими крымскими городами, а также хорошее географическое положение, что делает его ключевым транспортным и логистическим узлом региона. Также здесь расположен современный международный аэропорт и проходит федеральная трасса «Таврида». С несанкционированной торговлей в городе также начали бороться в последнее время. Однако этими позитивные факты жизнь города кардинально не изменили.
Армянск. Экологическая катастрофа и низкие зарплаты
Как правило, маленькие северные города местные СМИ и власти «забывают» в информационной повестке. Моря здесь нет, инвестировать в бизнес и производство никто не хочет, работы мало, дороги в плачевном состоянии. Моногород Армянск с населением в 22 тысячи человек мог бы незаметно проскользнуть мимо редакционного «антирейтинга» вместе с соседним Джанкоем, если бы не печальные события августа-сентября прошлого года, когда на градообразующем предприятии Армянска – заводе «Крымский титан» – произошла экологическая катастрофа.
Из-за пересыхания кислотонакопителя завода произошел выброс в воздух сернистого ангидрида, который вызывает раздражение кожи и слизистых, а также отек легких. В городе за ночь пожухла, ржавчиной покрылся весь металл, замертво падали птицы. Люди жаловались на неприятный запах, жжение в носу и горле, тошноту, головные боли. Сергей Аксенов тогда заявлял, что угрозы здоровью людей нет. Затем ситуация стабилизировалась, власти занялись проблемой экологии в городе, однако несколько дней назад жители Армянска снова пожаловались на химические запахи и аллергические реакции: кашель, проблемы с глазами, сыпь.
«О новых выбросах нам пока ничего не известно. Вчера на совещании власти промолчали по этому поводу. Но жить в городе с такой экологией опасно. То, что накопилось в почвах, уже никуда не денешь. Шламы надо перерабатывать, кислотонакопитель покрыть водой. Профессиональных болезней тоже достаточно. Производство не из лучших, его надо перепрофилировать. Но все это как-то замалчивается», – говорит президент Крымской академии наук, эколог Виктор Тарасенко.
Экономическая ситуация в Армянске не лучше экологической. Город находится на Перекопском перешейке, соединяющем Крымский полуостров с континентом. В 2014 году правительство России внесло его в списки моногородов страны, в которых «имеются риски ухудшения социально-экономического положения». Зарплаты в городе невысокие даже для Крыма – средняя в районе 25 тысяч рублей, но большинство получают около 15-20 тысяч. Наиболее высокооплачиваемой отраслью в Армянске являются туризм и сфера общепита. Заработная плата в отрасли доходит до 45 тысяч рублей. Примерно столько же можно получить на производстве.
Лучшие города для жизни
Севастополь. Самый популярный у россиян
Севастополь официально самый популярный город Крыма для переезда на ПМЖ. По данным Росстата, свыше 70 % от всех переехавших на полуостров россиян с 2014 по 2017 оставалось в Севастополе, который вырос за 5 лет на 50 тысяч.
Самый большой по числу жителей и площади город полуострова весьма специфичен и к Крыму относится только географически. Широкие улицы, красивая архитектура, героическая история. Он активно растет и развивается с каждым годом, превращаясь в научный, культурный и бизнес-центр региона. Статус города федерального значения позволяет Севастополя иметь ежегодные миллиардные вливания из федерального бюджета: в 2019 году в рамках ФЦП ему выделили 19 млрд рублей, всей Республике Крым – 92 млрд рублей.
«Город имеет федеральный статус, что позволяет ему динамично развиваться: улучшается инфраструктура, транспортная сеть, строятся и ремонтируются дороги. Планируется создание моста через Севастопольскую бухту, что сделает перемещение еще более комфортным. Заброшенных мест нет. Минус, что город расположен в географическом тупике, но мы надеемся, что порты начнут оживать и это придаст положительную экономическую динамику. Еще хотелось бы более активного развития сельского хозяйства», – говорит член общественной палаты города Энвер Мамутдинов.
В 2019 году начнется развитие гражданского сектора Бельбека, что позволит Севастополю иметь собственный аэропорт. Рядом проходит 7 и 8 участки трассы «Таврида». В центре города строят масштабный музейный, театрально-образовательный и киноконцертный комплекс. В сентябре откроют самый крупный в России парк живой истории. Запланировано строительство современных больницы скорой медицинской помощи, онкодиспансера и еще ряда медицинских и образовательных учреждений.
Но жизнь в городе достаточно дорогая. По данным центра ЦИАН, квадратный метр жилья на «вторичке» стоит немногим дешевле Ялты – 91,9 тыс. руб. Цены на продукты также немного ниже ялтинских. Проезд в транспорте обходится в 20 рублей, тогда как в Республике Крым установлены тарифы в 15 и 17 рублей.
