Тема конкурентоспособности стала основой экономического форума, проходившего в Красноярском крае. Одна из площадок получила название: «Культура и бизнес. Новый вектор партнерства». Как живет искусство, что для культуры делает бизнес, как в этом диалоге участвует бизнес – в материале «ФедералПресс».
Как и любой сектор, культура стремится к развитию, реализации крупных проектов. Конечно же, для этого необходимы инвестиции, размер которого зачастую лежит за пределами возможности имеющегося бюджета.
Исполнительный директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов рассказал о том, что его заведение культуры самый маленький из региональных театров, но в нем шесть творческих коллективов. При этом треть регионального бюджета, в части выделяемых на культуру, идет на содержание именно этого театра.
«Мне как директору, нам как театру, надо доказывать, что мы нужны. Нужно купировать критику. Задача стоит доказать необходимости социального инвестирования», – отметил Андрей Борисов.
Рассказал он и будущих проектах, и о мечте создать кластер. Он должен состоять из театра и добавленных к нему образовательных учреждений. По словам Борисова, это необходимо, чтобы студенты, будущие звезды постоянно находились в творческой атмосфере, совершенствовались.
Борисов отметил, что идет постоянная работа с бизнесом, например, с точки зрения поддержки наших ветеранов. Речь идет о тех, кто когда-то были звездой, а сейчас они не играют, но не должны быть забыты.
«Мы помогаем вывезти их на какие-то мероприятия. При этом ветераны участвуют в ряде программ со зрителями и молодежью. Они помогают снимать напряжение вокруг театра», – отметил Андрей Борисов.
Немного другая политика развития у музейного кластера из подмосковной Коломны. Руководитель комплекса Наталья Никитина рассказала, что первый музей был открыт в 2009 году. Сейчас уже прирост составляет 3млн туристов.
«В январе отметили 10 лет с момента открытия первого музея, в 2009 году нам помогли тем, что не запретили это делать. Первые два года глава не приходил в музей, наверное, и сами жители. Когда уже из Москвы стали обращаться в местную администрацию, интересоваться, то появился поток туристов», – рассказала Наталья Никитина.
По ее словам, информационная поддержка важнее, чем финансовая. В качестве примера она привела открытие первого музея, когда приехал пул журналистов, что позволило жителям других регионов и городов узнать о существовании учреждения.
«Сейчас все помещения музея находятся в аренде. При этом определена самая низкая арендная ставка, так как здания относятся к объектам культурного наследия. Мы своей деятельностью решаем проблему реставрации объектов. Конечно же, это делается через систему закупок. В условия реставрации заложено нахождение музея, поэтому конкурентов не бывает. Бизнес понимает – инвестиции долго не окупятся», – поделилась Наталья Никитина.
Музейный комплекс заполняет определенные ниши, в том числе и в производстве, уже позволяет иметь более 100 человек в компании. За счет инвесторов планируется построить еще три специализированные лаборатории, которые фактически помогут заполнить все возможные площадки в данной сфере.
«Нужна со временем структура, которая будет контролировать музеи, фильтровать», – отметила Никитина.
Директор департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития России, старший научный сотрудник Высшей школа экономики Андрей Шадрин рассказал о мерах, которые принимаются правительством для улучшения диалога между культурой и бизнесом на местах, в регионах.
По его словам, был принят очень важный документ, который регламентирует налоговый вычет при пожертвованиях бизнеса в адрес объектов культуры. По его словам, такой формат должен активизировать взаимодействие предпринимателей и музеев, театров.
Однако Шадрин напомнил, что налог на прибыль пополняет региональный бюджет, поэтому местные власти должны установить, какой именно размер налогового вычета будет установлен при таком виде благотворительности.
«Это делается в рамках обсуждения с бизнесом, закладывается в программы развития бизнеса и корпоративных программ. По моему мнению, именно такой формат оптимальный, так как он привлекает внимание и бизнеса, и властей к культуре», – акцентировал Андрей Шадрин.
По его словам, если власти установят определенный уровень вычета, то бизнес пойдет помогать, но он выразил сомнения, что все регионы знают об инновации или применяют ее на практике.
Отдельно спикер остановился на том, что участие бизнеса крайне важно в поддержке культуры. Это помогает развить сообщества, корпоративную культуру, что приводит к дополнительной мотивации работников.
«Нужно уйти за пределы выплат зарплат и премий. В современном бизнесе идет высокая интеллектуальная нагрузка, при которой к работнику нужно относится как к волонтеру, несмотря на то, что ему платят заработную плату», – подытожил Андрей Шадрин, говоря о том, что это новая задача для тех, кто отвечает за кадры и корпоративную культуру.
Фото: Андрей Гусий
КЭФ-2019