Top.Mail.Ru
Экономика
Красноярский край
0

Экспорт не ради экспорта. Как повысить качество продукции на российском рынке, выяснили на КЭФ

Как повысить качество продукции на российском рынке, выяснили на КЭФ
Как повысить качество продукции на российском рынке, выяснили на КЭФ

В Красноярске проходит экономический форум, посвященный национальной конкурентоспособности. В рамках него состоялась конференция «Новая экспортно ориентированная промышленная политика». Предлагается поддерживать предприятия, готовые выйти на внешние рынки. Но такие производства должны иметь высокое качество и спрос на продукцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Какие проблемы сейчас существуют в этой сфере, что предстоит пройти, а также о будущем производства в России и за ее пределами – в материале «ФедералПресс».

Для чего все это нужно?

На одной из площадок Красноярского экономического форума развернулась дискуссия на тему увеличения экспорта. В рамках реализации национальных проектов предлагается поддержать производителей, которые готовы выйти на внешние рынки. Предполагается, что это не только даст возможность получения дополнительного дохода, но и повысит качество продукции в целом. В мероприятии принял участие заместитель председателя правительства Дмитрий Козак, который рассказал о цели, которая должна стать финальным итогом программы. «Экспорт не является самоцелью. Цель – развитие страны и конкурентоспособности продукции и на внутреннем, и на внешнем рынке», – подчеркнул Дмитрий Козак.

Он напомнил, что выделяется значительное количество средств, которые направляются на развитие производств на внутреннем рынке, оптимизацию и улучшение технологических процессов. По словам Козака, особое внимание правительство уделяет продукции, имеющей спрос на внутреннем рынке. «Экспорт – маркер качества продукции», – подчеркнул Дмитрий Козак, напомнив, что старт обновления был дан президентом России Владимиром Путиным.

Отдельное внимание он уделил размеру выделяемых средств, которые получают на порядок меньше компаний, чем платят налоги, идет перераспределение. «Средства будут выделяться тем, кто готов перестроить промышленность в России в целом», – отметил Дмитрий Козак, говоря о росте качества.

Правительство сформировало полностью подготовленную национальную базу, в том числе и нормы права, позволяющие обеспечить прозрачность доступа к этим средствам. «Мы выходим на стадию практической реализации. С понедельника, 1 апреля, будут уже проходить конкурсные процедуры по отбору. К середине года будет полный список, рассчитанный на шесть лет. Поможем тем, кто может повысить качество, которое увеличит конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках», – отметил Дмитрий Козак.

При этом правила предоставления финансирования соотносятся с правилами ВТО. Именно на этот фактор, по словам спикера, обратили внимание крупные предприятия, так как это не позволит допустить ограничений для уже действующих экспортеров.

fc53f7c09287a6b89bb5da0ca286b5fe.jpg

Представитель Министерства промышленности и торговли рассказал, что определены меры поддержки таких предприятий. Основная гарантия – соглашение о повышении конкурентоспособности, увеличение доли экспорта. Тут могут быть льготное кредитование, компенсации логистических затрат и так далее.

Любые промышленные предприятия могут получить поддержку. При этом потенциальные экспортеры разделены на два типа – федеральные и региональные, которые наиболее хорошо знают специфику отраслей. Особенное внимание спикеры уделили тому, что даже небольшие предприятия потенциально могут стать конкурентами на внешнем рынке своим зарубежным коллегам.

«Обращаться в банк можно будет только после подписания соглашения с государством. Введены отраслевые лимиты, чтобы одна сфера не забрала все финансирование. Ограничение 60 млрд рублей для инвестиционных проектов, 30 млрд для других», – отметил спикер от Минпромторга, отметив, что с 1 апреля начинает действовать конкурсный отбор, участие в котором могут принять все регионы.

Мнение бизнеса

Председатель «российского экспортного совета» Андрей Слепнев подтвердил, что экспорт предприятиями не должен идти ради экспорта. По его словам, «это серьезный маневр в промышленности, которого давно ждали». «Предприятия, которые выходят на внешний рынок, отличаются зарплатами и качеством. 2,5 млн рабочих мест работают в сторону экспорта. Реализация проекта по поддержке потенциальных экспортеров даст прирост еще 2 млн мест. Это серьезное подспорье регионам и экономике», – отметил Андрей Слепнев.

Он напомнил, что отбор компаний, которые захотят развивать производство для экспорта, будет проведен с 1 апреля по 15 мая. «Формируется экспортная культура у малых предприятий, что влияет на качество, повышает его. Этот качественный рост отражается и на внутреннем рынке. При этом сюда входят все направление – химия, метал, легкая и пищевая промышленности, лес и его обработка», – рассказал Андрей Слепнев.

Привел он и пример, показывающий, что и санкции могут играть на руку отечественным производителям. По его словам, в противостоянии США и Китая, по сути, выиграла Корея, получившая новый рынок сбыта.

Однако есть и проблемы. Так, производитель фторопласта Максим Расохин рассказал, что его компания уже пользуется определенными мерами поддержки. При этом их доля на рынке выросла с 6 до 9 %. Но он указал и на проблему предлагающейся поддержки компаниям, увеличивающим объем экспорта, который указан в рублях.

c447516eb673614f1439c23cf5df5752.jpeg

Расохин рассказал, что цена на производимый им продукт в 2018 году упала на 40 %. По его словам, подписывать соглашение на увеличение экспорта рискованно, так как стоимость опять может упасть – тогда объем экспорта в рублях упадет, несмотря на то, что доля присутствия на рынке сохранится.

«Нет гибкого механизма оценки бизнеса и внесения изменения в соглашения. Предлагаем проработать, чтобы можно было учитывать рынки и их особенности, дополнить», – подчеркнул предприниматель.

Дмитрий Козак ответил, что если доля рынка сохраняется, то должна сохраняться и программа поддержки. «До середины мая проработаем, до окончания процедуры отбора», – подчеркнул Козак.

Присутствующие представители медицинских производств привели еще один пример. В частности, есть проблема поиском потребителя. Действующее законодательство не позволяет рекламироваться по телевизору. Вторая проблема закупок – вынуждены конкурировать с низким качеством продукции коллег, а значит, и низкими ценами. К таким конкурентам они отнесли китайских производителей, а также «немецкий Китай» (продукция закупается в Китае, но упаковывается в Германии. – Прим. ред.).

«Ограничения срока действия проектов до 2024 года, но это не значит, что после этого будет идти низкое качество или экспорт. Порядок участия в проекте – конкурс. Это важно, так как будет конкуренция внутри проекта. Раньше все меры поддержки всех секторов ограничивались одним словом – субсидия. Срок на один год. Не было понятно, что будет дальше. Впервые в рамках нацпроектов соглашения заключаются на шесть лет. Мы гарантируем финансирование на весь период заключения», – подытожил Дмитрий Козак.

Фото: ТАСС / Александр Рюмин, ФедералПресс / Андрей Гусий

Сюжет по этой теме
12 марта 2019, 16:21

КЭФ-2019

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.