Средняя зарплата по данным портала Trud.ru, на январь 2019 года в Севастополе 26 700 рублей. Здесь наиболее востребованы специалисты в сферах торговли и производства. Самые высокие зарплаты у риелторов, топ-менеджеров и инженеров – они получают по 35-45 тысяч рублей. Инженеров в городе дефицит, также наиболее востребованы в городе уборщики, секретари, водители и медсестры.
Керчь. Доступное жилье, мост и промышленность
Керчь – нетипичный крымский город, экономика которого основывается не на туристической сфере, а на транспортной и производственной. Это крупный портовый, судостроительный и рыболовный центр, после запуска Крымского моста главный логистический центр больших грузопотоков с материковой России. Развита промышленность: здесь работают металлургический, кирпичный, цементный и другие заводы. Зарплаты занятых на производстве керчан в среднем находятся на уровне 50 тысяч рублей по данный портала Trud.ru. Проектировщики и инженеры получают около 44 тысяч, примерно столько же зарабатывают в транспортной сфере. Планируется открытие еще нескольких новых производств.
При этом здесь самые доступные цены на жилье среди крупных городов Крыма. Даже, несмотря на рост стоимости опережающими темпами в связи с запуском Крымского моста, квадратный метр стоит в среднем 52,0 тысячи рублей. Цены на продукты средние по Крыму.
Из недостатков – архитектура, город достаточно серый и унылый. Кроме того, здесь плачевное состояние инфраструктуры. Коммуникации, по словам местных жителей, находятся в критическом состоянии, но это характерно практически всех городов полуострова.
«Крымский мост позволил нам без проблем ездить в Краснодарский край и летать через аэропорт Анапы, до которого в два раза ближе, чем до симферопольского. Москва вкладывает колоссальные средства в восстановление всех заводов и промышленных комплексов. Плюсов в целом больше, чем минусов», – говорит общественно-политический деятель из Керчи Константин Ерманов.
Феодосия. И море, и работа
Еще один город, жизнь которого меняется после открытия Крымского моста, это Феодосия. Популярный климатобальнеологический курорт с известными санаториями и грязелечебницами, родина художника Ивана Айвазовского, не такой раскрученный, как Ялта. Пожалуй, один из немногих, где жить и работать одинаково комфортно. В последний год Феодосия упрочила свое значение как современный транспортный узел, где сходятся автомобильные, железнодорожные и морские пути. В городе расположен крупный морской торговый порт, нефтебаза, рядом проходит трасса «Таврида».
Но именно после открытия Крымского моста цены на недвижимость начали активно расти, но они все равны почти в два раза ниже, чем в Ялте – 65,6 тысяч рублей за квадратный метр. При этом уровень зарплат достаточно высокий по местным меркам: в среднем горожане получают в районе 30 тысяч рублей. Маркетологи и топ-менеджеры могут зарабатывать по 50 тысяч. Достаточно высокая зарплата в транспортной и производственной сферах – 40-50 тысяч рублей. При этом офис-менеджер, например, получает не более 20 тысяч. Еще один плюс городу это комфортный мягкий климат, хорошая экология и богатая многовековая история – в Средние века он был главным портом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье.
«К Феодосии относятся множество курортных поселков, которые славятся красотой природы и песчаными пляжами. Здесь много достопримечательностей и памятников, приятный климат. На полуострове образцового города нет. Проблемы Феодосии характерны для всех крымских городов. Но жить здесь комфортно», – говорит феодосиец, общественный деятель Александр Талипов.
За последние четыре года несколько раз сменялось руководство города, но на качестве жизни это мало сказалось. Проблемы у Феодосии типичные для большинства крымских городов: жилищно-коммунальная сфера, нерегулярное водоснабжение, слабо развитая инфраструктура, транспорт, застройка зеленых зон. Но при этом катастрофического положения ни в одной отрасли нет. Дорожное покрытие оценивается как среднее, в городе 64 «убитых» дороги – это, к слову, в 7,7 раз меньше, чем в Симферополе.
Примечание
Редакция рассматривала крымские города с количеством жителей больше 20 тысяч человек. Ни один из городов не стал абсолютным лидером по числу положительных или негативных оценок и не все вошли в рейтинг. Например, многие эксперты отметили Евпаторию как самый чистый крымский город с красивой архитектурой и лучшей экологией, но в городе нет практически производственных предприятий и плохо с работой, низкие зарплаты и проблемная инфраструктура.
Фото: сайт правительства Севастополя.