30 стран мира, 60 регионов России, 100 площадок и почти 9 тысяч участников – таковы цифры XVI Красноярского экономического форума. Три дня вместили в себя огромное количество высказываний, прогнозов и конкретных решений. Осмысление КЭФ-2019 продлится не один день, однако выявить общие тенденции форума можно уже сегодня. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Правда вместо флера
600 миллиардов рублей – именно столько инвестиций может быть получено в ходе реализации соглашений, которые были подписаны в ходе проведения XVI Красноярского экономического форума. О них упоминал губернатор Красноярского края Александр Усс, отмечая, что планы должны становиться реальностью при выполнении условий, среди которых – реформирование конкретных статей законодательства. В этом заявлении проглядывается суть сегодняшнего КЭФ: участники не боятся напрямую говорить о проблемах и задачах, невзирая на аудиторию и присутствие чиновников самого высокого ранга.
Тот же Усс приводил примеры из комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь», которые затрагивают несколько регионов и могли бы привести к экономическому росту. Его коллега, губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев отмечал имеющиеся сложности с развитием угольной промышленности, дополнительно подчеркивая, что принятых решений не достаточно и нужны новые меры.
«Если будем развивать угольную отрасль, то получим много дешевых энергоресурсов для нашей экономики. Сложилось мнение, что угольная промышленность – это грязная энергия, риски, гибель людей. Ставим задачу другого развития угольной отрасли. Внедрение самых современных стандартов по промышленной безопасности и охране труда, по эффективности и добыче. Сдерживающий фактор – человеческий капитал, нужны новые специалисты другого уровня», – обозначал вызовы Цивилев.
Глава правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол вообще, похоже, не имел сомнений, когда рассказывал на заседании межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» о своей дискуссии с министром энергетики РФ Александром Новаком по поводу сотрудничества с Монголией. Что ему так и не удалось убедить федерального министра в важности международных проектов, которые одновременно могут и укрепить позиции нашей страны в Азии, и запустить развитие отдельных регионов.
С интересами регионов, которые обозначаются в той или иной форме, и связано главное противоречие форума. С одной стороны, упор на региональную тематику, на потребности субъектов РФ, их проблемы и пути выхода, размывают общую повестку форума, что привело, как выразился модератор пленарной дискуссии «нулевого дня» Денис Терехов, к «постепенной потере федерального флера».
С другой стороны, есть все шансы, что на какие-то вопросы будет получен не только ответ, но и обещание по его выполнению. Президент «Опоры России» Александр Калинин озвучил на заседании правительственной комиссии по энергетике перед министром Новаком ситуацию с красноярской ТЭЦ-1. В свете реализации проекта «Енисейской Сибири» просьба была более чем актуальной.
«Развитие энергетики впрямую влияет на стоимость выпускаемых товаров. В этой связи поднял вопрос, что Красноярск должен получить приоритетное право рассмотрения вопроса модернизации ТЭЦ-1 в особом режиме. Причина проста: электростанция уже устарела, ее реконструкция будет стоить дорого, а у правительственной комиссии есть возможность включать те или иные объекты в особых случаях в специальный список, где конкурс не нужен. Предварительно получил согласие, что идея будет поддержана», – рассказал Калинин.
Когда токсичность не помеха
Если представителей региональной власти отличало бесстрашие в плане констатации иногда не столь приглядных фактов, то экспертам и бизнесменам больше было свойственно визионерство, которое строилось на понимании, что на сегодняшний день есть в активе и какие перспективы могут сложиться. Прогнозы выдвигались самые разные по широкому спектру отраслей. Михаил Воеводский, интеграционный архитектор из команды блокчейна Emercoin, в разговоре с обозревателем «ФедералПресс» рассказывал, как в России появится законодательство по блокчейну.
«Участники рынка, которые используют технологию блокчейн, будут создавать опыт по его применению и вырабатывать нормы по взаимодействию. В конечном счете законодателям придется присмотреться к таким пилотным запускам. Почему такой сценарий наиболее полезен? В сфере информационных технологий движение должно идти снизу вверх, потому что депутаты порой не знают, что все-таки нужно сделать. Ведь они могут разработать и принять нечто непонятное и неприменимое», – поделился мнением Воеводский.
Были и прогнозы, пересекающиеся с озвученными проблемами, что в конечном итоге вселит уверенность. Уже упомянутый губернатор Кузбасса Цивилев говорил о недостатке квалифицированных специалистов и потребности региона в появлении золотого треугольника «наука-образование-промышленность», который лежит в основе проекта для научно-образовательного центра, а представитель Особой экономической зоны Санкт-Петербурга Елена Алексеева делилась опытом, к чему может привести массированный поток выпускников.
«Наша зона за последний год стала лучшей в Европе с точки зрения привлечения инвестиций. Этот успех, который можно масштабировать, основывается на грамотном выборе типологии особой экономической зоны и учебном профиле Санкт-Петербурга, который схож с ведущими наукоградами страны. Университеты изначально понимают, каких специалистов им следует готовить, чтобы те приходили на работу в наши резиденты, которые, благодаря мощной кадровой основе, увеличивают свой оборот и отчисления в бюджет города», – анализировала Алексеева.
И все-таки, вопреки опасениям Терехова, форум не утратил своего федерального флера – эксперты активно делились соображениями о будущем России. Главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов рассказывал о своем общении с профессором сингапурской школы государственного управления имени Ли Куан Ю Парагом Ханной.
«Мы с ним выясняли, является ли токсичность приговором для Запада? Пришли к выводу, что вроде нет, поскольку мир все-таки многополярен. И есть примеры, когда суровые санкции не мешали развиваться. КНР находится под санкциями с 1989 года, когда было подавлено восстание на площади Тяньаньмэнь, и что мы видим с китайской экономикой? Все прекрасно. Или Индия была под санкциями вместе с Пакистаном после взлома дверей «ядерного клуба», когда они испытали бомбы и ракеты и получили запрет на технологии двойного назначения. Сегодня во всем мире признают успех индийского Бангалора, новой электронной столицы. Самое главное, что Параг заявил, что евразийская ось – основная для торговли, там по объему товаров и средств самые высокие показатели в мире. Так что для нашей страны еще не все потеряно, есть надежда», – заключил Баунов.
Инфографика: «ФедералПресс» / Елена Майорова.
Фото: ТАСС/ Александр Рюмин (1), Артем Геодакян (2,3), Донат Сорокин (4), Артем Ленц (5).
КЭФ-2019